На первый взгляд судно выглядит довольно таки забавно из-за формы своего корпуса, что вначале стала причиной насмешек со стороны немцев. Со временем ПЗБ №3 стала сниться им в далеко недобрых снах, а зоны досягаемости снарядов судна начнут называть «Пронеси, Господни» или «Квадрат смерти».
Сегодня вы узнаете о заслугах ПЗБ №3 «Не тронь меня» перед Отечеством.
Как появилось имя судна?
В истории нашего государства с именами для орудийных батарей особо не заморачивались. По регламенту название состояло из букв и цифр чему как раз-таки соответствовала ПЗБ №3. Имя «Не тронь меня» судно получило в честь нескольких кораблей императорского флота. Такое же имя имела батарея 1865 года, державшаяся на воде еще 70 лет, сохранив свою боевую компетенцию.
Идея создания
С началом ВОВ появилась надобность строительства спец пункта для наблюдения на дальние расстояния возле Севастополя. Для этой роли хорошо подошел натурный отсек от незавершенного проекта линейного корабля. До начала войны на этом отсеке проводились испытания систем противоминной защиты. А вот саму идею создания боевой единицы со всеми условиями ведения боя выдвинул Бутаков Григорий. Вначале августа 41-ого года батарея ступила на воду. Получив статус «отдельной», она стала морскую зону. Экипаж состоял из 130 человек вместе с командиром судна старшим лейтенантом С.Я. Мошенским.
Арсенал судна
Чтобы не подпустить фашистов к Севастополю, корабль был оборудован:
- Двумя 130-мм орудиями
- Четырьмя 76,2-мм орудиями
- Тремя 37-мм зенитными автоматами
- Тремя 12,7-мм зенитными пулеметами
Первые столкновения с врагом
В конце лета 41-ого года батарея, сливающаяся с морской волной, заняла позицию возле Херсонского маяка. Вначале её именовали «Коломбианой», а потом уже - «Не тронь меня!». Сразу же она составила оппозицию вражеской авиации, ставивших магнитные мины в морском канале. Первая стычка ушла в пользу «Не тронь меня». Далее появилась необходимость сменить позицию, так как в шторм якоря срывались, и они переместились в Казачью бухту, что находилась возле аэродрома. За год боевой работы по защите морского канала и аэродрома из экипажа никто не пострадал.
Заслуги «железного острова»
ПЗБ «Не тронь меня» добросовестно потрудилась, когда участвовала в обороне Севастополя. Было сбито порядка 22 вражеских самолета. Свою славу она получили после нанесения визита известным писателем Леонидом Соболевым. Он написал очерк «Не тронь меня!».
Фрицы прикладывали неимоверные усилия, чтобы раз и навсегда покончить с «железным островом». Они сбросили 76 бомб, весивших по четверть тонны каждая. Максимальный ущерб – три раненых моряка, но при этом сами лишились двух самолетов. В сумме на батарею сбросили больше одной тысячи бомб при 449 атаках немецкими самолетами. К несчастью, следующее нападение стало последним. Две тяжелых бомб сделали свое дело, выведя батарею из строя. Из членов экипажа: 29 человек погибло вместе с командиром, 27 - получили ранения. Плюс ко всему этому усугубляла ситуация с боеприпасами для орудий. Оставшиеся в живых после бомбардировки перенаправили в морскую пехоту. Само судно прослужило государству почти год и стала символом героической обороны Севастополя.