Смотрю видео с Ростова. Поражаюсь возгласам «это что такое?» на фоне. С возмущенной, озадаченной интонацией. Будто непорядок какой-то, объяснитесь-представьтесь, на пальцах покажите. Абсолютно каждый объект в кадре можно легко назвать, более того, все иные значения на поверхности. Но внезапно указать их нужно самостоятельно..
Стабильность - далеко не только вид за окном. В наших реалиях - это целый топос, к которому стягиваются прочие смыслы. А господствуют в человеческих жизнях те смыслы, что занимают информационное пространство и привычный быт.
Неустанная истерия в ток-шоу на центральных телеканалах, тиражируемость насилия и 18+ новостей, публикаций с безумным алармизмом - они швыряют зрителя или читателя в поле значений, где человек не ориентируется, раскачивая, уводя землю из-под ног.
Параллельно возникает стабильность. Дается точка опоры, почва под ногами, где стоять нестрашно и есть с кем. Перспектива, объясняющая хаотичный и пугающий «далёкий» мир в словах и образах, снимающих ответственность от личного контакта с ними. Достаточно платить барщину: налоги распределятся на усмирение хаоса возле границ вашей повседневности.
Иногда информационный хаос все же вторгается в пределы территории, символически приравниваемой к личному пространству.
Номинально культура родной страны никак не определяет человека, культуру с ее наследием нужно усваивать. Тем более человека никак не характеризуют размеры его отечества, часто прощупанные разве что на картах или в историях о нем.
Однако остается иллюзия переносимости физического свойства - размера - на все прочие свойства, большим становится все, содеянное большим "субъектом" и произошедшее в нем. Даже маленький человек, которому всячески напоминают о родстве с этим исполином. И неожиданно появляется до наивности простая риторика: про хлопки, неизвестных людей в камуфляжной форме и так далее. Плоды упражнений в эвфемизмах, нейтрализующих острые углы, что бросят тень на монолитный топос стабильности и пустят трещину в обласканной мифологией глыбе под ногами. В ракурсе рискнут обнаружиться такие же «большие» проблемы. Правда, этот большой субъект - симуляция, в действительности он олицетворяет простых людей, наделенных властью.
Тут вырастает и консерватизм, в сущности, имитация консерватизма. Способ солидаризировать людей, приобщить к отлаженным руслам идеологизированной культуры, в духе масс-маркет решения, спекулирующего на желании упорядочить мир и дать эрзац солидной идентификации через противостояние великому злу. Эти сложные модальности самоидентификации вроде консерватизма или либерализма чаще обитают в относительно подлинном смысле только среди простых людей или как модус для публичной активности, придающий особый блеск словам.
Авторитаризм тоже держится на имидже и медийности. Обычно он персонифицируется, являя собой форму реалполитик - действий человека, а не какой-то глобальной или сложной стратегии. В последнее же время фигура лидера размывается в самой идее лидера, присвоенной топосом царя-спасителя. Утопая в самодостаточных абстракциях, которые подпитывает отрасль наиболее активной культуры и отдельные субъекты истории. На фоне этого очень нелепо смотрятся любые модели стерильной политической философии, рассуждения политтехнологов или корреспондентов, направленные на прогнозирование через возведение логичной системы, которая легко может рассыпаться - как уже случалось неоднократно - при встрече с реальностью. Потому что за герметичным Другим поспеть невозможно, его логика - чаще мировоззренческий бриколаж, а не щепетильно проработанная Самость.
Наглядной иллюстрацией разрыва между действительностью обычных людей, заполненной информацией о неосязаемом мире, является развитие добродетелей, по сути, таких же стерильных как и идеализированная теоретическая часть политической мысли. Потому как по факту они приводят чаще к обслуживанию действительности, позволяя ей функционировать. Чего стоят только все эти сборы на вооружение среди простых жителей, у которых с рубля по 50 копеек уходит в налоги и зачастую туалет на улице, при каких-то астрономических расходах на политически глобальные жесты.
Такое информационное пространство держится на лаконичных нарративах-формулах, что легко складываются и переставляются. Приятно быть причастным великому, быть добрым, справедливым. Быть нормальным и руководствующимся здравым смыслом - двумя подвижными концептами, состоящими из множества вариаций ценностей.
Подчиненные политическому каналы информации развивают и делают эти заклепки для мировоззрения автоматически возникающими в голове, возлагая на них ответственность за контакты со сложным и пугающим через его изложение внешним миром. Они закупорят почти любую обозримую на экране брешь, позволив отмахнуться или отреагировать по лекалам, сохраняющим землю под ногами. Этот далекий мир остается неосязаемым, потому так озадачивает происходящее, пока оно не пересечет сотни красных линий. В конце концов, живут же люди в зоне боевых действий и молча принимают приглашения туда: достаточно не ставить прямого выбора, регулируя поле жуткой ответственности. Подчиниться проще, ведь у смирения нет обозримого предела, если ты выпал из истории, беспокоясь о своем маленьком внеисторическом мире, где будущее - это ревизия прошлого, а не последствия настоящего.
Очень показательна пачка видео с Ростова, где люди находятся в единой физической действительности и качественно разных смысловых плоскостях, все еще поддерживая между ними иллюзорную границу. Пулеметчики занимают позиции, вращаются башни танков, передвигаются подразделения, рядом - буквально вокруг них - толпятся люди с самокатами и снимают это. То есть одни воюют, пребывая в готовности к столкновению, а другие наблюдают, занимая себя необычным событием в кажущейся "их" повседневности. Яркий сюрреализм от столкновения непримиримых действительностей, недвижимой вотчины жизни (поселения) и подвижной политической силы (солдат).
Сюрреализм даже для поборников "стабильности", чья повседневность тоже нарушилась, часть из которых - чопы из старушек и скуфов, способные лишь обычных людей распугивать, напрягая неудобными смыслами из поля законов и запретов. Чего стоит только простота с возведенными блокпостами, до прямолинейности глупой имитацией действия по формальным признакам: "перекрывать надо дорогу, все ходят по ней, так заведено".
Примечательно, что за минувшие месяцы успел зародиться клуб рассерженных патриотов. "Пионеров" критического мышления, не посягающих на топосы-столпы вроде царя, Бога и стабильности, но рассуждающих о способностях трезво оценивать собственные силы. И все никак они не сделают шаг от этой убежденности в проблемах оценки себя к проблемам оценки внешнего мира. Хотя бы в отношении абстракции о противостоянии добра и зла.
Любопытно, что автоматы и дубинки уже давно стали синонимом политической субъектности.
Вехи в истории
24 июня 202324 июн 2023
29
5 мин
1