Найти тему

Фокус на аудитории: как усилить свою историю?

Очень часто история используется для достижения личных целей. Но поверьте, ее способности многократно усиливаются, если соблюдать одно простое правило: история должна нести пользу другим людям.

Автор: Артем Мушин-Македонский — заведующий кафедрой «Сторителлинг» Академии социальных технологий, консультант по развитию организаций с помощью историй, основатель Академии Historia.

Фото: drobotdean, Freepik
Фото: drobotdean, Freepik

История становится хорошей, эффективной и влияющей тогда, когда она несет пользу аудитории. Это принципиально важный момент.

Перед тем, как рассказывать, подумайте о трех важных вещах: что ваша аудитория должна почувствовать, подумать и сделать после вашей истории?

Но это еще не весь секрет успеха. Секрет состоит в том, чтобы подумать, как ваша история поможет аудитории сделать следующий шаг.

Я всегда говорю, что история не помогает продавцу продавать, но помогает покупателю покупать. Она не помогает тренеру впихивать знания, но помогает людям доходить до каких-то идей. Она не помогает лидеру управлять, но помогает направлять людей.

Приведу простой пример. У меня на тренинге была участница по имени Саша. Она психотерапевт, занимается частной практикой. И есть в этой практике руководитель, заведующий большой программой длительностью в несколько недель, в которую включаются люди. Саша является куратором этой программы. Как-то раз она уже вела ее и теперь очень хочет, чтобы руководитель — Виктор — доверил ей провести эту программу еще раз, но уже в свободном плавании, самостоятельно.

Саша пришла на тренинг, рассказала об этой ситуации, и я говорю:

— Хорошо, Саша. Попробуй убедить Виктора с помощью истории.

Саша начинает:

— Виктор, понимаете, вот какая история — я уже проводила эту программу. Я очень опытный специалист, я точно справлюсь, можете мне доверять. Не переживайте, пожалуйста, все будет хорошо...

Я ее останавливаю, потому что вижу, как аудитория начинает выпадать, а то, что я слышу — это не история, а какие-то обрывки фраз, убеждений, утверждений, манипуляций.

— Хорошо, Саш. А Виктору что мешает тебе довериться? Он какой вообще человек?

— В смысле?

— Какой он человек по характеру?

— Ну, он очень такой, ответственный, взрослый. И он всегда очень сильно переживает за своих подопечных, которые участвуют в курсе.

— Класс. А как думаешь, что ему мешает тебе доверить курс?

— Наверное, он переживает, что я не справлюсь. Там бывают критические ситуации.

— Какие?

— Ну, не знаю, если между терапевтом и пациентом нарушится контакт, случится непредвиденная ситуация, и клиент уйдет. Или, не дай бог, еще что хуже случится, чем просто уход клиента — всякое может произойти.

— Хорошо, Саш. У тебя был такой опыт в первом потоке, когда ты оказалась в подобной сложной ситуации и смогла ее разрешить?

— Ты знаешь, да. Там была участница, которая начала работать с терапевтом, и у нее случился перенос.

Перенос — это когда клиент влюбляется в своего терапевта, потому что тот ему помогает, очень частое психологическое явление. А терапевт, вместо того, чтобы помочь ей этот перенос преодолеть, наорал на нее и бросил трубку — видимо, тоже оказался не готов. Это рисковая ситуация — клиентка резко нажимает на паническую кнопку и звонит Саше. В течение нескольких часов они работают в паре.

— Я полностью отделяю ее эмоции от ее самой, показываю, что вот это не ты, это твой перенос. Клиентка выдыхает и абсолютно спокойно, уже с другими терапевтом, доходит до конца курса. После этой ситуации и мне было очень приятно, что получилось ее вытащить, и она смогла получить полезность от того, что решила поучаствовать в курсе.

После этой ситуации вся аудитория была готова доверить Саше вести курс. Почему? Потому что она не пыталась убедить дать ей курс, она помогала Виктору — и аудитории вместе с Виктором — довериться ей.

Это и есть главный фокус: вы не должны помогать себе. Это может быть контринтуитивно, но только так история обретает полную силу.

Определите, в чем блок вашей аудитории: что они не могут решить самостоятельно, что не могут вам доверить или почему не могут у вас купить — и попробуйте максимально мягко устранить этот блок с помощью истории.