Китай намерен реализовать очередной мегапроект, направленный на укрепление связей с государствами Евразии, включая Россию. В последние четыре года десятки ученых по поручению правительства работали над подготовкой предварительных документов, проводили соответствующие расчеты, взвешивая все за и против.
В итоге, эксперты пришли к выводу, что воплощение этой масштабной инициативы не только укрепит связи КНР со всей евразийской территорией, но и сбалансирует экономическое развитие востока и запада страны, а также устранит межэтническую напряженность в регионе.
Речь идет о строительстве нового крупного города в Синьцзян-Уйгурском автономном районе (СУАР) близ границы с РФ, недалеко от Урумчи. Причем первому отводят роль условной второй столицы КНР, в которую намерены перенести часть правительственных учреждений из Пекина.
Правда, несмотря на выводы экспертов, далеко не все согласны, что проект позволит в полной мере достичь поставленные задачи. Например, отдельные наблюдатели считают, что на развитие торгово-экономических отношений с Москвой реализация этой инициативы существенным образом не отразится.
В то же время сближению с государствами западной Азии и северо-восточной Африки появление условной второй столицы, действительно, поспособствует. Особенно, если Пекину удастся довести до конца масштабный проект «Один пояс — один путь», который Председатель КНР Си Цзиньпин анонсировал еще в 2013 году.
Напомним, эта программа направлена на совершенствование существующих и создание новых торговых путей, оптимизации пространственной структуры экономического развития всего евразийского региона. Задумка предполагает в первую очередь создание необходимой современной инфраструктуры на территории развивающихся стран при непосредственном участии (в том числе финансовом) КНР. В данный момент к инициативе уже присоединилось почти 140 стран и свыше 30 организаций.
Ряд западных экспертов согласны, что создание второй столицы в СУАР имеет стратегическое значение для Поднебесной. Проект позволит образно еще шире открыть ворота в Среднюю и Западную Азию, Турцию и Европу. Однако наблюдатели подчеркивают, что таким образом КНР преследует и внутриполитические цели, направленные на китаизацию региона, где преимущественно проживают уйгуры.
С этим согласен и Тимофей Васильевич Башлыков, кандидат социологических наук, доцент кафедры «Менеджмент и общегуманитарные дисциплины» Липецкого филиала Финансового университета при Правительств РФ.
«Синьцзян-Уйгурский автономный район — это место традиционного проживания для многих этнических групп, преимущественно мусульман по вероисповеданию: уйгуров, казахов, киргизов, дунган, монголов и многих других. Эти группы имеют свои традиции, язык и культуру. Китайское политическое руководство в настоящее время ведет активную политику по китаизации региона. Строительство второй столицы Китая может привести к увеличению числа этнических китайцев в автономном районе. В дальнейшем за этим последует изменение этнокультурной и религиозной ситуации», — отметил эксперт в комментарии нашему каналу.
По мнению Башлыкова, проект может иметь как позитивные, так и негативные последствия, поэтому Пекину необходимо тщательно взвесить все за и против. К первым он относит рост уровня социально-экономического развития региона (создание новых инфраструктурах объектов и промышленных предприятий, сокращение числа безработных, повышение уровня жизни в целом) и рост геополитического влияния и престижа государства на мировой арене.
«Вместе с тем возможно нарушение прав этнических меньшинств, приток нового китайского населения может привести к культурной ассимиляции местных жителей, а строительство крупных инфраструктурных объектов — к негативному воздействию на экологическую ситуацию в регионе. Масштабный проект строительства второй столицы Китая потребует больших инвестиций, а это дополнительная нагрузка на государственный бюджет», — замечает эксперт.
Так или иначе, но в нынешнем пятилетнем плане данного проекта нет, поэтому строительство города начнется, видимо, не раньше 2025 года и займет, по некоторым подсчетам, порядка десяти лет.