В одном из последних интервью наш министр настоятельно рекомендует ограждать детей от гаджетов и Интернета, рассказывая всей стране, что подарил своей дочери-восьмикласснице именно по этой причине кнопочный телефон.
В интервью Екатерине Стриженовой Кравцов подчёркивает, что он против всяческих мобильных устройств, гаджетов и зависания в Интернете.
Но то, что в новом учебнике истории имеются QR-коды для доступа к достоверным фактам, которые предоставляет Интернет, вызывает у нашего министра восторг.
Разработчики учебника, как и сам министр, забыли, что существует САНПин, прямо запрещающий использование мобильных устройств в учебной деятельности. Или пусть дети дома нарушают САНПиН?
На сайте Министерства просвещений полно комментариев возмущённых и учителей, и родителей:
«Я, как учитель, категорически против того, чтобы информация в детских учебниках по истории была спрятана под куаркодами, как это представил господин Кравцов. Весь текст должен быть напечатан в нормальном виде! Я даже представить не могу себе ситуацию, когда я говорю детям: «А теперь достали свои смартфоны, навели на куаркоды и изучаем дополнительную информацию, или: «Домашнее задание: прочитать то, что скрыто под куаркодом». Во-первых, дети не обязаны иметь смартфоны! Это дискриминация детей осознанных родителей, которые (как и господин Кравцов своей дочери) купили кнопочные телефоны. Во-вторых, как это вообще стыкуется с заботой о детском здоровье и зрении??? Почему нельзя напечатать нормальный текст без всяких куаркодов?»
Кто-то из читателей скажет: «Позвольте, но куаркоды – это лишь расширение. Раньше были "сноски" на дополнительную литературу, сейчас куаркоды, и это не критично».
Но согласитесь, что в случае со ссылками все читатели учебника равны, а в случае с QR-кодами требуется определенный вид мобильных телефонов для их прочтения, потому что возможно, что потребуется специальное приложение, которое не у всех имеется. У кого-то не получится его скачать, возможно.
А если у кого-то вообще по каким-то причинам не найдётся современного смартфона, как, например, у дочери Кравцова, то ему что делать, как прочесть дополнительную информацию?!
И снова пишет Минпросу неравнодушный учитель:
«Проблемы с дополнительной информацией можно решать с помощью рабочих тетрадей, книг для чтения, сборников дополнительных материалов к учебнику и т.д. Детей надо к книгам возвращать, а не в интернет еще сильнее затаскивать. В Китае, например, гаджеты вообще запретили в процессе обучения. А дети самых богатых менеджеров IT гигантов учатся в школах с деревянными досками, мелом и уроками вязания для развития мышления. Поверьте, если педагог «пропустил» материал через себя и рассказывает с желанием заинтересовать учащегося, то никакие куаркоды не понадобятся».
Конечно, нужно идти в ногу со временем, ни учителям, ни детям не быть отсталыми динозаврами, но это отнюдь не означает, что надо напрочь забыть о здоровье подрастающего поколения – «плюнуть» на них с высоких чиновничьих кресел и поскорее ради собственной выгоды заменить живых учителей с их «живым» словом, «живыми» приёмами бездушным процессом цифровизации – без слов и эмоций.
Нужен баланс учительского слова и цифры. Баланс абсолютно для всех школьников страны. Но баланс будет возможен, если наша богатая страна снабдит школы нужным количеством современных планшетов, хорошим Интернетом и будет по-настоящему заботиться об учителях.
А этого ждать придётся, по-видимому, не одно десятилетие, поскольку издать учебники для школьников – и то большая проблема. С цифрой гораздо проще – цифровизаторов развелось много, и они очень плодовитые и продуктивные. Будем надеяться на лучшее, однако. Всем читателям добра и мира!