„Ни славы, и ни короны,
ни тяжкой короны земной —
пошли мне, Господь, второго,
что был бы всё рядом со мной.“
А. Вознесенский
Присказка
Меня время от времени спрашивают зачем писать об Украине, тем более той, которой вообще уже нет и не предвидится. Дело тут сразу в нескольких причинах.
Во-первых, капитализм на Украине с самого начала был настолько гротескным, для кого-то весёлым и ярким, что именно на примере Украины, — напомню, республики, у которой на 1991 год были наилучшие стартовые условия, если брать именно экономику, для дальнейшего именно развития, — отлично видно как именно буржуазия обеспечивает своё существование и какие именно противоречия вообще возникают в капиталистическом обществе.
Во-вторых, дурдом Украины для нас, пожалуй, самый дурдомистый из всех дурдомов. Наш дурдом выглядит просто блёклым по сравнению с украинским. К тому же, ряд научных школ на Украине подверглись полному, тотальному разгрому буквально в первые же годы контрреволюции.
В-третьих, я очень хорошо знаю именно Украину, так как проработал там более 10 лет и многие реалии её мне куда понятнее, чем, например, в Армении или Индонезии.
В-четвёртых, именно на примере Украины хорошо видно что именно станет или стало бы с Россией, если она оставалась бы в том же положении капиталистической периферии, в которое сама себя поместила в 1991 году. При этом, повторю ещё раз: я вовсе не сторонник капитализма в России и более того полагаю, что именно капиталистические элементы России её и ставят в весьма двусмысленное и крайне уязвимое положение.
Вот тут я попытаюсь показать что такое вообще для любого буржуазного государства представление о защите прав человека и как оно это себе представляет.
Тут будут упоминаться некоторые персоналии, часть которых легко узнаётся, а часть вспоминается именно теми, кто жил на Украине. Для всех остальных я постараюсь в конце пояснить — кого я тут имею в виду
Twister… в переводе с английского значит «обманщик», «лгун», «вопрос, который ставит в тупик», «крутило»… ну и всякую ещё всячину вроде сучильного станка или устройства для того, чтобы вить канаты.
Так вот, mister Twister, как известно, бывший minister, ставши действующим Президентом¹, поручил своей пресс-службе выступить в защиту прав человека. Точнее сказать в защиту защиты прав человека от министра правоохранительных органов. Точнее — делов внутрешних. Ага, вот последнее — точно.
После того как одна ледя, крупно психанув, ушла из суда, где она хотела защищать народ от явно неверно проведённых выборов², в силу чего итог их будет отныне всегда вызывать сомнение, помпадуры и помпадурши, составлявшие избирательную свиту Twister'a, начали завывать на все голоса и пустились во все тяжкие, вплоть до танцев, приличных только на Лысой горе. Задавать вопрос при этом «сколько их?» или «чего они гонят?» было не только бессмысленно, но и нелепо после того, как некая однофамилица известной уроженки города Ургенча³ вдруг во всеуслышание заявила, что поскольку твистерша является женщиной непубличной, то первою ледею, в качестве, надо полагать, публичной женщины Президента, теперь будет она, однофамилица то есть. Помпадурши и помпадуры по-быстрому и нагловато пройдясь по Конституции, а заодно уж и по судебным актам Конституционного Суда, скроили некую невполнефракционную коалицию в Верховной Раде, и принялись рассаживаться в кресла министеров. Между прочим, в кресло, в котором когда-то сидел mister Twister, сел другой mister, пожалуй что и похлеще первого, ибо является многостаночником: не только крутилой, но и стукачом, и хамом, и серым кардиналом. Да, простите, ещё и маркшейдером⁴.
На место министера внутрешних делов взгромоздился тоже… на всё руками мастер⁵. А что? нормальное дело!
Как только новый министер внутрешних делов влез в кабинет, он его тут же решил резко проветрить, а поскольку усердие, с которым он это затеял, явно превышало все его умственные способности, то вышло именно так, как и должно было выйти. То есть нахраписто, звонко, хамски, воньковато и глупо. Нет, всё правильно. А вы чего хотели? Какие ещё такие тут мансы разводить? — Тут надо по-революционному. Если неуроженка Ургенча вполне могла вот так вот запросто набиться в первые леди как самая публичная из всех публичных дам, то уж министеру от делов внутрешних не пристало из себя цацу изображать. Ну он и рубанул. По-рабоче-крестьянски, по-нашенски, как и завещал и учит Великий и Ужасный Путин.
Тут, правда, маленькая ремарка: всё же, когда обезьянничают с кого-то, то обезьянничанье это остаётся во всяк день обезьянничаньем, даже когда обезьянничают с Путина. Всё-таки первичное обыкновенно оставляет в себе и интеллект и человеческие черты создателя. В обезьянней копии возникает нечто новое — черты самого копииста. Есть такой замечательный неологизм в украинском, коий придумал В.Г. Заиченко: «мавпаки», он образован из двух слов украинского языка: «мавпа» — «обезьяна» и «навпаки» — «наоборот».
Неологизм, действительно, изумительный.
Министер решил поставить себе задачей денег сэкономить. Экономить деньги в правоохранительном органе на чём проще всего? Правильно — как раз на правозащите. Помните: «Что имеем, тем и живём!»? А посему министер решил сократить прежде всего службу, который создал его ненавидимый им до патологической матерщины его предшественник и которая занималась ни много, ни мало как мониторингом за соблюдением прав человека в министерстве внутрешних делов.
Своё восседание в кресле министер делов внутрешних начал не с изгнания с помощью ладана духа предыдущего министера (для сего он просто отворил фрамугу), и не с традиционного ломания полов в прихожей, людской или гостиной, а как истый сын нашего времени — с аппаратного совещания, на котором решил заслушать доклад куратора той самой службы, кою он уже порешил вынести вон в целях экономии и благораспространения истинных чувств во вверенном ему полуфракционной коалицией министерстве. Впрочем, этот министер, разумеется, понимал, что доклад следует начать, но дослушивать его вовсе и не потребно, ибо время дорого, а «суть» сего действа известна была заранее: управление сократить. А зачем тогда доклад? — А без доклада-то, «доповеди», так сказать, никак нельзя. В этом-то и суть! В общем и целом, доклад был недослушан, докладчик, как и требовалось была послана куда подале, а затем по электронной почте разослан приказ министера о реорганизации в министерстве.
Отметим сразу, что тот, кто готовил этот приказ, был вполне под стать тому, кто его подписывал. Приказ вместе со своим приложением оказался изготовлен так, что из него, надо отметить, было совершенно неясно кого именно сокращают и сокращают ли вообще. В приказе указаны только какие-то абстрактные единицы, под коими безымянно числятся, надо полагать какие-то люди. А, может, и не числятся. Причём, в этом самом приказе №79 от 18.03.2010 в том, что касалось отдела мониторинга соблюдения прав человека в деятельности органов внутренних дел отметки стояли только в подграфе «введено» графы «Количество должностей», а подграфа «сокращено» оставалась девственно чистой, так что, не понимая «сути» вполне можно было подумать, что речь вообще идёт не о сокращении, а о расширении аппарата министерства в этой части.
Но все помпадуры и все помпадурши «суть» уловили сразу и быстро. первое, что решили сделать, так это просто перестать начислять зарплату сотрудникам, которые работали как раз в этом отделе, а затем и выслать им трудовые книжки заказными письмами по почте. Ну, разумеется, и сделали так, как понимали.
Кое-кого так местные начальники, великолепно знающие «суть» не только помпадуров, но и помпадураков, вообще выпихали за ворота соответствующих сотрудников взашей, да и в спину матерщину пустили, загнув её весьма искусно и лихо. Ну, примерно как пан (или добродий?! черт их уже там поймёт!) С.Н. Ратушняк⁶ относительно евреев и прочих «жидов».
Вот только не учли эти помпадураки, помпадуры и помпадурищи одного махонького чисто аппаратно-бюрократического нюанса: нет ничего страшнее, как загнать в угол более или менее грамотного человека, который перестал от тебя зависеть, но который знает твои особенности получше тебя самого. Дело в том, что в этом самом правозащитном отделе работали весьма и весьма опытные юристы. Довольно много из них так и вообще — остепенённых. И все как один — вполне представляющие себе расположение кабинетов и переходов в министерстве. Такой вот гембель на голову. Ну, то, что взвыли правозащитники-то, это ещё можно было переморгать, ибо последним была уготована исстари участь просто кликушествовать — то люди чёрные. Но вот то, что людишки-то из лепших возроптали…
Словом, как и положено в украинской политике, сказано-сделано, а потом задумалось: а как обосновать? С помощью закона обосновать никак не удаётся, ибо п. 1 ст. 40 Кодекса Украины о труде требует при увольнении по сокращению штатом предварительно уведомить. Причём весьма заранее. Уведомить, конечно же, никто не уведомлял, а это может того, обернуться нехорошим местом. Самым, можно сказать, секретным местом на Украине. И им же накрыться.
Тогда решили обосновать так:
Коль скоро указанный отдел относится к так называемой патронатной службе министера внутрешних делов, а последний сменился, то согласно Постановлению Кабинета министров Украины № 851 от 19.05.1999 года, все сотрудники патронатной службы получают полный отлуп вместе с министером. Причём в п. 8 этого Постановления прямо указано, что уволнять их в этом случае можно без предварительного предупреждения.
Представляете? Во! — не министерство, а Клуб весёлых и дико находчивых пацанов.
Тогда правозащитники и обижаемые сотрудники написали бумагу, которой настропалились начать конституционное производство как раз против этого самого пункта 8 Постановления Кабмина Украины, в котором делается исключение из требования закона о предварительном предупреждении.
Скажу честно, но меня порадовала та прыть с которой бросились обсуждать конституционность нормативного акта, существующего уже, прямо скажем, не один год. Не менее того, я прям просветлел, когда узнал с каким радением стали биться правоохранители за права человека, и мне даже стало ясно — каких именно людей права они особо защищают. Я сразу понял, как именно надо воспитывать правоохранителей в духе уважения прав людей. А также основных свобод. И как именно им следует преподавать некоторые принципы, закреплённые, между прочим, в некоторых международных договорах, вполне даже ратифицированных государством Украина. Особое прояснение у них в мыслях происходит, когда жареный петух приближается к их собственным филеям.
Однако, возрадовавшись, как говорится, «до плеши», и поняв, что сейчас министера внутрешних делов в двадцати с лишним регионах Украины начнут рвать на части, причём с чувством, со вкусом, с порыкиванием и хрустом хрящей, я заинтересовался такой дивной оговоркой, которая содержится в том самом Постановлении. Я стал просматривать его хронологию. И обнаружил, что первоначально, в 1999 году то есть, такой оговорки там не было. Эге! — сказал я. То есть это «эге!» сказал не я, а мне сказали. То есть я сам себе это сказал. Да! Вот так — правильно. А сказавши «эге!», задал вопрос, опять-таки сам задал вопрос и задал его себе же как другому своему «я»: «А кто же тот мудрец, который это исключение вопреки закону-то туда вструмил-то?»
В результате недлинного поиска я обнаружил вот что:
Оп-па! Теперь стало понятно — откуда не то дунуло, не то… извините за выражение… ну, скажем так: газы отошли.
В общем, процессы обещают на тот момент быть весёлыми. Не только потому, что Кабинет министров Украины вполне может оказаться неполномочно назначенным, поскольку назначен он отнюдь не коалицией фракций парламента, как того требует Конституция Украины в толковании Конституционного суда Украины, но и министер внутрешних делов под ту же свирель наплевания на законодательство уже делов этих внутрешних наворотил. Ведь даже если допустить, что в нарушение конституционных прав на защиту труда можно и впрямь поменять местами по юридической силе постановление Кабинета министров Украины и Кодекс, то даже из этого постановления никак не сделано исключения из того простенького правила ст. 40 Кодекса законов Украины о труде, что прежде чем увольнять человека по сокращению штатов, надобно ему предложить заняться иной работой. А этого, конечно же, по балбесости ли, по лихости ли, но никем сделано не было. А трудовые книжки уже путешествуют в конвертах, а зарплата уже не начисляется. Словом, не плюй в колодец — вылетит, не поймаешь.
И получился полный швах! Президент нынешний уже и так не знает как себя вести, когда КС Украины рассматривает его партией сотворённую недокоалицию, которая склеила вот эдакое правительство, а тут ещё и будет тебе плюх по физии со всей силой вылетевшего яйца с двадцати сторон сразу да с признанием того, что ранее Twister занимался как премьер-министер чёрт-те чем и с боку бантик.
И я вспомнил замечательную сцену времён первого Майдана. Когда дело пошло к тому, что кучмистов вместе с нынешним Twister'ом господа в американских валенках могут-таки сожрать вместе с наколотыми апельсинами, на трибунке рядом с панами под оранжевыми знамёнами появился как раз тот, кого там менее всего можно было ожидать. Причём этот самый не-к-ночи-будь-помянутый «Да пошли вы!», ну тот, который сейчас суетится как премьер-министр⁴, надрючил на себя предварительно что? — верно: оранжевый шарфик.
Вот и сейчас пресс-служба Президента Украины распространила его обращение к городу и миру, в коем он строго пожурил зеловато переусердствовавшего министера делов внутрешних, давая окорот его пониманию сути и помпадураческому рвению. Такой себе Twister v. Twister.
Ага.
А знаете как заканчивается стихотворение А. Вознесенского, несколько строк которого вынесено в эпиграф? Не знаете? А вот как:
И пусть мой напарник певчий,
забыв, что мы сила вдвоем,
меня, побледнев от соперничества,
прирежет за общим столом.
Прости ему — он до гроба
одиночеством окружён.
Пошли ему, Бог, второго —
такого, как я и как он…
___________________________________________
¹ Янукович Виктор Фёдорович. Перед своим избранием на пост президента Украины трудился премьер-министром.
² Тимошенко Юлия Владимировна.
³ Анна Герман, певица, родилась в городе Ургенч, УзССР; в данном случае речь идёт о Ганне Герман, которая на тот момент была пресс-секретарём предвыборного штаба В.Ф. Януковича.
⁴ Азаров Николай Янович.
⁵ Могилёв Анатолий Владимирович, XIV Председатель Совета Министров Автономной Республики Крым, на тот момент был как раз назначен министром внутренних дел
⁶ Ратушняк Сергей Николаевич, мэр Ужгорода, отличился крайне антисемитскими и националистическими высказываниями.