«Я любила заниматься любовью с Осей. Мы запирали Маяковского на кухне. Он рвался, хотел к нам, царапался в дверь и плакал», — рассказывала в старости Лиля Брик поэту Андрею Вознесенскому.
Фотографии Лили Брик у многих вызывают чувство недоумения. Некрасивая по сегодняшним меркам, невысокая женщина с простым лицом. «На истасканном лице наглые глаза», сказала про нее Анна Ахматова.
Однако, многие называли ее красавицей, несмотря на внешность, непропорционально большую голову и сутулость, однако, улыбка превращала ее в красавицу с огромными ореховыми глазами, с чувственным ртом и миндальными зубами. В неё были влюблены многие достойнейшие мужчины , а женщины, оказавшись рядом с ней, становились её преданными подругами. Лиля умела нравиться всем. Ни один мужчина не отказался бы отдать ей руку, сердце и состояние и она прожила бы безбедную и хорошую жизнь, если бы не попала под маховик истории и не встретила Маяковского. А Маяковскому эта встреча позволила написать серию лучших своих стихов. Ему нужна была именно она, со всеми своими достоинствами и недостатками. И даже сотни прекрасных женщин не смогли бы заменить её., хотя и очень старались. Потому в Историю они вошли вместе, держась за руки, неразрывным и единым целым.
После окончания гимназии Лиля пробовала себя в различных областях: математика, архитектура, лепка, балет. Однако, нигде особых талантов не проявилось , и оказалось, что истинным её призванием было соблазнение мужчин.
Ещё в юности она закрутила роман с собственным дядей, забеременела от учителя физики, а дальше понеслось и направо, и налево. «Лучше всего знакомиться в постели и получать от этого материальное удовлетворение» считала она. Жажда славы, обожание помыкать мужчинами, и особенно захомутать знаменитость и использовать её в своих целях было - содержанием всей её жизни!
В 13 лет гимназистка Лиля безответно влюбилась в сына коммерсанта-ювелира Осипа Брика. И лишь отточив до совершенства технику обольщения, она добилась того , чтобы в 1912 году пожениться. Все, кто знал Брик, говорили: будучи совершенно не красивой, она обладала удивительной харизмой, притягательностью для мужчин. Это сработало и на Маяковском. Его не смущало, что Лиля замужем за литературным критиком Осипом Бриком, что сам он ухаживает за её младшей сестрой Эльзой и уже представлен родителям в качестве жениха. Эльза, познакомившая в 1915 году Маяковского с семьей писала: «Только он дал мне познать всю полноту любви. Физической — тоже»). Лиля тут же без труда отбила этого большого ребёнка у сестры. Осип Брик пришёл в восторг от его стихов и решил заняться их продвижением. В 1918 году Лиля и Владимир Маяковский обменялись символическими кольцами. На одном были выгравированы инициалы поэта, на втором — его музы. Буквы ЛЮБ, если вращать кольцо, превращались в бесконечное «люблю». О своем обручении Лиля сообщила сестре Эльзе: «Я сказала Осе, что мое чувство к Володе проверено, прочно и что я ему теперь жена. И Ося согласен». «Брак втроем» давал относительную свободу его участникам, однако, Лиля не позволяла Маяковскому переходить обозначенные ею границы. А когда поэт решил жениться на студентке Наталье Брюханенко, Лиля тут же запретила это делать.
Чувствуя свою неудовлетворенность, футурист Маяковский стал искать утешения у других женщин. Но Лиля была «собакой на сене». Когда у такой страстной поэтической натуры вдруг «случались увлечения», она каждый раз то уговорами, то шантажом возвращала его обратно
Хотя до конца оградить Маяковского от других женщин Лиля не могла. Его встречи с другими у Брик вызывала бурную ревность. Сообщение о том, что Маяковский влюблен в русскую эмигрантку Элли Джонс и девушка ждет от него ребенка, хитрая Лиля проигнорировала, что задело Маяковского гораздо больше, чем грандиозный скандал. Лиля Брик была тонким психологом и ни на секунду не выпускала ситуацию из своих рук. Чтобы прервать связь с американкой, она попросила сестру познакомить Маяковского с эффектной русской эмигранткой Татьяной Яковлевой. Вспыхнувшее в поэте чувство действительно привело к тому, что Маяковский перестал общаться с бывшей возлюбленной из Америки. Хотя возможно , что он сделал это специально, чтобы отвлечь внимание Лили и НКВД от семьи в США. А когда Маяковский публично прочитал свои стихи, посвященные Татьяне Яковлевой, Лиля оказалась так возмущена этим, что закатила большой скандал. Лиля Брик умела чередовать кнут и пряник, а ее хитрость была утонченной. Она умело сфабриковала письмо от сестры из Парижа, где сообщалось, что Татьяна Яковлева выходит замуж за французского виконта, о чем та даже не подозревала. А чтобы утешить Маяковского и переключить его внимание с серьезного увлечения на любовную интригу она не без помощи Осипа свела его с замужней актрисой Вероникой Полонской.
Поэт называл Лилю Кися, а она его Щен, то есть щенок. Так и жили они, как кошка с собакой: Брик гуляла сама по себе, а Маяковский относился к ней с собачьей верностью до самой смерти.
Для того , чтобы вести безбедную и весёлую жизнь, надо было приспособиться к новой власти. А власти надо было знать, что творится в умах деятелей искусства. Анна Ахматова говорила: «Литература была отменена, оставлен был один салон Бриков, где писатели встречались с чекистами». Курировал это гнездо Яков Агранов — «палач русской интеллигенции», а боец сексуального фронта Лиля Брик и её соратник Осип Брик были сотрудниками ОГПУ. Во времена НЭПа эта пара, зная, кого из богатеев вскоре арестуют, приходила и уговаривала их сдать им на «временное хранение» все ценности, ведь оттуда мало кто возвращался. Переводчица Рита Райт-Ковалёва рассказывала, как Лиля пыталась её завербовать в качестве осведомителя в эмигрантских кругах Берлина.
Москва 1920-х годов была полна слухами о причастности Лили Брик к спецслужбам. Одни называли ее осведомителем, другие — тайным сотрудником ОГПУ, агентом и даже любовницей чекистов. Статус агент, подтверждает и то, что она и Осип сумели получить разрешение на выезд в Европу, якобы со спецзаданиями. Определенная репутация складывалась и из-за того, что заместитель начальника секретного отдела ОГПУ Яков Агранов был другом семьи Бриков и частым гостем у них в квартире, а Лилю подозревали в любовной связи и с ним. Сама Брик позже писала в своих мемуарах: «Я не слышала, чтобы наши имена как-то связывали. Это появилось позже, когда Агранова расстреляли . Один из бывших посетителей салона рассказывал о занятиях о том, как их встречали в квартире Бриков. Осип с нами занимался, а Лиля приносила чай и пирожные, и поглядывала на молодых людей. Вначале все в нее влюбились: в Лиле было что-то необыкновенное, она была одета по парижской моде, так тогда мало, кто одевался. Но главное было то, что ее любил Маяковский — наш кумир.
Однако Брик их быстро охладил. Осип показал им такие порнографические карточки Лили Юрьевны и такое про неё рассказал, что она им всем стала противна. В салоне собиралась вся творческая интеллигенция тех времен — для дискуссий, редактуры и просто совместных посиделок. Сюда приходили Борис Пастернак, Виктор Шкловский, Всеволод Мейерхольд, Пабло Неруда, Теодор Драйзер. Организатора массовых репрессий Якова Агранова у Бриков называли Янечкой или Агранычем. Частыми гостями литературных посиделок были и другие чекисты.
«Квартира Бриков была, в сущности, отделением московской милиции», — отзывался о салоне Борис Пастернак. По рассказам знакомых, сама Лиля любила упоминать про свой значок почетного чекиста. Как утверждают некоторые биографы Маяковского, в обмен на ценную информацию Брикам и поэту позволялось беспрепятственно выезжать за границу много раз в год. Еще одним свидетельством тесной связи Бриков и НКВД стали их удостоверения агентов, найденные во время перестройки в закрытых архивах. Осип имел звание уполномоченного секретного отдела с 1920 до 1924 годы. В связи с этим на дверях квартиры в Полуэктовом переулке висел листок с четверостишием, которое приписывают Сергею Есенину: «Вы думаете, здесь живет Брик, исследователь языка? Здесь живет шпик и следователь ЧК». По воспоминаниям гостей салона, Осип часто возвращался домой после полуночи. При этом Лили любила говорить гостям: «Подождите, будем ужинать, как только Ося придет из ЧК.
В 20-х годах Лилин талант совращения мужчин особенно окреп и стал приносить ощутимые плоды — будучи никем, она превратилась в широко известную фигуру столичной богемной жизни. Она была умна, начитана, имела хороший вкус и манеры, всегда была дорого и модно одета, и кроме того, при всей своей простенькой внешности с ходу укладывала в постель известных и влиятельных людей. Среди её любовников были: режиссёр Лев Кулешов, танцовщик Асаф Мессерер, писатель Юрий Тынянов, художник Фернан Леже, начальник секретного отдела ОГПУ Яков Агранов, политический деятель из Киргизии Юсуп Абдрахманов и многие, многие другие. Современники отмечали её дьявольское обаяние, хитрость и коварство. В 1922 году у Лили был серьёзный роман с бывшим заместителем наркома финансов, председателем Промбанка Александром Краснощёковым. Ресторанные кутежи, щедрые подарки привели к тому, что через год его арестовали за огромную растрату и дали шесть лет. Но после визита Лили Брик к Льву Каменеву ее любовник был на свободе! Михаил Пришвин, хорошо знавший Бриков, записал в дневнике: «Ведьмы хороши и у Гоголя, но всё-таки нет у него и ни у кого такой ведьмы, как Лиля Брик».
Она цинично упивалась своей властью над Маяковским и откровенно издевалась над ним. А он страдал от ревности: «…Жизни без тебя нет. Я сижу в кафе и реву». Как можно было заставить «агитатора, горлатана, главаря» покупать ей за границей чулки и трусы («Рейтузы розовые 3 пары, рейтузы чёрные 3 пары, чулки дорогие, иначе порвутся…»), публично плакать и умолять его простить? До самой смерти он будет обеспечивать сладкую жизнь этой парочки. Деньги, полученные за стихи быстро тратились расточительной семьей. Телеграммы тех лет: «Всё благополучно. Жду денег», — это Лиля. «Киса просит денег», — это Ося. «Мне и рубля не накопили строчки» («Во весь голос»). Ещё бы: он привёз по заказу Лили из Парижа автомобиль «Рено» и она стала одной из первых в Москве женщин-автомобилисток.
В 1926-м году Маяковский получил четырёхкомнатную квартиру в Гендриковом переулке Москвы, куда сразу прописал Бриков. Все годы Маяковский много работал и страдал от бесчисленных измен Лилечки. А та считала, что «Страдать Володе полезно, он помучается и напишет хорошие стихи». С 1919 года они везде жили втроём — так решила ударница секса Лиля Брик — командующая этой странной революционной семьей. Окружающих это шокировало, интриговало и вызывало недоумение. Со стороны Маяковского чувство к Брик было всепоглощающим, как нападение, он заполонил собой в ее жизни всё, у Лили не оставалось ни минуты свободной от него, так как его любовь не знала границ. А Брик занимала его напористость, рост, неуёмная, необузданная страсть.
Поэма «Про это», посвященная Лиле, по мнению исследователей творчества поэта, считается одним из самых сложных произведений Маяковского.
Осип говорил, что в Лиле его привлекает удивительная жажда жизни и умение делать каждый день праздником. Без денег «Волосика» этот фейерверк радости долго бы не продлился. Эта фурия всех окружающих считала по сравнению с собой щенками, а своего Осю — умным щенком.
В 20-е послереволюционные годы XX века общество подверглось существенным переменам, не только политических и экономических взглядов, но и сознания ее жителей. Коммунизм вошел в жизни и семьи людей. Сексуальная революция 20-х годов дискредитировали институт брака и семьи, считая его буржуазным пережитком. Появились общества «Долой стыд!», агитирующее отмену одежды, и движение за «новый быт» с лозунгом «Долой кухонное рабство!». Берег Москва-реки превратился в нудистский пляж.
Правила заключения брака сильно упростились – расписаться можно было в один день, а расторгнуть брак еще проще- за 6 рублей и без согласия второй стороны. В такое время позиция семьи Бриков была не просто исключением, а превращалось в правило. Они соответствовали духу времени, а сама Лиля Брик была символом эпохи сексуальной раскомплексованности и свободы.
Маяковский и раньше хотел уехать от Бриков, создать нормальную семью, но интриганка Лиля всегда решительно этому препятствовала. . Поэт стал прозревать относительно её роковой роли в своей судьбе. В письме переводчице Элли Джонс, которая в Америке родила от него дочь, он называет Лилю Брик «злым гением». И он все-таки решился на разрыв и 4 апреля, за 10 дней до гибели, внёс деньги в жилищный кооператив.
Наступил момент, когда для власти и для Бриков от мёртвого Маяковского было бы больше пользы, чем от живого. Есть свидетельства, что Брики и Агранов настойчиво подталкивали поэта к самоубийству, постоянно напоминали ему об этом варианте выхода из жизненного тупика. Строчка «Ваше слово, товарищ маузер!» стала пророческой.
14 апреля 1930 года в коммунальной квартире №12 дома №3 по Лубянскому проезду, где у поэта был рабочий кабинет, после ухода актрисы Вероники Полонской раздался выстрел.. Следователи особо в дело не вникали, все сводилось к самоубийству.
. Сторонники этой версии хотя и демонстрировали окровавленной рубахой Маяковского, не озвучили, что на ней нет следов пороха, что говорит о том, что стреляли с какого-то расстояния. И потом, за те несколько секунд после ухода Полонской Маяковский не мог успеть: встать с дивана, достать пистолет, взять его в левую руку и, максимально отведя её вперёд, произвести выстрел. Позже исследователи утверждали, что выстрел был произведён в упор, что не исключает присутствия убийцы.
Версия самоубийства целиком держится на показаниях Норы Полонской. Маяковского мучил вопрос, а не по поручению ли ОГПУ она в него «влюбилась». Ведь их познакомила сама Брик. Именно для этого разговора Маяковский и привёз её в тот трагический день. Кроме того, будь она для ОГПУ чужим человеком, на неё бы с удовольствием повесили «убийство из ревности». Как и показаниям Полонской, так и изворотливой лгунье Брик верить нельзя.
Последний разговор с Полонской был для него так важен, что он накануне составил его план. В пункте №11 записано: «Я не кончу жизнь, не доставлю такого удовольствия художественному театру».
«Предсмертное» письмо, скорее всего, было подделкой: его нашли не в комнате на Лубянке или в Гендриковом переулке, а в общей с Бриками столовой. Удачную находку обнаружил сам Агранов, который и руководил следствием. Письмо написано на вырванном из гроссбуха листе, наспех, карандашом, хотя поэт пользовался только ручкой. «Заполучить ручку поэта даже на короткое время было весьма трудно. Да и подделать почерк чужой авторучкой почти невозможно: необходимо прежде выяснить наклон. Но все эти сложности устраняются, если воспользоваться карандашом.»
На письме проставлена дата: 12 апреля. Как будто поэт ограничил срок своей жизни двумя днями, но почему-то запланировал много дел и встреч на загробный период. Возможно, убийство было назначено на 12 апреля на квартире в Гендриковом переулке, но по каким-то причинам сорвалось.
Достоверна и другая версия о том, что Маяковский если и не был штатным агентом ОГПУ, то иногда выполнял какие-то секретные поручения за границей. Есть целый список друзей-чекистов, с которыми он отдыхал, и которые жили у него на квартире. Он посвятил им стихотворение «Солдаты Дзержинского». Пять зарегистрированных пистолетов на его имя, тоже аргумент. В то время часто выезжать за границу с большими деньгами доступно было далеко не каждому.
Во время его поездки в Америку в 1925 году загадочно погибли, а вернее убиты по приказу Сталина два человека: опекавший поэта во время поездки председатель правления Амторга, через которого шла подпольная работа Коминтерна и ГПУ, и бывшего заместителя Троцкого, которые якобы утонули одновременно.
Возможно, Маяковский слишком много об этом знал или что-то сделал не так, как поручили. Он боялся, что его арестуют и чувствовал, что в последние дни за ним велась слежка. Сразу после смерти поэта его бумагами занимался сам начальник контрразведывательного отдела ОГПУ С. Гендин.
За несколько дней до гибели поэта Яков Агранов сказал Лиле Брик, что им с Осей надо на время уехать, а в квартире «поживёт наш товарищ» . Это был чекист Лев Эльберт (Сноб). Не он ли и убил Маяковского, а Полонская была нужна для подтверждения версии самоубийства?
Считается, что Брики были в Лондоне, где проживала мать Лили, и слишком быстро оказались в Москве после смерти поэта. Все поведение Бриков свидетельствует о том, что они знали, что Маяковский будет убит.
Дело велось второпях, и было закрыто уже через 5 дней.
Похороны были организованы ОГПУ. Его сотрудники и писатели — в почётном карауле. Мимо гроба прошло 150 тысяч человек. На улицах — людское море. Поведение Лили Брик на похоронах многих неприятно удивило: в крематории с интересом наблюдала в глазок печи как сгорает труп. Урну с прахом не забирала целый месяц.
Л. Брик, будучи замужем за О. Бриком, не состоящая ни в каких родственных отношениях с Маяковским, получила в наследство всё его имущество, архивы, деньги, пожизненную пенсию и половину гонораров от будущих изданий его произведений! Вторую половину поделили между матерью и сёстрами поэта. А Полонской дали путёвку в санаторий
Вскоре после гибели Маяковского хитроумная Лиля развелась с Осипом Бриком и захомутала красного командира Виталия Примакова, комкора. Поселились они в кооперативной квартире Маяковского на Арбате, и что уже не удивительно - Осип Брик жил с ними! В гостях бывали: Тухачевский, Уборевич, Якир, Путна. В 1937-м году Примакова и всех упомянутых расстреляли. Обычно судьбы жён врагов народа складывались трагически, но это не тот случай. Интересно, узнал ли на допросах Примаков, что на него доносила его дорогая жёнушка?
Судя по дневникам Лили, самоубийство Маяковского она восприняла вполне спокойно , зато смерть Осипа, с которым на тот момент уже не сосотояла в браке, ударила сильнее: «Когда не стало Маяковского — не стало Маяковского, а когда умер Брик — умерла я».
Роман с будущим третьим мужем — литератором Василием Катаняном — начался, когда тот еще был женат. С Катаняном Лиля Брик прожила 40 лет, до самой смерти. Сын Катаняна от первого брака хорошо относился к мачехе и оставил о ней много воспоминаний. Лиля Брик обладала демонически привлекательными качествами и стала воплощением новой революционной эпохи в искусстве и жизни страны. Ее любили и ненавидели, но мало кто оставался равнодушным. Майя Плисецкая писала о Брик: «Денег у нее водилось видимо-невидимо. Она сорила ими направо и налево. Не вела счету. Когда звала меня в гости, оплачивала такси. Так со всеми друзьями. Обеденный стол, уютно прислонившийся к стене, на которой один к другому красовались оригиналы Шагала, Малевича, Леже, Пиросмани, живописные работы самого Маяковского, — всегда полон был яств. Икра, лососина, балык, окорок, соленые грибы, ледяная водка, настоенная по весне на почках черной смородины. А с французской оказией — свежие устрицы, мули, пахучие сыры...»
Но в один прекрасный день Лиля оказалась нищей, когда Никита Хрущев решил прекратить выплаты наследникам известных литераторов. В 1978 году Брик сломала шейку бедра. Она уже не могла вести привычный активный образ жизни и вскоре покончила с собой. «Литературная газета» опубликовала небольшой некролог в связи с ее смертью. А вот в иностранных СМИ последовала лавина публикаций. сообщалось об уходе «музы русского авангарда» и даже написали: «Если эта женщина вызывала к себе такую любовь, ненависть и зависть — она не зря прожила свою жизнь».
Несмотря на обширный круг знакомых, похорон Брик как таковых не состоялось. Нет у Лили Юрьевны и могилы — ее кремировали, а прах развеяли. Все, что осталось от одной из самых эксцентричных женщин СССР — могильный камень с надписью «Л. Ю. Б.».
Еще больше статей про исторических личностей, ученых, писателей, актеров, путешественников, интересных людей и невероятных событиях - на моем канале! Подписывайтесь!
Если понравилось поставь лайк и подпишись. Всем благополучия и здоровья!
Мои ссылки в контакте и телеграм канале
https://vk.com/feed
https://t.me/nikyvalent