Найти тему

Уровень осознанности "Пустота"

В предыдущих статьях мы начали изучать условную карту пути для человека вставшего на путь самопознания. Мы рассмотрели первый и второй уровни практики осознанности, а сегодня поговорим о третьем - "Пустоте"

Всего уровней пять:

1. Я есть тело (ищущий)

2. Я есть всё (единство)

3. Пустота

4. Свобода (я есть)

5. Таковость

ПУСТОТА

Пустота это не мышление, а так как восприятие плотного физического мира материи поддерживается мышлением, то на этом уровне ум перестает поддерживать иллюзию плотности мира и он воспринимается подобным голограмме, миражу или сновидению... В дзен этот уровень называется - "Нет ни гор, ни рек". Это очень важный, можно сказать знаковый этап в практике осознанности, так как он при правильном вИдении и понимании вопроса, выводит внимание за пределы двойственности. Однако, в то же самое время он может стать сильным препятствием и тогда, вследствие потери равновесия практик теряет Путь, едва на него ступив...

Нет ни гор, ни рек...
Нет ни гор, ни рек...

"- Сдаётся мне, что вместо того, чтобы концентрировать свой взгляд на лесной опушке, как велел тебе я, ты вновь глазеешь по сторонам, - проворчал Мастер, даже не обернувшись.

- Не вижу в этом смысла, ибо лес – такая же пустота, как и всё в этом видимом мире, - задумчиво молвил ученик, - к чему созерцать заведомо пустотное?

- Тогда подними свой учёный зад и сбегай в эту пустоту за дровами, хоть какой-то от тебя будет толк! - рассердился Мастер, - и пусть пустотности дров будет побольше, к вечеру холодает!

На склоны горы Утайшань падал снег."

~ Притчи Мастера.

Вышеприведённый пост демонстрирует разницу в постижении реальности. Дзен ученика, застрявшего на уровне пустоты, явно отличается от дзен учителя, который говорит с более высокого уровня - таковости. "Нет ни гор, ни рек" — утверждает первый, "Горы это горы, а реки это реки" — смеётся второй... Вообще, в традиции дзен заведено, когда ученик открыв для себя пустоту начинает утверждаться в ней, учитель сильно бьёт его палкой, дабы внимание ученика не теряло естественного равновесия ума...

Постигнуть пустоту, стать совершенно пустым, что это значит? Это значит не просто удалить все мысли и типа наблюдать пустоту, в первую очередь это значит, что ПРЯМО СЕЙЧАС НЕТ НИКОГО (отсутствие эго) свидетельствующего пустоту или что-то ещё, и способного сделать из этого образ-опору, создать некое отношение — нет привязанного ума! Истинная пустота не концептуальна, поэтому правильное постижение, а как следствие и преодоление этого уровня заключается в осознании того, что истинная пустота, это отсутствие какого-либо знания о пустоте, т.е. можно сказать, что никакой пустоты нет. Именно это видение по настоящему освобождает сознание от привязанности к мышлению, в противном случае, как это ни парадоксально звучит, но не мышление создаёт и поддерживает мышление — это и называется привязанностью к пустоте, которая в свою очередь порождает различные феномены.

Один из них "уход в пустоту", это ещё одна разновидность сансарического восприятия реальности. Если сансарное восприятие физического мира привязывает сознание к образу формы, то уход в пустоту привязывает сознание к образу пустоты. Говорят, что существуют практики, "висящие" в пустоте сотни, а может даже тысячи лет. Тело таких медитаторов как бы консервируется, а их восприятие сковано пустотой. Правильным же является такое видение, которое оставляет внимание в его изначальном Источнике, а ум в его естественном состоянии осознавания прямого недвойственного присутствия.

 "Оставайся на грани, там, где пространство бытия становится небытием, а небытие бытием."

~ Нисаргадатта Махарадж

Равновесие...
Равновесие...

В буддизме говорят: "Пустота есть форма, а форма есть пустота". Истинная пустота, не отлична от полноты, осознание этого не оставляет привязанности ни к феномену "пустоты" , ни к феномену "формы", основа двойственности перестает возникать. При такой позиции внимания, любая форма, возникающая в сознании, никак его не связывает, так как возникает самоосвобождённой. Другими словами, истинное постижение пустотной природы ума, позволяет любым проявлениям бытия возникать, но при этом никак не связывать и не обуславливать ум. Бытие этим равно небытию... Это проживание жизни из её Источника... это Абсолют... Начиная с этого уровня осознанности можно забыть о линейной логике дуального мышления, здесь царит квантовое восприятие реальности, которое ей не подвластно. Здесь не нужно понимать, здесь нужно просто быть...

"— Что есть Реальность? Что есть Лик Божий?

— Безграничная пустота и никаких различий; ни Отца, ни Сына, ни Святого Духа.

Большинство людей в наши дни не осознают подлинный смысл слов Бодхидхармы и поэтому кричат на каждом углу: «Безграничная пустота!» — будто и правда постигли ее. Однако при этом они ничего не достигают. Мой старый мастер говорил;

«Когда человек по-настоящему уразумеет слова Бодхидхармы, он впервые в жизни увидит себя спокойно сидящим у домашнего очага».

~ Мастер дзен Энго

Ещё один вариант привязанности происходит, когда человек познав пустоту, не ушёл в неё, но на основе этого познания неосознаваемо для себя опять создаёт жёсткие обуславливающие шаблоны ума, и через это скатывается в нигилизм - в отрицание бытия, гордыню, преобладание собственного мнения, пофигизм - типа раз ничего нет, значит всё нереальное, то и делать можно всё, что хочешь и так далее... В общем эго, хотя и в неявном своём проявлении, начинает по полной использовать новый шаблон ума, создаваемый на основе опыта пустоты, что есть ничто иное, как потеря равновесия и очередной тупик ума. Поэтому познав этот уровень, необходимо не терять равновесие, именно через это открывается великий Путь без пути...