Он убивать не хотел. СССР, 1967. Режиссер Георгий Шенгелая. Сценаристы: Гурам Асатиани, Георгий Шенгелая (по мотивам романа А. Пурцеладзе "Маци Хвития"). Актеры: Алеко Габечава, Манана Абазадзе, Георгий Кавтарадзе, Давид Абашидзе, Георгий Геловани, Кахи Кавсадзе, Зураб Кипшидзе и др. Прокат в СССР – с 12 июня 1967: 18,6 млн. зрителей за первый год демонстрации.
Режиссер Георгий Шенгелая (1937-2020) за свою карьеру поставил 13 игровых фильмов, многие из которых вошли в «золотую коллекцию» советского «авторского киноискусства»: «Пиросмани» (1969), «Путешествие молодого композитора» (1984) и др. Большинство его картин отличалось изысканным изобразительным решением и философской глубиной. Его работы нередко получали призы на кинофестивалях, но заметного зрительского успеха, как правило, не имели. «Он убивать не хотел» – единственный фильм Г. Шенгелая, которому удалось войти в тысячу самых кассовых советских кинолент.
Действие этой истории о благородном грузинском разбойнике происходит в XVIII веке. И как обычно в подобных случаях сюжет фильма во многом опирается не только на приключенческие, но и на мелодраматические мотивы.
Советская кинопресса отнеслась к фильму «Он убивать не хотел» довольно сдержанно.
К примеру, писатель Ч. Айтматов (1928-2008) писал, что «наблюдаются признаки застоя определенной части грузинского кино. Появилась серия фильмов, лишенных современного мироощущения. Происходит какой-то уход в романтизацию старины, в архаику. Снова и снова бешено скачут на лошадях, похищают и перебрасывают красавиц с седла на седло; пиры, пляски, поединки, кровная месть и прочее превращаются в систему обязательной экзотики. Такие картины, как «Маци Хвития» («Он убивать не хотел») и «Хевсурская баллада» в своем жанре сделаны интересно, но не лишены этой стилизованной экзотичности. Возникает опасение, чтобы это направление современного грузинского кино не превратилось в ведущее» (Айтматов Ч. Национальное и интернациональное // Вопросы киноискусства. 11. М., 1968: 55).
Мнения зрителей XXI века о фильме «Он убивать не хотел», как правило, позитивны:
«Остросюжетный, захватывающий историко-приключенческий боевик, наполненный экзотикой грузинского средневековья. Вечный сюжет о приключениях романтического благородного разбойника, отважно сражающегося, страстно любящего» (Б. Нежданов).
«Отличный фильм. Жёстко, правдиво и без всякой романтизации уголовных элементов» (Вихрь).
Александр Федоров, киновед