Есть такая шутка: «Если бы партия и правительство обеспечили народ жвачкой и джинсо́й, Советский Союз не развалился бы». Доля правды в ней есть. Люди моего поколения помнят, какими мы были глупыми папуасами, гонявшимися за «яркими бусами» - западным ширпотребом.
Та ничтожная жвачка была для нас одним из ценных элементов «красивой жизни» - наряду с джинсо́й, баночным пивом, японским двухкассетником, сигаретами «Мальборо» и т.д.
Ложные ценности!
Действительно, если бы правительство накормило народ ими до отвала – он вёл бы себя намного адекватнее.
Но советская экономика была слишком неповоротливой для этого. Наглядный пример - история выпуска жевательной резинки в СССР.
Официальная версия гласит: её запустили в производство после трагедии на хоккейном матче с канадцами в 1975 году. На самом деле, это не так.
Однако, давайте вспомним об этом печальном и поучительном случае.
Подлость канадцев и глупость нашего начальства
В 1975-м юношеская сборная провинции Онтарио приехала в СССР для проведения 5-ти товарищеских матчей: по 2 игры с юношеской сборной СССР и юниорами московского «Спартака» и 1 - с юношами из «Крыльев Советов».
Спонсором поездки была компания Wrigley. Канадцы разбрасывали жвачку в толпу, и в рекламных целях снимали фото и видео, как обезумевшие от счастья советские люди, распихивая друг друга, бросались её ловить и собирать.
Матч 10 марта был третьим в серии, и слухи о добрых канадцах, раздающих дефицитный и вожделенный продукт, уже облетели Москву.
Но «наверх» дошли и другие слухи: о том, что гости снимают позорные фото и видео сбора жвачки советскими гражданами. Которые, пожалуй, попадут в западную прессу.
Два этих фактора и стали причинами трагедии.
На третий матч во Дворце спорта в Сокольниках собралось 4,5 тыс. зрителей. Выход с трибун, ведущий в сторону канадских автобусов, закрыли на замок.
Плюс к тому – сразу же после матча вырубили освещение на площадке, где стояли эти автобусы: чтоб не дать канадцам возможности снимать позорящие СССР кадры.
Но ни зрители, ни милиционеры из оцепления об этих мерах не знали!
После матча толпа, жаждущая жвачки, бросилась по лестнице именно к этому выходу и упёрлась в закрытые металлические ворота. Моментально образовался живой пресс.
Наверху, на трибунах, никто не понимал, что творится внизу, у запертых ворот, поэтому зрители, большинство из которых было подростками и горячими юношами, продолжали напирать и давить на толпу. А стоявшие у дверей стали давить уже друг друга, задыхаясь.
Погиб 21 человек, 25 – получили травмы, потребовавшие лечения в больницах.
В советских СМИ о трагедии в Сокольниках не было ни слова. Оставшиеся 2 матча были сыграны, как ни в чём ни бывало, 14 и 16 марта. Но уже, естественно, без разбрасывания жвачек.
Якобы после этого и было решено наладить производство жевательной резинки в СССР.
5 кондитерских фабрик, выпускавших советскую жвачку
На самом деле, ещё в 1968 году на кондитерской фабрике Kalev в Таллине инициативная группа под руководством Харри Юлиусовича Кийка внедрила в производство первую советскую жевательную резинку под названием «Tiri, aga tõmba» («А ну-ка, потяни» в переводе).
Качество у неё было такое себе. Но разработку продолжили, уже на более высоком технологическом уровне. В советском патенте на жевательную резинку, выданном в 1974 году группе из Московского филиала Всесоюзного НИИ химической промышленности, есть и имя основоположника - Х. Ю. Кийка.
В сохранившемся до наших дней телесюжете 1977 года инженер-технолог кондитерской фабрики Kalev Тия Мартенс рассказывает, что они производят 1200 кг жвачки в сутки, используя переделанную под жвачку линию для производства ирисок.
Вкусов – два: мятный и апельсиновый.
Продукция эта стоила 15 коп. На этикетке - название фабрики Kalev и надпись Narimiskummi — жевательная резинка.
Ни слова по-русски. Ну чем не заграничный продукт?
Как минимум, с 1976 года выпуск жевательной резинки шёл и в Армении, на фабрике «Сладости Еревана» (тоже ни слова по-русски, на этикетках, всё на армянском).
А также - на макаронной фабрике в Ростове-на-Дону. Их упаковка была самой креативной: с Волком из мультика «Ну, погоди!»
В 1979 году СССР закупил в ГДР современные линии (и, надо полагать, технологии) по более массовому производству более мягкой и вкусной жвачки.
Их получили не только Таллин, Ереван и Ростов. Но и московская кондитерская фабрика «Рот-Фронт» (она выпускала упаковки с Незнайкой). И ленинградская фабрика имени Крупской (упаковки жвачек-пластинок как в Ереване, только с надписями на русском языке, + жвачки-ириски с Зайцем из «Ну, погоди!»)
Пачка из 5-ти пластинок стоила сначала 60 коп., а потом цену снизили до 50-ти коп. А квадратная жвачка в формате «как ириска» стоила 15 коп.
Вкусов было 5: мятный, апельсиновый, клубничный, малиновый и кофейный.
С особенным чувством можно вспомнить именно «кофейный» аромат – такой, с тонкими нотками горелых резиновых калош.
Этот вкус был ужасающим, зато именно он лучше всего перебивал запах алкоголя и табака.
«Мир, дружба, жвачка!» Без боя всё отдали туркам
К сожалению, ни в 70-е, ни в 80-е годы отечественная промышленность так и не смогла удовлетворить колоссальный спрос народа на жвачку. Её было мало, она была в хроническом дефиците, да и по качеству она уступала импортной, чего греха таить.
Когда же убрали все препоны для импорта – маленькая Турция быстро удовлетворила спрос нашей огромной страны, заполонив весь СССР своими жвачками «Bombibom», «Turbo», «Love is…» и другими.
В каждой – вкладыш с комиксами, или с фотографиями крутых автомобилей (или с кадрами из фильмов, или с портретами футболистов, и т.д.)
Эти вкладыши стали предметом коллекционирования и обмена.
Бизнес по продаже жвачки был очень выгодным! Купив на оптовке несколько блоков по 100 жвачек и распродав их поштучно, можно было за неделю получить на руки среднюю месячную советскую зарплату!
Мы с мамой занимались таким «бизнесом». Она работала начальником почтового отделения у нас в посёлке, а я учился в городе в институте. Привозил ей блоки с турецкими жвачками, а она продавала их у себя на почте.
Отечественное производство жевательной резинки даже не пыталось конкурировать с турками за этот огромный и прибыльный рынок сбыта. А - просто самоликвидировалось, вместе со всей нашей огромной Советской страной…
Спасибо за внимание! Приглашаю подписаться и прошу порекомендовать этот канал Вашим друзьям в соцсетях ;–)
Читайте также: