Уверен, что сама по себе такая постановка вопроса спровоцирует вал комментариев от лиц, ненавидящих всё русское, – а особенно дороги. Или любящих СССР. По-этому, сразу скажу, что отнесение или не отнесение страны к сверхдержавам, – только вопрос дефиниции. Смысловое же наполнение термина в разные эпохи менялось.
О чём, – смысле понятия «сверхдержава», – собственно, речь и пойдёт. Ибо вопрос встал.
...Ну, во-первых, о державах (или великих державах, или империях). В широком смысле, – и он не менялся, – под таковыми подразумеваются государства, осуществляющие экспансию (в любой форме), проводящие самостоятельную активную внешнюю политику, имеющие интересы вне своих границ и готовые их отстаивать силовыми методами. Исходя из данного представления можно заключить, что «сверхдержава», это что-то ещё более великое, чем просто «великая держава». Например, государство, являющееся лидером союза, включающего, помимо него хотя бы ещё одну великую державу.
И именно таким образом «сверхдержава» определялась в первой половине прошлого века. Тогда, – в эпоху мировых войн, – сверхдержав было две: Британская Империя и Германия. Германия возглавляла союз Центральных Держав (Австро-Венгрия и Турция), Англия – Антанту (Франция и Россия). Ко Второй Мировой состав участников союза несколько изменился. В германском блоке Италия сменила Турцию, а распавшаяся Австро-Венгрия вошла в него уже врозницу. С британским же блоком вообще ерунда получилась, но об этом чуть позже. Пока же, следует подчеркнуть, что в зачёт для определения статуса сверхдержавы в традиционном смысле идут только великие державы. И только в статусе младших партнёров блока. Сверхдержава может иметь колонии, сателлитов и обычных ситуативных союзников любого статуса, – действующих независимо, преследующих собственные цели, дружественных лишь постольку, поскольку их цели совпадают с целями сверхдержавы.
Что б далеко не ходить: для случая Второй Мировой британским союзником был СССР, а германским Япония, – последняя с собственными сателлитами. То есть, союзы с этими странами были, но сказать что Британия и Германия их «возглавляли» нельзя. Как следствие, война между Британией и Японией не обязывала СССР тоже с Японией воевать. И наоборот. Война СССР с Германией ни к чему Японию не обязывала.
...И, кстати, о ерунде. В рамках данного выше определения обе первые сверхдержавы прекратили существовать между 1940 и 1943 годами. Сначала из состава британской команды выпала Франция. Потом, США оттеснили Англию с позиции лидера блока. Германия же перестала быть лидером союза великих держав после капитуляции Италии.
После Второй Мировой понятие «сверхдержавы» получило новое наполнение, противопоставляясь уже региональной державе. Если последняя имела и отстаивала интересы в отдельном регионе, то под сверхдержавой подразумевалась страна, вмешивающаяся в политику по всем миру. В качестве примеров региональных держав могут рассматриваться Англия и Франция, ещё некоторое время проявлявшие активность в пределах своих бывших владений (политический «регион» не тождественен географическому), и Китай. СССР же признавался сверхдержавой, несмотря на отсутствие партнёров (и даже союзников) в ранге державы.
Вот, на последний факт нужно обратить внимание. Статус сверхдержавы последние 70-80 лет не завязан на наличие «великих» союзников и вообще союза. На силу же он не был завязан никогда. Во времена истинного величия, – в Первую Мировую, – Англия имела меньше войск, чем Россия и Франция, флот же, с учётом характера боевых действий, весомого значения не имел. Притом, сама Британия уже тогда зависела от американских поставок. «Сверхдержавность», таким образом, с самого начала рассматривалась, как мера политического веса. А, скорее, даже политической зловредности.
Несколько лет назад Россия вышла из статуса региональной державы, пытающейся защитить свои интересы в пределах ограниченной сферы влияния, – целиком умещающейся, так что ещё уйма места остаётся, внутри границ бывшего СССР. Говоря о трёх современных сверхдержавах, – США, России и Китае, – некоторые американские политики, отнюдь не имеют ввиду нам польстить. А просто констатируют ставшее последние годы очевидным падение политического влияния США практически всюду, кроме Европы.
Ну нельзя же отрицать, что взбаламутить воду у нас получилось в глобальном масштабе. Никто не остался равнодушным.