Найти тему
Архивариус Кот

«Уж потешила б свою душеньку...»

О.А.Чуваева в роли Кругловой
О.А.Чуваева в роли Кругловой

(«Не всё коту масленица»)

Когда только начинаешь читать пьесу «Не всё коту масленица», может показаться, что Дарья Федосевна Круглова по характеру - что-то вроде Ничкиной из бальзаминовского цикла; первый же её диалог с дочерью говорит будто бы и о лени, и о стремлении «плыть по течению»: «Погода-то! Даже удивительно! А мы сидим. Хоть бы погулять куда, что ли!» - «А вот, погоди, дай срок, сосну полчасика, пожалуй, погуляем». - «Кавалеров-то у нас один, другой — обчёлся, гулять-то не с кем». - «А кто виноват? Не мне же ловить для тебя кавалеров! Сети по улицам-то не расставить ли?»

Однако чем больше мы углубляемся в комедию, тем всё больше понимаем, что она - из тех удивительных женщин, которые, пройдя через многие испытания и издевательства, не сломались и не потеряли лучших своих качеств.

Круглова - вдова. О покойном её муже напомнит Ахов: «Не за мужиком замужем-то была. Порядок-то тоже в доме был заведён; чай, ученье-то мужнино и теперь помнишь?» И сама она мужа вспомнит не раз - только добром помянуть его не может: «Видела я, дочка, видела эту приятность-то. И теперь ещё, как вспомню, так по ночам вздрагиваю. А как приснится, бывало, поначалу-то, твой покойный отец, так меня сколько раз в истерику ударяло». Более того, не только от мужа издевательства она терпела: «И отец-то у меня был такой, и муж-то у меня был ещё хуже, и приятели-то его все такие же; всю жизнь-то они из меня вымотали». А потому своё отношение к таким, как Ахов, она определит сразу: «Веришь ты, как я зла на них, на этих самодуров проклятых!.. Да, кажется, приведись только мне, так я б одному за всех выместила». Она будет мечтать, как «потешила б свою душеньку», - и судьба даст ей этот шанс.

Слушая рассказы Феоны об Ахове, она горестно заметит: «Ты мне не говори; свой такой же чадо был. Один, видно, их портной кроит. Одна разница: мой-то нас мучил, мучил, да чуть не с сумой оставил; а ваш-то зарылся по горло в деньгах, и счёт потерял, так и завяз там». И, несомненно, память о собственной загубленной молодости (а она в сорок лет говорит: «Прожила век-то как-нибудь, теперь уж немного доживать осталось») и заставляет её переживать о дочери, никак не желая, чтобы та повторила её судьбу. Именно поэтому она решительно откажет Ахову.

Однако не следует забывать и о другом. Даже самое правильное своё решение Дарья Федосевна не принимает, что называется, «самовластно». Она советуется с дочерью, прекрасно понимая, что поступает не так, как принято в её окружении, и боясь людского осуждения: «Говорят, не в деньгах счастье. Ох, да правда ли? Что-то и без денег-то мало счастливых видно. А и то подумаешь: как мне тебя на муку-то отдать? Другая бы, может, ещё и поусумнилась: "может, дескать, ей за ним и хорошо будет, — может, он с молодой женой и переменится". А у меня уж такого сумнения нет, уж я наперёд буду знать, что на верную тебя муку отдаю». И только услышав от дочери «Как вы сделаете, так и хорошо», твёрдо решает: «Хоть весь свет суди меня, а я вот что думаю: мало будет убить меня, если я отдам тебя за него», - да ещё и радуется возможности «выместить»: «Хоть посмеюсь вволю».

Что можно ещё сказать о ней?

Я что-то не припомню другой пьесы Островского, где между матерью и дочерью были бы такие тёплые отношения. В каких-то сценах они разговаривают просто, как подруги. Сейчас, наверное, этим мало кого удивишь (во всяком случае, у нас в доме всегда было так), но в эпоху Островского, в купеческой семье... Их полушутливые-полусерьёзные пикировки ясно показывают, что тайн друг от друга у них почти нет. Вспомним, как в конце первой сцене, разгневавшись на безвольного Ипполита, Агния решит прогнать его: «Я ещё вот что сделаю, я напишу ему, чтоб он не смел к нам и показываться». - «Что писать-то напрасно; только даром руки марать!» - «Совсем не напрасно». - «Как не напрасно; ведь вот, погодя немного, другое письмо писать примешься, что приходите поскорее». Мать видит и подлинное отношение дочери к Ипполиту, и её стремление наказать его. И закончит препирательство великолепной фразой: «Посмотрим, сказал слепой».

Застав целующуюся парочку, она, конечно, изобразит гнев, но уж очень несерьёзным он будет.

И.А.Жерякова в роли Кругловой
И.А.Жерякова в роли Кругловой

Разве можно считать подлинной угрозой, к примеру, её упрёки Ипполиту «Ну, а ты? Разве я тебя за тем в дом-то пускаю? Хорош, хорош!..Такие вы люди, чтоб вам верить, как же! Пусти козла в огород!.. Притворяйся сиротой-то. Вот я погляжу, что будет от тебя, а то и турну, брат».

Достаточно спокойно выслушивает она и объяснения дочери: «Я своими глазами видела, как он тебя целовал». - «Эка важность, поцеловал!» - «По-твоему, это не важность?» - «Да, конечно. Вот кабы укусил, это нехорошо».

И, думаю, происходит это не от равнодушия к судьбе дочери. Просто слишком хорошо знает Дарья Федосевна свою Агничку, прекрасно понимает, что сделать что-то по-настоящему дурное та не способна. Кроме того, молодой человек ей явно симпатичен. Не случайно, когда разгневанная дочь объявит, что Ипполита «да таки и разлюбила», она возразит: «А я так больше полюбила».

И именно поэтому сцена гнева разрешится очень мирно. Маменька для вида попрекнёт: «А что правда, то правда: не вовремя вы христосоваться начали». И очень быстро согласится идти гулять после замечания дочери «Да уж довольно, маменька. Своё дело исправили, побранили, ну и будет»: «Ну, шут вас возьми, и то сказать. Собираться, видно, да гулять пойти».

А немногим раньше она назовёт дочь «вольницей», но не с гневом, а как будто любуясь, а когда Агния на её замечание «Много очень воли ты забрала» скажет: «Заприте», - очень спокойно ответит: «Болтай ещё». Не запрёт. Потому что знает, что дурного поступка дочь себе не позволит.

И своё доброе отношение к Ипполиту Круглова не изменит. Интересен её разговор с Феоной, где она станет о нём выспрашивать: «Каков он, парень-то, я давно у тебя хотела спросить... Не пьёт он?» И не станет отрицать возможности сватовства: «А хоть бы и сватаю; разве дурное дело?.. Что ж, и моя невеста». Конечно, она позднее отметит: «Женихов у нас нет. Есть один парень на примете; только подняться ему, бедному, нечем. Кабы было у него дело верное, так отдала бы, не задумалась», - и от души радуется, что все препятствия устранились («Не порти ты нашу бедную, чистую радость своим богатым умом!» - скажет Ахову), но важнее всего для неё человек - «Я и за хозяином была, да горе-то видела. Разумеется, попадётся состоятельный человек, мы брезгать не станем». Но Феоне на слова «Да оно и по всему видно, что твоей птичке в золотой клетке быть» ответит со вздохом: «Ах, Феонушка, клетка — всё клетка, как ты её ни золоти».

Л.В.Ещенко в роли Кругловой
Л.В.Ещенко в роли Кругловой

И ещё одну черту Кругловой необходимо вспомнить - её честность. Она будет убеждать Ипполита начать, наконец, разговор с дядей: «И дальше то же будет, коли зевать будешь. Приставай к горлу — вот и всё тут... Не всё тебе малолетним быть!» - и от души поддержит его стремление «с хозяином войну начинать», но категорически откажется поддержать первоначальный план, с обманом Ахова («Я сейчас оставлю у вас деньги, явлюсь к хозяину: так и так, потерял пьяный. Что он со мной сделает?»): «Ишь, что придумал! Нет, уж ты меня не путай!»

И, наверное, совершенно права: даже после состоявшейся сцены с племянником Ахов попытается его оклеветать («Эти деньги чуть не краденые. Он у меня их сегодня выплакал да выкланял»). Нетрудно представить себе, чего он наговорил бы, осуществи племянник свои намерения.

А в конце пьесы мы будем любоваться Кругловой, когда она не только ясно укажет Ахову, что «коту» «бывает и великий пост», а ещё и твёрдо осадит распоясавшегося купчину: «Полно! Что ты Бога-то гневишь!» - и добавит: «Палец об палец для тебя не ударю, батюшка Ермил Зотыч!»

И дочь воспитала достойную... Но о дочери - в следующий раз!

************

К вчерашней статье об Ахове я получила комментарий, что, дескать, все находящиеся «под ним» могли «в любой момент развернуться и уйти», но они сами вручили ему власть над собой. А на вполне резонный вопрос, куда могла уйти жена Ахова, последовал несколько странный ответ: «А куда ушла Агния? Первую жену тоже не в мешке в дом привезли. Можно было не выходить замуж за придурка». И, как обычно, глубокомысленное заключение - «альтернатива - пойти в кухарки или в няньки. Выбор всегда есть», совершенно не думая, что как раз этой альтернативы и нет. Не говоря о довольно странном тоне (всё же о культуре нужно говорить культурно, я думаю), здесь и полное непонимание времени: недаром ведь Круглова так беспокоится не только о судьбе дочери, но и о том, насколько её поступок необычен для людей её круга.

Не могла девушка пойти против воли родителей, а уж мужняя жена уйти из дома не могла тем более! Но Круглова, так решительно отказавшая богатому купцу, такая одна! И поэтому мы не можем не уважать её.

Впрочем, спорить с подобными комментаторами просто бесполезно: после нескольких весьма странных ответов на мои и других здравомыслящих читателей возражения я вспомнила опять-таки Круглову - «С тобой говорить-то, что больше, то хуже. Лучше бросить; а то ещё, пожалуй, у тебя сама виновата останешься». Жаль только, что кто-то может таким рассуждениям поверить.

Если понравилась статья, голосуйте и подписывайтесь на мой канал!Навигатор по всему каналу здесь"

"Путеводитель" по пьесам Островского здесь