Извозчик, он же кучер, он же ямщик, названий много, а профессия одна. Однако различия все же есть.
Ямщик развозил людей между населенными пунктами. Извозчики работали внутри города, и делились на несколько больших группы: ваньки, лихачи и голубчики. Так в чем же разница?
Ваньки — низшая каста в иерархии извозчиков. Это были крестьяне из близлежащих деревень, для которых занятие извозом дело сезонное, приработок в межсезонье. Одевались Ваньки в зипун и тулуп. Они арендовали и экипаж, и лошадь. Расходы у Ваньков были большие, платили городовому, хозяину лошади. Услугами ваньков пользовались мещане, мелкие чиновники, приказчики, да простой народ.
У лихачей лошади были свои, в основном это породистые рысаки, чистые и ухоженные. Лихачи имели собственную повозку, в основном, лакированные коляски на рессорах, да и сами были одеты с иголочки, появлялись на улице лишь к обеду, но и трудились до глубокой ночи, а то и до утра. Прокатиться на лихаче стоило недешево: от рубля и выше.
Кучер служил у господ. И лошадь, и экипаж принадлежали хозяину, а сам кучер получал жалование. За лошадью в конюшне следил конюх, а не сам кучер.
Среди извозчиков выделялись голубчики, которые ездили на паре лошадей, имели своих лошадей и экипаж.
Биржей называли место, где скапливались извозчики. Так в Москве главная биржа находилась на Лубянской площади.
На бирже извозчику надо было выделиться среди толпы. Вот как в Санкт-Петербурге завлекал клиентов рязанский парень Василий Рыбин. Он произносил фразу: "Не угодно ли прокатиться с интеллигентным извозчиком!", а потом повторял эту же фразу на французском и английском языке. Во время поездки Вася развлекал клиентов разговорами на разные темы.
У извозчиков цены были исключительно договорные, да и манера общения извозчика с клиентом была особая. Если клиент стучал тростью по спине, то был недоволен скорость извозчика, стучал по правому или левому плечу — повернуть налево или направо, дергал за пояс, то нужно было остановиться.
Имелись правила, которые соблюдали извозчики. Они должны были ездить на здоровой лошади, иметь опрятный вид, бесплатно довозить до дома заболевших, изувеченных и пьяных, а также помогать преследовать убегающих от полиции.
Последние извозчики исчезли с улиц Москвы в конце 30-х годов 20 века.