Найти тему
Sunny Blues

Джимми Пейдж: пять любимых американских гитаристов из 70-х

Оглавление

В интервью 1975 года гитарист LED ZEPPELIN назвал имена пятерых американских коллег, мастерство которых вызывало у него наибольший интерес в тот момент.

Джими Хендрикс

Когда Джимми Пейджа в 1975-м попросили назвать имена его любимых американских гитаристов, неудивительно, что первым он упомянул легендарного Джими Хендрикса.

«Ну, лучшего гитариста, который когда-либо был у нас, мы потеряли. Это был Хендрикс», - сказал Джимми Пейдж.

Восхищение и уважение к Хендриксу не угасли в Пейдже и в последующие десятилетия. В интервью 1993 года он отметил, что по его мнению, записи Джими звучат отлично. Пейджа спросили, насколько хорошо сделаны альбомы Хендрикса - с его точки зрения как профессионального продюсера. Джимми Пейдж ответил, что продюсирование превосходно.

Джимми Пейдж и его пять любимых американских гитаристов 70-х
Джимми Пейдж и его пять любимых американских гитаристов 70-х

Они никогда не играли вместе, но почти встретились

В 60-х Пейдж стал уважаемым востребованным сессионным музыкантом и добился известности, играя с THE YARDBIRDS и LED ZEPPELIN, но ему не представилось возможности поговорить или сыграть вместе с Хендриксом.

Был единственный случай, когда они оказались в одно время в одном месте. Но гитарист ZEPPELIN сказал, что Хендрикс был уж слишком крут в то время. Поэтому Пейдж решил, что поговорит с ним в другой день.

«Не подумайте, это не было отсутствием воли. На самом деле я хотел его увидеть. Я тогда работал в студии и гастролировал с YARDBIRDS. Ко мне заглянул Джефф Бек. Он рассказывал, как этот парень появился вдруг в лондонском политехническом институте, поджемовал, потряс всех и привел присутствующих гитаристов уныние. Позже я вернулся в Лондон после тура ZEPPELIN. На следующий вечер Хендрикс играл в Royal Albert Hall».

Джимми Пейдж продолжил:
«Меня, конечно же, зацепило. Я думал: «Мне бы очень хотелось его увидеть». Но я слышал все эти замечательные истории о том, как он играет в клубах. И я сказал себе: «Пожалуй, я лучше подожду и увижу его в другой раз». Но другого раза не случилось».

«Единственный раз, когда я действительно видел его, так это в нью-йоркском клубе под названием Salvation. Я сидел в комнате с друзьями, а он был через комнату от нас. Я хотел подойти и сказать ему: «Извини, что я пропустил твой лондонский концерт». Но он очень быстро собрался и уехал с людьми, которые были с ним. Он выглядел немного потрепанным. Я подумал: «Ладно, будет ещё более благоприятное время». Но это время уже не настало», - рассказал Джимми Пейдж в 2012 году.

Кларенс Уайт

«Второй гитарист, которого я назову, это Кларенс Уайт. Он был абсолютно великолепен», - сказал Джимми Пейдж в 1975 году. Уайт был американским гитаристом и вокалистом в стиле блюграсс-кантри, он наиболее известен своей работой с KENTUCKY COLONELS и THE BYRDS.

И как и Джимми Пейдж, он много работал сессионным музыкантом. Среди тех, с кем он записывался, стоит отметить THE EVERLY BROTHERS, Джо Кокера, Рики Нельсона, Пэта Буна, THE MONKEES, Рэнди Ньюмана и Джексона Брауна.

Уайт трагически погиб в 1973 году в возрасте 29 лет.

В интервью 2023 года Джимми Пейдж рассказал, как «изобретение» Кларенса Уайта и Джина Парсонса вдохновило его на некоторые моменты в классическом альбоме ZEPPELIN In Through the Out Door.

Это случилось в 1967-м. Уайт и Парсонс, будучи участниками группы NASHVILLE WEST, изобрели устройство, позволившее Кларенсу Уайту имитировать звук стил-гитары на своем Fender Telecaster 1954 года.

Парсонс - Уайт стринг-бендер

Парсонс - Уайт стринг-бендер
Парсонс - Уайт стринг-бендер

У Уайта возникла музыкальная идея: получить возможность менять высоту звучания второй струны своей гитары вверх на полный тон, чтобы при этом левая рука оставалась бы свободной для других действий, то есть, это не должна была быть стандартная подтяжка пальцами девой руки.

Уайт понимал, что для того, чтобы совершить подобный подвиг, ему нужна третья рука. Гитарист обратился к своему другу механику-любителю Парсонсу, и попросил его спроектировать и изготовить устройство, чтобы подтягивать и отпускать обратно струну си, не задействуя левую руку.

Cовременный стринг-бендер

Би-бендер
Би-бендер

Устройство, известное теперь как Parsons/White StringBender (или просто би-бендер), представляло собой несложный механизм с пружинами, встроенный внутрь гитары Уайта, который соединялся с «пуговицей» для крепления ремняка гитары и второй струной. Если он был активирован, то нажатие на гриф гитары вызывало повышение струны «си». Получаемый эффект очень напоминал «плачущий» звук стил-гитары. Уайт стал интенсивно использовать устройство в THE BYRDS, и характерный звук стринг-бендера стал одним из определяющих аспектов музыки этой группы.

Джимми Пейдж:

«Я слушал Untitled - альбом THE BYRDS. Это концертный альбом, и я думал: что он такое там делает? И оказалось, что Кларенс Уайт играл на изобретении Джина Парсонса и Кларенса Уайта, а идея была его - повысить звук струны».

«Вы можете услышать, как Кларенс использует этот эффект на пластинке BYRDS Sweetheart of the Rodeo. Но именно на концертном альбоме я впервые услышал это и подумал, что не понимаю, что это. Я не знаю, как это делать. Альберт Ли был первым человеком, которого я увидел со стринг-бендером, когда он играл с Эриком Клэптоном», - сказал Джимми Пейдж.

Ещё в 1986-м Джимми Пейдж расхвалил Уайта, сказав, что то, что он делал с THE BYRDS, было «совершенно потрясающим». В том же интервью он вспоминал, что много раз видел эту американскую группу вживую.

Эймос Гарретт

«А вот совершенно другой стиль, парень, который играл на сингле Марии Малдаур (американская фолк-блюзовая певица - авт.) Midnight at the Oasis. Амос Гарретт. Он научился этому у Лес Пола», - сказал Джимми Пейдж в 1975 году.

Эймос Гарретт родился в Детройте, а вырос в канадском городе Торонто. И он наиболее известен знаменитым гитарным соло, которое он записал в песне Midnight At The Oasis.

За свою карьеру Гарретт также записывался и со многими другими, и самые известные из них - Стиви Уандер, Тодд Рандгрен и Бонни Райт. Всего он участвовал в записях более чем 150 музыкантов. Помимо этого, Эймос написал несколько книг о музыке. Самая известная - «Амос Гаррет - подтяжки на гитаре: мастер-класс».

Лес Пол

«На самом деле Лес Пол - первый. Нас бы нигде не было, если бы он не изобрел электрогитару», - сказал Джимми Пейдж в 1975 году. За время своей карьеры, как с LED ZEPPELIN, так и сольной, Пейдж использовал разные гитары, включая Fender Telecaster и Double-Neck Gibson EDS-1275, но основная и самая известная из них - Gibson Les Paul DeLuxe.

Джимми Пейдж и Gibson Les Paul DeLuxe
Джимми Пейдж и Gibson Les Paul DeLuxe

Как можно догадаться по названию, этой гитары просто не было бы, если бы не Лес Пол, один из пионеров цельнокорпусной электрогитары. У Джимми Пейджа была отличная возможность познакомиться с американским изобретателем и гитаристом. Он даже получил от него совет, как он рассказал в 2021 году. Пейдж говорил о том, что никогда не шел в своей карьере коммерческим путём, и он вспомнил, что сказал ему Лес Пол.

«Я думаю, что гораздо приятнее бросить перчатку самому себе. Примите вызов, а затем сделайте что-то, к чему вы искренне стремитесь. Сделайте что-то уникальное и новое».

«Лес Пол сказал мне: «Знаешь, что ты можешь делать? Та же картина, но другие кадры». Таким образом, вы никогда не должны терять главную часть своего персонажа, это узнаваемо. Но вы легко можете корректировать отдельные кадры изображения», - сказал Джимми Пейдж.

Эллиот Рэндалл

«А вот еще один - Эллиот Рэндалл, парень, который был гостем на первом альбоме группы STEELY DAN. Он великолепен», - сказал Джимми Пейдж в 1975 году.

В 2016 году Пейджу предложили поставить разным гитаристам оценку по 10-бальной шкале, ставя ему записи, но не называя исполнителя. И когда заиграл классический трек STEELY DAN Reelin' In The Years, Пейдж сразу сказал: «О, я знаю это, это круто. Мне очень нравится. Это STEELY DAN, Рэндалл играет гитару, классика. Ставлю 12».

«Дело в том, что я очень люблю играть на гитаре. Я слышал гитару, когда был ребенком, и даже тогда уже очень ценил ее. Вы знаете, на гитаре всего шесть струн. Но каждый выберет среди играющих своих персонажей. И они разные. Это круто», - сказал Джимми Пейдж.

Эллиотт Рэндалл - сессионный музыкант, одна из самых хитовых песен, в записи которой он принимал участие - Fame американской певицы Айрин Кара.

Он также записывался с Ричи Хейвенсом, Питером Криссом, Питером Фрэмптоном, Йоко Оно - Джоном Ленноном и группой ASIA.

Рэндалл также работал над саундтреками ко многим классическим фильмам, включая The Warriors (1979), The Blues Brothers (1980), Fame (1980).

Читать также: