Найти тему

Старость не болезнь

Оглавление

Часть вторая


Геротрансцендентность

Основой для возникновение концепции геротрансцендентности является накопление знаний, полученных в процессе огромного количества исследований в рамках психогеронтологии и психологии, отправной точкой которых может служить переход к общевозрастному рассмотрению процесса старения. Также были накоплены обширные данные исследований, подтверждающие, что в структуре старения имеют место не только процессы, связанные с увяданием, но и процессы развития и совершенствования.

Теория о возникновении в процессе старения позитивных тенденций была озвучена в работах Л. Карстенсен в рамках социоэмоциональной селективной теории. Она обратила внимание на то, что сокращение социального взаимодействия пожилых людей не является предпосылкой к их одинокому образу жизни, наоборот данный процесс способен гармонизировать уже имеющиеся отношения. В изучении одиночества, однако, некоторые исследователи обращают внимание на то, что нахождение наедине с собой даёт возможность отдохнуть от социального взаимодействия, побыть наедине с собой, что может быть рассмотрено как необходимость.

Неоднозначные выводы в исследованиях интеллектуальной сферы людей пожилого возраста могут подтвердить различия между людьми разных возрастных групп, заключающиеся в перестройке интеллектуальной сферы. Исследователи сходятся во мнении, что существующий инструментарий не способен отразить истинную картину, так как был создан для изучения людей иных возрастных групп. Такое представление о старении созвучно идеям Б.Г. Ананьева и М.Д. Александровой, подчеркивавшим сложность, нелинейность развития, увеличение субъектности и вариативности в период старения, которые образуют уникальный индивидуальный «почерк старения».

В недавних исследованиях делаются выводы о неоднородности психологических новообразований пожилого возраста. Развивая эту мысль, логично предположить, что базой индивидуальных преобразований может служить огромное количество полученного опыта и его личностная переработка. В результате большого количества полученных знаний возникла потребность в описании общего механизма, способствующего позитивному старению, чем и стала геротрансцендентность. Это понятие имеет общие корни с термином трансцендентность, которая подразумевает определенный выход за рамки опыта человека.

Таким образом, можно заключить, что трансцендентные трансформации положительно взаимодействуют с функционированием индивида на разных уровнях, в связи с чем, изучение геротрансцендентности также может быть перспективным относительно старшей возрастной группы.

Термин геротрансцендентность был введен Л. Торнстамом еще в 1989 году. Под геротрансцендентностью понимались особые изменения, имеющие связь с осознанием старения и собственную роль в структуре старения, которые трансформируют функциональный потенциал индивида. Основой подобных изменений служит выход за пределы опыта зрелого индивида, возникновение особой структуры осознания действительности и самосознания (как в мире в целом, так и в социуме).

Сформулированная Торнстамом теория позиционировалась в качестве принципиального нового подхода, однако, вероятно, более уместно было бы говорить о систематизации полученной информации и создании единого конструкта, дающего целостное представление о позитивном личностном функционировании в период заключительного этапа онтогенеза (в пожилом и старческом возрасте).

Описанный Торнстамом конструкт был основан, в основном, на качественных методах, и, будучи привлекательным в теоретическим плане, требовал наполнения психологическим содержанием.

Изначальная конструкция имела в составе три компонента:

  • Социальное измерение;
  • Личностное измерение;
  • Космическое (философское) измерение.
-2

Социальное измерение

Социальное измерение геротрансцендентности представляет собой изменения, происходящие в системе социальных отношений в период поздней взрослости и старения. В первую речь идет о изменении качества и количества отношений, их становится меньше, но они становятся более позитивными, менее поверхностными. Это положение подкрепляется данными социоэмоциональной селективной теории согласно которой к таким изменениям приводит пересмотр социального взаимодействия, их переоценка, отбор таких отношений, которые будут способствовать росту психологического и эмоционального благополучия.

Этот компонент также включает понятие «современный аскетизм», который подразумевает готовность использовать имеющиеся ресурсы, отказ от накопительства. Следует отметить, что для российских реалий, в силу культурно-исторического контекста, данный аспект является наиболее сложным для применения.

Также социальное измерение включает уход от дуализма «плохое - хорошее» в отношениях. Происходит переход к пониманию того, что каждый человек поступает так или иначе под влиянием множества факторов, кроме того, человек не совершенен по своей природе и может ошибаться. Развитие социального измерения геротрансцендентности подразумевает, что человек снижает количество оценочных суждений, а также допускает определенное несовершенство мира в целом: как бы признает, что и другие, и он сам могут ошибаться. Такая трактовка отношений во многом созвучно берлинской парадигме мудрости и характеристикам, необходимым для принятия «мудрого решения».

Берлинская парадигма мудрости.
Эта научная парадигма определяет мудрость как знание об основополагающих прагматических сторонах жизни, в том числе интерес к жизненному поведению, к цели и смыслу жизни.

Кроме того, многие аспекты социального измерения геротрансцендентности созвучны трансформациям, необходимым для успешной адаптации к старению (Стрижицкая, 2016).

-3

Личностное измерение

Второй компонент геротрансцендентности относится к личностным изменениям. Следует отметить, что все компоненты, в целом, относятся к личностному функционированию. Однако, личностное измерение связано с трансформациями, непосредственно личностных конструктов. Прежде всего, это изменения Я-концепции.

Развитие личности взрослого само по себе является неоднозначным вопросом. С одной стороны, есть характеристики, которые формируются уже к периоду ранней взрослости и остаются достаточно стабильными. С другой стороны, личность является исключительно сложным конструктом, включающим разнообразные подструктуры и механизмы, многие из которых подвержены возрастной динамике и, кстати, недостаточно изучены относительно старшей возрастной категории.

Таким образом, личность продолжает развиваться и трансформироваться, как в период взрослости, так и в период старения.

Личностное измерение геротраснцендентности можно условно разделить на две составляющие: изменения физического «Я» и трансформации Эго.

Изменения физического «Я» относятся к принятию физических изменений, связанных с возрастом. В первую очередь, здесь речь идет об изменениях, связанных с менопаузой, а также возрастных изменениях, как внешнего вида, так и внутреннего состояния организма. Развитие личностного измерения геротрансцендентности в этом направлении должно приводить к принятию того, что тело меняется, меняются возможности организма. Например, что человек быстрее устает и не может так же долго или интенсивно выполнять работу или вид деятельности, которые раньше давались относительно легко. Принятие, в данном случае, означает, что человек оптимизирует свою деятельность с учетом изменившихся условий. Например, получасовой - часовой отдых в середине дня позволяет чувствовать себя достаточно активным до позднего вечера. При этом геротрансцендентные изменения предполагают, что человек не старается «повернуть время вспять», всеми возможными способами сохранить молодость и поправить здоровье. Он понимает, что это естественный ход вещей, который, тем не менее, не значит, что жизнь заканчивается или останавливается. Продуктивным результатом таких изменений является сохранение условно здорового образа жизни и необходимое внимание к своему здоровью в противовес жесткому следованию «здоровым» правилам и всепоглощающей заботе о здоровье.

Этот аспект личностного измерения геротрансцендентности можно считать своего рода аналогом «современного аскетизма», но применительно к физическому «Я». Эти результаты согласуются с данными по различным параметрам здорового образа жизни (Стрижицкая, 2017), которые показывают, что идеальное соблюдение правил здорового образа жизни в период старения не всегда является залогом оптимального результата.

Было показано (Стрижицкая, 2017), что наличие вредных привычек с возрастом меняет свое значение. Также это положение согласуется с результатами исследований Роу и Кана (Rowe, Kahn, 1987), которые показали, что изменение функционального статуса (то есть реального функционирования человека) не связано напрямую с изменением его физического состояния.

Геротрансцендентные изменения личностных аспектов «Я» предполагают более выраженный самоанализ, большую самокритичность, которые обеспечивают создание более сложной системы «Я», которая бы включала как положительные, так и отрицательные черты, выводы тем самым самопринятие на ведущие позиции.

В процессе исследования некоторые испытуемые отмечали, что отдельные черты им мешают в жизни. Как правило, это те черты, которые принято считать положительными. Например, «я был слишком добр», у меня слишком «мягкий характер» и т.д. Таким образом, этот пример показывает, что, будучи взрослыми, многие люди замечали определенный когнитивный диссонанс между социально одобряемыми чертами (например, доброта) и необходимыми для продуктивного функционирования конкретного человека.

Можно предположить, что с возрастом происходят сразу два процесса постепенной переоценки значимости различных личных качеств и личности в целом.

Во-первых, накопленный жизненный опыт, осведомленность, позволяют человеку составить собственный рейтинг положительных и отрицательных качеств

Во-вторых, общество снижает требования к людям в возрасте, благодаря чему уменьшается число социальных ожиданий от пожилого индивида. Как результат, пожилой человек лучше понимает свои сильные стороны и не испытывает давления со стороны общества, что позволяет ему свободнее использовать их, не оглядываясь на мнение окружающих

Космическое (философское) измерение

С точки зрения психологической интерпретации, наиболее сложным представляется именно космическое измерение. Оно включает измерение достаточно обобщенных, мировоззренческих установок, определяющих основополагающие понятия,такиекак жизнь, смерть, время, пространство и т.д. В связи с этим, кажется уместным дать этому измерению другое название – генерализованное мировосприятие, которое более точно его описывает. Данный компонент перекликается с содержанием восьмой стадии эпигенетической теории Эриксона, суть которой заключается в ретроспективном анализе прожитой жизни и ее принятии. Благодаря такой ретроспективной оценке, человек расширяет свою временную перспективу, принимает старение и смерть как часть жизни. Кроме того, важным аспектом генерализованного мировосприятия является принятие загадочности жизни, ее неопределенности. Также генерализованное мировосприятие предполагает новое понимание себя в контексте жизни. Не собственной жизни, но жизни вообще, что может выражаться в росте интереса к генеалогии, истории, поиске связей с предками, ощущения себя частью человечества в целом.

Некоторые авторы рассматривают геротрансцендентность как финальную стадию становления зрелости человека, и даже предлагают определять ее как девятую стадию эпигенетической теории Эриксона.

Теорию Эриксона мы уже рассматривали подробнее в статье "Психологические аспекты пожилого возраста"

Однако, исходя из представленных на сегодня данных, такой акцент представляется несколько преждевременным. Тем не менее, уже сегодня можно сказать, что геротрансцендентность можно рассматривать как перспективную схему развития дополняющуюуже существующие представления о позитивном старении.

За последние почти тридцать лет было проведено множество исследований проявления геротрансцендентности,в том числе, в рамках психологии. Так, кросс-культурные исследования показали, что как тенденция она проявляется как у религиозных, так и у не религиозных людей. При этом духовность будет связана с геротрансцендентностью независимо от того, в какой форме она практикуется, однако, характер связей будет зависеть от формы, а также от культурных особенностей. К примеру, для Ирана духовность и религиозность были связаны с геротрансцендентностью независимо от того, в какой форме практикуется религия, в то же время в Турции прямых связей между религией и геротрансцендентностью обнаружено не было, и необходимым условием ее развития была духовность. Схожие результаты были получены и для шведской выборки, влияние религии на которую минимально.

-4

Обобщенная модель геротрансцендентности

Таким образом, геротрансцендентность представляет собой комплекс изменений, связанных со старением, но не обусловленных им.

Для возникновения геротрансцендентности необходимы определенные условия. Можно предположить, что они связаны с эволюцией личности, происходящей с человеком в процессе взросления.

Может показаться, что поскольку геротрансцендентность связана с характеристиками личности, а не с возрастом, то она не является качественной характеристикой процесса старения. Однако, все не так однозначно. Так, действительно, геротрансцендентность, связана скорее с накоплением «критической массы» изменений, которые можно называть психологической зрелостью.

Отдельные аспекты компонентов геротрансцендентности начинают формироваться задолго до появления геротрансцендентности как полноценного механизма. В то же время, исходя из идеи о том, что старение является уникальным, качественно новым этапом развития, следует признать, что каждый новый этап возникает и подготавливается на предыдущих стадиях, совершая качественный скачок в определенных показателях.

Надо отметить, что это положение тоже полностью согласуется с теорией Эриксона.

Предполагается, что все компоненты геротрансцендентности являются условно независимыми и могут формироваться независимо друг от друга. При этом, в зависимости от условий, разные компоненты могут достигать критической массы, позволяющей говорить о их сформированности, в разное время.

Внешние и внутренние факторы геротрансцендентности

Существуют внешние и внутренние факторы, определяющие функционирование геротрансцендентности.

К внешнимможно отнести возраст и пол. Хотя возраст и не рассматривается как непосредственная предпосылка возникновения геротрансцендентности, тем не менее, возраст может оказывать влияние на ее функционирование, по крайней мере, на отдельные ее компоненты. Что касается пола, то очевидно, прежде всего, его влияние на социальное измерение геротрансцендентности, поскольку женщины не только более социальны, но и более включены в социальное взаимодействие в период старения. В частности, именно женщины ответственны за сохранение социальных звязей и коммуникаций, как семейных, так и несемейных, у мужчин.

К внутренним факторам относятся эмоциональные, социальные, когнитивно-поведенческие и временные показатели. Факторами эмоционального плана выступают эмоциональная устойчивость, показатели эмоционального фона, показатель выраженности симптомов депрессии. Факторы социального взаимодействия рассматривают характеристики взаимодействия поколений, генеративности, характеристики отношений в семье. Факторы когнитивно-поведенческой направленности включают стратегии поведения в трудных ситуациях. Временные факторы направлены на оценку восприятия перспективы будущего.

Действие указанных факторов специфично и различается в зависимости от компонента геротрансцендентности. Такая специфичность выражается в отрицательных связях неблагоприятных эмоциональных факторов (депрессии и негативных эмоций) с компонентами геротрансцендентности, разнообразных связях факторов социального взаимодействия со всеми компонентами геротрансецндентности, дифференцированном характере связей стратегий преодоления стресса и компонентов геротрансцендентности и связях всех компонентов геротрансцендентности с отдельными факторами восприятия будущего.

В частности, если геротрансцендентность является механизмом позитивного функционирования, то ее компоненты должны быть положительно связаны с различными показателями позитивного функционирования, например, с психологическим благополучием, высоким функциональным статусом, социальной вовлеченностью.

-5

Заключение

Изложенные выше представления о модели функционирования геротрансцендентности демонстрируют, что условия, факторы и эффекты могут воздействовать как на все компоненты геротрансцендентности, так и лишь на ее отдельные составляющие.

Геротрансцендентность выступает в качестве механизма позитивного старения, что выражается в более высоких показателях психологического благополучия и социальной включенности в группах с более выраженной сформированностью геротрансцендентности. Среди всех компонентов социальное измерение обладает наиболее сильным влиянием на показатели позитивного функционирования.

Вместе с тем, на данном этапе накоплено недостаточно эмпирических данных о том, какие именно показатели можно отнести к условиям, факторам и эффектам геротрансцендентности, а так же о возрастных особенностях ее формирования .

Старость является очень важным и одновременно недостаточно изученным и оцененным этапом жизни человека. Продолжительность жизни говорит об уровне развития общества, а качество жизни и психологическое благополучие в преклонном возрасте о том, как человек смог реализовать имевшиеся у него ресурсы и воспользоваться накопленным жизненным опытом.

В современной психологической науке начинает преобладать дивидендная парадигма, рассматривающая старение не только как период, когда человек может достойно жить, благодаря возможности компенсации негативных изменений, как декларировала компенсаторная парадигма, но и как период имеющий свои «дивиденды». Имеются в виду приобретения пожилого возраста, которые способствуют высокому качеству жизни и эффективному функционированию в социуме. Одним из наиболее ярких дивидендов старения является формирование мудрости и улучшенная эмоциональная стабильность и регуляция, приобретаемые благодаря осмыслению жизненного опыта. При этом как общество, так и отдельные индивиды не вполне осознают и признают наличие подобных возможностей.

Несмотря на наличие уже многочисленных исследований, показывающих, что позитивное старение возможно, современная практическая геронтология в большей мере сконцентрирована на поиске мер по предотвращению различных негативных проявлений, оставаясь, таким образом, в рамках компенсаторной парадигмы, время которой определенно прошло.

Если вам или вашим близким нужна помощь в реабилитации после перенесенного заболевания, или травмы, обратитесь в нашу сеть центров "Доброта". Наши специалисты имеют многолетний опыт реабилитации пожилых людей, ухода за ними и подготовки к предстоящим операциям. Посетите наш сайт или позвоните по телефону: 8(495)136-97-87 и выберите наиболее подходящий пансионат нашей сети.