Найти в Дзене

Зинаида Серебрякова - жизнь на чужбине и признание на Родине

Пронзительная драма жизни - ранняя смерть отца, затем мужа, гонка за выживание в послереволюционной России с четырьмя детьми, эмиграция во Францию, разлука с близкими, непринятие чужбины и признание на Родине буквально за год до кончины...словно коварный паук сплел нити судьбы в единое полотно... Стать художницей ей было предначертано судьбой, словно сами звезды высветили эту дорогу. Ветвь Бенуа-Лансере - здесь если ты не архитектор, то обязательно художник. Иначе и быть не могло! Её дед - Николай Бенуа - знаменитый архитектор, отец - Евгений Лансере - скульптор, мать - Екатерина Николаевна - художник-график. Зинаида родилась в декабре 1884 года под Харьковом, в имении Нескучное. Едва девочке исполнилось два года, как умер от чахотки отец. Но в доме всегда царила удивительная и теплая атмосфера - это домашние спектакли, вечернее чаепитие, игра на фортепиано, чтение вслух, постоянное творчество, воздушная легкость и поэзия... Зимовали всегда в роскошной квартире деда в Санкт-Петербу

Пронзительная драма жизни - ранняя смерть отца, затем мужа, гонка за выживание в послереволюционной России с четырьмя детьми, эмиграция во Францию, разлука с близкими, непринятие чужбины и признание на Родине буквально за год до кончины...словно коварный паук сплел нити судьбы в единое полотно...

Стать художницей ей было предначертано судьбой, словно сами звезды высветили эту дорогу. Ветвь Бенуа-Лансере - здесь если ты не архитектор, то обязательно художник. Иначе и быть не могло! Её дед - Николай Бенуа - знаменитый архитектор, отец - Евгений Лансере - скульптор, мать - Екатерина Николаевна - художник-график.

Зинаида родилась в декабре 1884 года под Харьковом, в имении Нескучное. Едва девочке исполнилось два года, как умер от чахотки отец.

Но в доме всегда царила удивительная и теплая атмосфера - это домашние спектакли, вечернее чаепитие, игра на фортепиано, чтение вслух, постоянное творчество, воздушная легкость и поэзия... Зимовали всегда в роскошной квартире деда в Санкт-Петербурге, совсем недалеко от Мариинского театра, а с весны отправлялись в усадьбу Нескучное.

З. Серебрякова "Дом в Нескучном", 1910
З. Серебрякова "Дом в Нескучном", 1910

Зиночка рисовала с самого детства. Первыми шагами в живописи для нее стали пейзажи Малороссии - невероятно любимые и привычные глазу бескрайние поля, высокие небеса, яблони, от урожая которых прогибаются ветви, хаты, окошки, ветряные мельницы, стада пасущихся коров и тихая река Муромка. Чистота и изящные краски русской природы, обычная крестьянская жизнь и близость к простым людям вдохновляли Зину на творчество. Родным краем было заполнено с самого детства сердце юной художницы.

В 1900 году Зинаида выпускается из гимназии и поступает в Академию художеств, в которой быстро разочаровывается. Уходит в художественную школу княгини Марии Тенишевой, а затем посещает мастерскую Осипа Браза.

Юная художница не сомневается в своем пути и со временем начинает заниматься живописью самостоятельно. Пишет увлеченно портреты своих родных, друзей. Они словно наполнены светом и поэтичностью, отражая внутреннее состояние Зинаиды.

Появляется серия автопортретов с романтичной взволнованностью и прекрасной женственностью, в полной мере отражающие всю полноту семейного счастья.

Уже в феврале 1910 года, в Петербурге, на 7-ой выставке картин Союза русских художников будет представлена работа Зинаиды Серебряковой - "Автопортрет. За туалетом". Брат художницы станет настоятельно советовать отправить именно эту картину. И он не ошибся! Успех был невероятный!

З. Серебрякова "За туалетом. Автопортрет", 1909
З. Серебрякова "За туалетом. Автопортрет", 1909

...Она свежа и прелестна, с огромными и самыми прекрасными, удивительными карими глазами...легкая задорная улыбка, нежный румянец, изогнутая бровь...утонченна и грациозна, словно лань...темная копна волос, тонкая талия запрятана в белоснежную ночную сорочку...и женские безделушки...

Совершенно открытый взгляд, а в глазах затерялись искорки счастья, как солнечные утренние зайчики. И нет сомнения в том, что жизнь - бесконечная радость, счастье и безмятежность. Она любит и несомненно любима, есть творчество, как отдохновение души, и сладкие носики, которые еще посапывают в своих кроватках - Шурка и Женька. Женское удивительное и самое прекрасное, невероятное счастье, только легко разрушаемое и очень ранимое...

Борис Серебряков - он жил на другой стороне Муромки. Они дружили с самого раннего детства. Были влюблены и неразлучны, конечно пытались скрывать свои чувства, но это совершенно не удавалось. Причем родственники были совсем не против, но только были они двоюродными. И за оформление семейного союза пришлось очень побороться. Нашелся священник, который за солидную сумму денег обвенчал пару 9 сентября 1905 года.

З. Серебрякова, портрет Бориса Серебрякова, 1913 год
З. Серебрякова, портрет Бориса Серебрякова, 1913 год

Она берет фамилию мужа, чтобы прославить ее на весь мир, а он учится в институте путей сообщения, чтобы строить железные дороги. И все складывается удачно и хорошо. Молодая пара едет в Париж. Зиночка учится живописи в Академии де ла Гранд Шомьер, а вернувшись в имение буквально растворяется в семейной жизни.

В 1906 году у Серебряковых родится сын Евгений, через год - Александр. Борис работает инженером путей сообщений, подолгу пропадает в командировках, а Зиночка воспитывает своих малышей и неустанно наслаждается колоритом деревенской жизни, природы, бескрайним морем ржи, пшеницы, облаками, убегающими к горизонту...

В Нескучном Зинаида Серебрякова много и неустанно пишет с натуры образы простых крестьян, которые и входят в серию работ "Типы крестьян Курской губернии" - "Жатва", "Беление холста", "Обед", "Спящая крестьянка"... Обычная крестьянская жизнь становится предметом внимания Серебряковой, в ней она чувствует возвышенность и лиричность...внутренняя сосредоточенность, ритм неторопливых и размеренных движений, яркая и насыщенная палитра...как просто и легко передано величие и поэтичность простого русского народа, сколько вложено любви, нежности, гордости...

В 1912 и 1913 гг. у Серебряковых рождаются дочки - Татьяна и Екатерина.

Картина "Баня", которая написана художницей в 1913 году, не может не восхищать. Она словно магнитом притягивает к себе взгляды...красота и грация прекрасного обнаженного женского тела...мягкость и чистота и целомудрие... И возможно банщицы далеки от совершенства и каких-либо придуманных стандартов, но они настоящие, живые, здоровые, притягательные... Здесь нет ни греховности, ни сладострастия, ни таинственности, ни запрета. Жизнь! Молодость! Красота, которую создала сама природа!

З. Серебрякова "Баня", 1913
З. Серебрякова "Баня", 1913

Гораздо позже Зинаида в одном из своих писем напишет: "Что привлекало меня к теме „Баня“ и вообще к писанию нагого тела? Я всегда увлекалась темой „ню“ и сюжет „Бани“ был лишь предлогом для этого, и Вы правы, что это просто „потому, что хорошо человеческое юное и чистое тело".

Серебрякова с удивительной легкостью показывает чистоту и цельность женской души, как совершенно невероятный образ "русской Венеры". Не возможно обидеть, жестоко осудить, унизить, но лишь боготворить, воспевать и любить бережно и очень нежно, настолько нежно, чтобы защемило в груди...

Вдохновляли на создание картин Зинаиду не только крестьянский быт, но и свои дети. Помните? Их у четы Серебряковых было четверо!

З. Серебрякова "За завтраком", 1914
З. Серебрякова "За завтраком", 1914

Совершенно необыкновенное произведение детского портрета - прекрасные и самые удивительные, родные и необычайно милые...задумчивый Женя, серьёзный Саша и самая непосредственная и прекрасная дочка Таня. Семейный уют, умиротворение, свет, теплота, счастье, заботливая бабушка, разливающая суп по тарелкам из супницы. Что может быть прекраснее? И кажется работа мгновенной, как будто время остановилось, но при этом отлично видно, что все очень хорошо продумано.

Не возможно не обратить внимание на натюрморт, где совершенно невероятно передана фактура, блики, сияние столового серебра, блестящий желтый кувшин, белизна скатерти... Совершенно жизнеутверждающее полотно, а в это время в мире нарушена стабильность, и маятник тихой жизни начинает свое движение. Меч Судьбы уже завис в воздухе над этой семейной идиллией, готовый в любой момент, одним движением располовинить судьбы...

Семья Серебряковых была необыкновенно счастлива, проживая день за днем, наполненных любовью и радостью в своем имении. А в 1917 году художницу Зинаиду Серебрякову выдвинут в академики ИАХ, но в привычный распорядок жизни вмешалась революция и ничего не состоялось, Императорская Академия были упразднена.

Начались грабежи, усадьбы помещиков сжигали и громили. Серебряковы сбегают в Харьков, спешно собирая все, что имело ценность. Художница устраивается на работу в Харьковский археологический музей рисовать экспонаты и принимает участив в первой пролетарской выставке.

Все работы, которые были оставлены в имении - сожжены. Зинаида рисовала углем и карандашом, на масло средств не было. В марте 1919 года на руках супруги скончается Борис Серебряков от сыпного тифа...ему было всего 39 лет... У Зины было четверо детей, а возраст матери приближался к 70 годам. Жизнь рушилась, как карточный домик.

З. Серебрякова "Карточный домик", 1919
З. Серебрякова "Карточный домик", 1919

С уходом из жизни Бориса, Зинаида понимала, что не сможет никогда и никого полюбить более. Лишь он один оставался самым ярким, нежным и невероятным светом ее жизни...и наступила тьма, растерянность и боль, не проходящая ни на мгновение... С уходом Бориса она не смогла ни смириться, ни принять до самого своего последнего часа...

Она писала: "Ах, так горько, так грустно сознавать, что жизнь уже позади, что время бежит, и ничего больше, кроме одиночества, старости и тоски, впереди нет, а в душе еще столько нежности, чувства. Я в отчаянии, все так безнадежно для меня. Хотя бы уехать куда-нибудь, забыться в работе, видеть небеса, природу..."

Уже в 1920 году Зиночка переводит семью в Петроград, в квартиру деда. Здесь теперь не все так, как раньше - просто коммуналка. Нет ни любви, ни радости, ни счастья, но лишь нужна и гонка за выживание. Только дети оставались единственной ее радостью и отрадой. Зинаида зарабатывает тем, что пишет портреты на заказ, но деньги полностью уходят на еду. Чувствуется невероятная беспомощность и безысходность.

Серебрякова принимает решение поехать к Александру Бенуа в Париж. Там она получает отличный заказ на панно, наивно предполагая, что заработает и вернется обратно. Только случиться этому уже было не суждено. В какой-то момент та небольшая удача, которая замаячила на горизонте, просто растворилась. Она опять работала за гроши, перспективы были совсем призрачными и безрадостными.

Жила Зинаида совершенно замкнуто и оторвано от нового общества, сильно скучала по детям и матери. Почему не вернулась? Можно предположить, что опасалась репрессий, боялась навлечь новую беду. Все заработанные средства Серебрякова отправляла в Петроград, оставляя себе самую малость, чтобы выжить. Не было в ней жилки себя презентовать, заводить новые и полезные знакомства... Не прижилась, не вписалась, не пришлась ко двору...

Со временем родственникам каким-то образом удалось переправить Зинаиде двоих детей - Сашу и Катеньку. Они отлично рисовали. Катюшка взяла на себя все заботы по домашнему хозяйству, а брат для какого-то небольшого магазина разрисовывал абажуры с видами Парижа, гораздо позднее - оформлял выставки, иллюстрировал книги. Дело принимало совсем другой оборот. Однако Зинаиду все также остро тянуло в родные и дорогие сердцу края, она часто говорила: "Ничего из моей жизни здесь не вышло, и я часто думаю, что сделала непоправимую вещь, оторвавшись от почвы".

В 1933 году уходит из жизни Екатерина Лансере - мать Зинаиды. И сердце просто разрывается от боли и волнения...как будут жить Женя и Таня... Только ни вариантов, ни возможностей не было, а затем началась война...

Пройдет еще много-много лет прежде чем Зинаида встретится со своей точкой Татьяной - в 1960 году, в Париже. А уже в 1965 году в Москве пройдет выставка работ Зинаиды Серебряковой.

"Хрущевская оттепель" сделало свое дело! Успех был совершенно невероятный!!! Зинаида Серебрякова получает признание своего таланта, а музеи покупают ее работы для своих коллекций. Она была очень счастлива, что протянулась незримая нить, как связующее звено от нее самой до родных просторов.

З. Серебрякова. Автопортрет, 1956
З. Серебрякова. Автопортрет, 1956

19 сентября 1967 года Зинаиды Серебряковой не стало... Она скончалась в Париже, в возрасте 82 лет...

Легкая и воздушная, удивительная и очень понятная Зинаида Серебрякова, писавшая светлые и жизнерадостные полотна прекрасного времени, которое уже не вернуть, как и те совсем недолгие мгновения обычного женского счастья...

Кем стали дети Бориса и Зинаиды Серебряковых?

Евгений - архитектором и реставратором. После Великой Отечественной войны он восстанавливал Петергоф. Александр - занимался дизайном, оформлял интерьеры и панно. Татьяна - театральный художник. А Екатерина писала пейзажи и натюрморты, основала фонд Зинаиды Серебряковой во Франции.

Ветвь Бенуа-Лансере-Серебряковых - здесь если ты не архитектор, то обязательно художник. Иначе и быть не могло)))

Всегда с вами - Летящая стрекоза)))

Подписывайтесь на мой канал, чтобы узнать то, чего еще не знали)))