В начале июня не стало Лилиты Озолини - звезды сериала "Долгая дорога в дюнах". Это одно из наиболее замятых творений "Рижской киностудии" в те времена, когда она еще работала в системе советского кино. Впрочем, вне этой системы студия почти сразу умерла. Давайте вспомним лучшую из трех прибалтийских фабрик кино.
Семисерийная "Долгая дорога в дюнах" - сериал Алоиза Бренча на тему, которую в СССР длительное время старались не обсуждать. События охватывают период независимости Латвийской республики, затем ее присоединение к СССР, оккупацию немецкими войсками и сотрудничество части латышей с нацистами, а под конец и окончательное превращение республики в Латвийскую ССР. Вопрос этот оставался чувствительным все то время, пока Латвия пребывала в составе большой страны, и Бренчу удалось в своем сериале не быть категоричным ни в чем. Так, латыши, которые сотрудничали с немцами или уходили в "лесные братья", не отображены здесь однозначными преступниками, как это было бы обязательно сделано еще в 1950-е. Равно как и положительные герои не всегда ведут себя достойно. Возможно, еще и поэтому данный сериал получился таким популярным. Главную мужскую роль в нем исполнил замечательный латвийский актер Юозас Киселюс, который, увы, скоропостижно скончался в больнице после рентгеновского снимка из-за разрыва аорты в 41 год - в мае 1991.
Рижскую киностудию основали в том самом памятном 1940 году, когда Латвия вошла в состав СССР. Ее сформировали на фоне объедения нескольких частных киностудий республики. Причем окончательное свое название она обрела только в 1958, а в период сталинского малокартинья с 1946 по 1952 здесь вообще сняли только три фильма. Новый комплекс зданий для киностудии был выстроен в 1961-63, это превратило ее в крупнейшую кинофабрику Прибалтики. Здесь можно было осуществлять полный цикл кинопроизводства - от написания сценария до запуска готового фильма (или мультфильма) в прокат. Где-то в 1970-е рижане вышли на 10-11 фильмов в год, что вполне сопоставимо с производительностью московской Киностудии им. Горького. Такой большой масштаб работы позволял иметь штатную численность в тысячу человек. Но что же здесь снимали?
Да самые разные фильмы. Не стоит думать, что на Рижской киностудии выпускали только фильмы о Латвии или детективы на зарубежном материале. К примеру, в 1963 году именно здесь создали одну из самых солнечных и популярных советских кинокомедий "Три плюс два" Генриха Оганесяна. В следующем году Владимир Гориккер снял популярнейший музыкальный фильм "Царская невеста" по опере Римского-Корсакова. И хотя выпускался он на "Рижской киностудии", почти все съемки проходили в Суздале. В том же году выходит на экране "Армия "Трясогузки" - замечательная детская лента (в 1967 появится ее продолжение "Армия "Трясогузки" снова в бою"). В 1966 Николай Розанцев снимает историческую драму "Заговор послов", в которой одну из первых заметных ролей в своей кинокарьере сыграл ленинградский актер Олег Басилашвили.
Именно на "Рижской киностудии" Сергей Тарасов начал свою рыцарскую тему в кино, выпустив "Стрелы Робин Гуда", где роль благородного разбойника сыграл Борис Хмельницкий. Его друг по Театру на Таганке Владимир Высоцкий написал для фильма целую серию песен-зонгов, но ставить их в фильм запретили. И все же национальный материал в Риге превалировал, как и любимая во всем СССР иностранная тема. Да, именно в Прибалтике (которую воспринимали в СССР почти что заграницей) снимали отличные ленты про жизнь за рубежом. К примеру, "Смерть под парусом" Ады Неретниеце - детектив по роману Чарльза Сноу. В 1978 году у советских кинозрителей появился новый кумир - Ивар Калныньш, которого называли самым красивым прибалтом в стране. Его полюбили после фильма Яниса Стрейча "Театр" - экранизации романа Сомерсета Моэма. Всю заграничную натуру для фильма снимали в Риге. Лента стала еще и своеобразным бенефисом ярчайшей звезды латвийского театра и кино, народной артистки СССР Вии Артмане, сыгравшей прославленную, но уже немолодую актрису Джулию Ламберт, в которую влюбляется молодой бухгалтер Том.
В редком для этой киностудии детективе на советском материале "Следствием установлено" та же Вия Артмане сыграла прокурора, а московский актер Леонид Кулагин - преступника. Здесь вообще нечастое для прибалтийского кино собрание русскоязычных актеров. Помимо Кулагина это Валентина Талызина, Светлана Брагарник, Андрей Ильин, Евгений Иванычев и некоторые другие. Один из замечательных детективных фильмов с хорошей завязкой и динамикой – посмотрите, если не видели. Но, наверное, самым знаменитым детективом "Рижской киностудии" стал трехсерийный фильм "Мираж" - история угона американского инкассаторского броневика (в этой роли замаскированная советская "Нива") тремя отчаянными друзьями и очаровательной девушкой. Это экранизация романа Джеймса Хедли Чейза "Весь мир в кармане". Я помню, как сопереживал героям, которых преследовали сплошные неудачи. Один смертельный укус кобры чего стоил, от которого герой Бориса Иванова умер чуть ли не за 5 минут (взрослому человеку на это требуются сутки). Для фильма собрали, кажется, все американские машины, что можно было отыскать по объявлениям в СССР, их владельцам щедро платили за проезды перед камерой. А всю "американскую натуру" нашли в Крыму. Но вот отыскать американский вертолет с "лыжами" не смогли - летал наш с колесами и американской полицейской наклейкой.
Правда, через два года "Рижская киностудия" выпустит еще один хит детективного жанра, причем на местном материале - двухсерийную ленту "Двойной капкан". Как и "Мираж", и "Долгую дорогу в дюнах" ее снимал самый успешный режиссер киностудии Алоиз Бренч. Фильм пользовался немалым успехом в кинотеатрах, я смотрел его там три или четыре раза - так нравилось происходящее в кадре. Последним громким успехом киностудии стала лента документальная - "Легко ли быть молодым?" Юриса Подниекса. Откровенный разговор о том, насколько оторвано нынешнее молодое поколения от жизни, работы и системы ценностей родителей, насколько странные увлечения имеет. Показанные тогда в этом фильме молодые люди с их прическами, одеждой, любимой музыкой, взглядами на жизнь казались инопланетянами. Возникало впечатление, что это вечные бунтари, смутьяны, маргиналы, которых в жизни ожидают одни только сражения и конфликты. Но все эти герои выросли из своих увлечений, помыли голову, одели нормальную одежду, переженились, создали семьи, завели детей и уже сами стали удивляться "сумасшедшему" поколению 1990-х и нулевых, сравнивая его со своим - таким благопристойным и тихим.
Как только Латвия стала независимой в 1991 году, фильмы на "Рижской киностудии" снимать прекратили. И с тех пор ее огромные помещения, так заботливо спроектированные и построенные для выпуска кинофильмов, стали сдавать в аренду всяким фирмам. Композитор Раймонд Паулс признавался, что порой репетирует в здании киностудии, и ее коридоры напоминают ему погост, а висящие на стенах фотографии - могильные плиты. Многие латвийские актеры после 1991 активно снимались в России, теперь и эта возможность почти исчезла. Но остался архив в 973 художественных, документальных и анимационных фильма, часть которых доступна к просмотру в интернете. И многие из них вполне этого заслуживают - кино в Латвии снимали очень хорошее.