Найти тему
Думающая история

Не пить, так на свете не жить. Часть 1.

Ковши круговые, запенясь, шипят. Васнецов М.М. Иллюстрация  к поэме Пушкина «Песнь о вещем Олеге» (Источник изображения: Pinterest)
Ковши круговые, запенясь, шипят. Васнецов М.М. Иллюстрация к поэме Пушкина «Песнь о вещем Олеге» (Источник изображения: Pinterest)

Что пили в Древней Руси?

В Древней Руси на пирах княжеских, братских (межсемейных), мужских (так называемые братчины) и девичьих (складчины), на свадьбах или похоронах пили старинные напитки: мед, пиво, квас, взвар, вино.

Рассмотрим культуру их употребления подробнее.

Мёд

Название славянского хмельного напитка от праиндоевропейского *madhu. Арабский путешественник начала Х века Ибн-Рустам упоминал, что руссы имеют медовый хмельной напиток.

Древляне в 946 г. заплатили Ольге дань «питным» медом. В «Повести временных лет» Нестора под 996 г. упоминается, что Владимир Великий велел сварить 300 проварь меду.

Мед также служил основным парадным напитком большинства европейских народов средней полосы, его упоминания встречаются у древних германцев (Meth), у древних литовцев (Medus), у скандинавов (Mjod) - Эдда называет мед божественным питьем.

Расцвет медоварения в XIII - XV веках связан с сокращением привоза греческого вина из-за монголо-татарского нашествия, а затем упадка и крушения Византийской империи.

Крепость меда была довольно высокой (около 15-17°), а опьяняющее воздействие - сильным. Однако пили на Руси, по свидетельству князя Владимира Мономаха, для повышения настроения и общего увеселения.

Взваръ (сбитень, перевар)

Впервые упоминается в летописи в 1128 году: там говорится, что великий князь Всеволод на боярском пиру приказал выставить его на столы.

Есть версия, что слово «сбитень» произошло от глагола «сбивать». Готовится напиток в двух разных сосудах: в одном настаивается мед, в другом – травы (зверобой, душица, мята). Перед употреблением содержимое обеих емкостей смешивалось, сбивалось.

Обычно сбитень был не крепче 4-7°. Горячий сбитень обладал согревающим и противовоспалительным действием, поэтому его пили в зимнее время из чар, стаканов, ставешек (стакан с крышкой) объемом около 300 г. Холодный же сбитень хорошо утолял жажду в летний день.

Пиво

В Киевской Руси практиковалось нескольких способов создания пива:

  • на основе кислого теста, которое перемешивалось с водой оставлялось бродить при обычном температурном режиме (получался бесспиртовой напиток наподобие кваса);
  • с использованием солода;
  • с добавлением непророщенных сырых зерен овса, ржи или пшеницы (в двух последних случаях получался слабоалкогольный напиток).

Есть сведения, что в древности русичи для консервации пива иной раз использовали хмель. Когда пиво охлаждали, в него добавляли корки ржаного хлеба (его натирали дрожжами) либо теста. Длительность брожения составляла пять - десять дней.

Пиво как алкогольный напиток ценилось, несомненно, выше браги. Не случайно, появилось такое присловье:

Пей пиво, не брагу; и люби девку, не бабу.

Брага

Она считалась более простым алкогольным заменителем пива. Ее нередко готовили на пивных выжимках с добавлением сахара и в обрядах ею заменяли отсутствовавшие пиво или вино.

Вино

Источники упоминают, что князь Олег, возвращаясь из похода (907 г.), привез из Константинополя не только золото и ткани, но и вина; следовательно, уже в X веке жители Киевской Руси были знакомы с греческими винами. Неизвестно, какими именно.

После принятия христианства вино стало обязательным ритуальным напитком. Причем славяне «месили воду в вино», то есть красное ритуальное вино крепостью 8-12° наполовину разбавлялось перед употреблением водой.

Из сообщений арабского путешественника Ибн-Фадлана, посетившего Русь в 921 году, известно, что славяне употребляли березовицу пьяную, то есть самопроизвольно забродивший сок березы, сохранявшийся долгое время в открытых бочках.

Квас

Еще один излюбленный напиток славян Киевском Руси.

Это общеславянское слово берет начало от праславянского корня кыс-а-ти, кис-ну-ти, имеющего соответствия в латинском и древнеиндийском языках.

Напиток упоминается в источниках с летописных времен. Так, в Лаврентьевской летописи содержится описание обычая древних русичей париться в бане, бросая на каменку кислый бесхмельной квас (напиток, приготовленный на воде с солодом из различных видов зерна).

Добавка меда или дрожжей превращала квас в хмельной напиток. Квас как обязательный напиток для пира, вечери упоминается в Великих Четье-Минеях:

«Где квасы и пирове и вечеря и обiаданiя и пiаньства».

Разнообразные сорта хлебного и фруктового кваса круглогодично варили на всю семью и в будни, и в праздники. На свадьбе выпивали аж до 40 ведер этого напитка!

Еще один традиционный холодный напиток – кисель.

Его любили за основное качество– быть кислым. Слово кисель – общеславянское, по своему происхождению родственно слову квас.

Кисель упоминается уже в Лаврентьевской летописи под 997 г., и этот фрагмент повторяется во многих летописных сводах:

« повеле женамъ створити цежь в немь же варять кисель».

Кисель – одно из старейших традиционных блюд, подававшихся на стол по всем поводам – от свадьбы до тризны. Одно из местных названий киселя в Нижегородской губернии – выгонщик, то есть он подавался в конце трапезы как намек гостям, что праздник окончен.

Более крепкие напитки на основе перегонки зернового состава стали употреблять в России только в ХVII веке.

Во что наливали напитки?

Традиция пития на Руси предусматривала использование специальной посуды для каждого напитка. С ХI века упоминается чаша заздравная или ковш заздравный.

Ковш. XV в. Великий Новгород (Источник изображения: https://www.kreml.ru)
Ковш. XV в. Великий Новгород (Источник изображения: https://www.kreml.ru)

Украшением стола считался набор праздничной посуды, состоявший из больших и малых заздравных ковшей, объемом от полутора литров. Эта древнерусская посуда всегда была нарядной и интересной, например, в форме ладьи, плывущей птицы.

Ковш для пива «Конюх». Тверская губерния, нач. XIX в. (Источник изображения: https://www.booksite.ru)
Ковш для пива «Конюх». Тверская губерния, нач. XIX в. (Источник изображения: https://www.booksite.ru)

В нее наливали мед, пиво или вино. Наряду с ковшами на пирах использовались братины и ендовы. Их изготавливали как из дерева, так и из металла. Из братины пили, передавая ее по кругу, обычно начиная с хозяина. Этот ритуал играл роль объединяющего начала в застольях.

Ендова - низкая, большая керамическая, луженая братина, с рыльцем, для пива, браги, меду; в ендове подают питья на пирах Х-ХII вв.  коллекция Избрижского могильника (Тверская область) (Источник изображения: http://www.keramika.peterlife.ru)
Ендова - низкая, большая керамическая, луженая братина, с рыльцем, для пива, браги, меду; в ендове подают питья на пирах Х-ХII вв. коллекция Избрижского могильника (Тверская область) (Источник изображения: http://www.keramika.peterlife.ru)

В памятниках древнерусской литературы упоминается «скляница с вином», т.е. стеклянная посуда. Как выяснили археологи, первая посуда из стекла вошла в употребление в Древней Руси на рубеже X-XI веков.

Реконструкция древнерусской стеклянной посуды (Источник изображения: https://mednolit.com)
Реконструкция древнерусской стеклянной посуды (Источник изображения: https://mednolit.com)

Для воды и сыта, березовицы и морса, зельевых настоев и других безалкогольных русских фруктовых и ягодных напитков обычно использовалась любая подручная емкость вместимостью от 200 мл до 1,5 л, например, канопка, кондюшка.

К посуде же для приготовления ритуальных блюд (например, киселя) было особое отношение, она была нагружена сакральной символикой.

Один из самых распространенных мотивов изображений на кисельницах – это птицы (петухи и курицы) и солярные знаки. Они оберегали напитки от нападения невидимых злых сил.

Среди древнерусской посуды встречаются небольшие цилиндрические чаши с крышками, называвшиеся ставцами. Назначение такой посуды до настоящего времени точно не выяснено.

Известно, что деревянные ставцы предназначались для жидкой пищи: щей, ухи, компота. Ставцы широко применялись в монастырях. Существовала даже поговорка «сколько старцев, столько ставцев» или «каждому старцу по ставцу».

Как вы думаете, из какой посуды пьет князь на миниатюре из Радзивиловской летописи?

Если вам понравилась эта статья и вы узнали из нее что-то новое, подпишитесь на канал. Ваши реакции мотивируют нас работать ещё лучше :)

Для удобства поиска статей мы создали для вас "Навигацию по каналу "Думающая история"

Использованная литература: