Что пили в Древней Руси?
В Древней Руси на пирах княжеских, братских (межсемейных), мужских (так называемые братчины) и девичьих (складчины), на свадьбах или похоронах пили старинные напитки: мед, пиво, квас, взвар, вино.
Рассмотрим культуру их употребления подробнее.
Мёд
Название славянского хмельного напитка от праиндоевропейского *madhu. Арабский путешественник начала Х века Ибн-Рустам упоминал, что руссы имеют медовый хмельной напиток.
Древляне в 946 г. заплатили Ольге дань «питным» медом. В «Повести временных лет» Нестора под 996 г. упоминается, что Владимир Великий велел сварить 300 проварь меду.
Мед также служил основным парадным напитком большинства европейских народов средней полосы, его упоминания встречаются у древних германцев (Meth), у древних литовцев (Medus), у скандинавов (Mjod) - Эдда называет мед божественным питьем.
Расцвет медоварения в XIII - XV веках связан с сокращением привоза греческого вина из-за монголо-татарского нашествия, а затем упадка и крушения Византийской империи.
Крепость меда была довольно высокой (около 15-17°), а опьяняющее воздействие - сильным. Однако пили на Руси, по свидетельству князя Владимира Мономаха, для повышения настроения и общего увеселения.
Взваръ (сбитень, перевар)
Впервые упоминается в летописи в 1128 году: там говорится, что великий князь Всеволод на боярском пиру приказал выставить его на столы.
Есть версия, что слово «сбитень» произошло от глагола «сбивать». Готовится напиток в двух разных сосудах: в одном настаивается мед, в другом – травы (зверобой, душица, мята). Перед употреблением содержимое обеих емкостей смешивалось, сбивалось.
Обычно сбитень был не крепче 4-7°. Горячий сбитень обладал согревающим и противовоспалительным действием, поэтому его пили в зимнее время из чар, стаканов, ставешек (стакан с крышкой) объемом около 300 г. Холодный же сбитень хорошо утолял жажду в летний день.
Пиво
В Киевской Руси практиковалось нескольких способов создания пива:
- на основе кислого теста, которое перемешивалось с водой оставлялось бродить при обычном температурном режиме (получался бесспиртовой напиток наподобие кваса);
- с использованием солода;
- с добавлением непророщенных сырых зерен овса, ржи или пшеницы (в двух последних случаях получался слабоалкогольный напиток).
Есть сведения, что в древности русичи для консервации пива иной раз использовали хмель. Когда пиво охлаждали, в него добавляли корки ржаного хлеба (его натирали дрожжами) либо теста. Длительность брожения составляла пять - десять дней.
Пиво как алкогольный напиток ценилось, несомненно, выше браги. Не случайно, появилось такое присловье:
Пей пиво, не брагу; и люби девку, не бабу.
Брага
Она считалась более простым алкогольным заменителем пива. Ее нередко готовили на пивных выжимках с добавлением сахара и в обрядах ею заменяли отсутствовавшие пиво или вино.
Вино
Источники упоминают, что князь Олег, возвращаясь из похода (907 г.), привез из Константинополя не только золото и ткани, но и вина; следовательно, уже в X веке жители Киевской Руси были знакомы с греческими винами. Неизвестно, какими именно.
После принятия христианства вино стало обязательным ритуальным напитком. Причем славяне «месили воду в вино», то есть красное ритуальное вино крепостью 8-12° наполовину разбавлялось перед употреблением водой.
Из сообщений арабского путешественника Ибн-Фадлана, посетившего Русь в 921 году, известно, что славяне употребляли березовицу пьяную, то есть самопроизвольно забродивший сок березы, сохранявшийся долгое время в открытых бочках.
Квас
Еще один излюбленный напиток славян Киевском Руси.
Это общеславянское слово берет начало от праславянского корня кыс-а-ти, кис-ну-ти, имеющего соответствия в латинском и древнеиндийском языках.
Напиток упоминается в источниках с летописных времен. Так, в Лаврентьевской летописи содержится описание обычая древних русичей париться в бане, бросая на каменку кислый бесхмельной квас (напиток, приготовленный на воде с солодом из различных видов зерна).
Добавка меда или дрожжей превращала квас в хмельной напиток. Квас как обязательный напиток для пира, вечери упоминается в Великих Четье-Минеях:
«Где квасы и пирове и вечеря и обiаданiя и пiаньства».
Разнообразные сорта хлебного и фруктового кваса круглогодично варили на всю семью и в будни, и в праздники. На свадьбе выпивали аж до 40 ведер этого напитка!
Еще один традиционный холодный напиток – кисель.
Его любили за основное качество– быть кислым. Слово кисель – общеславянское, по своему происхождению родственно слову квас.
Кисель упоминается уже в Лаврентьевской летописи под 997 г., и этот фрагмент повторяется во многих летописных сводах:
« повеле женамъ створити цежь в немь же варять кисель».
Кисель – одно из старейших традиционных блюд, подававшихся на стол по всем поводам – от свадьбы до тризны. Одно из местных названий киселя в Нижегородской губернии – выгонщик, то есть он подавался в конце трапезы как намек гостям, что праздник окончен.
Более крепкие напитки на основе перегонки зернового состава стали употреблять в России только в ХVII веке.
Во что наливали напитки?
Традиция пития на Руси предусматривала использование специальной посуды для каждого напитка. С ХI века упоминается чаша заздравная или ковш заздравный.
Украшением стола считался набор праздничной посуды, состоявший из больших и малых заздравных ковшей, объемом от полутора литров. Эта древнерусская посуда всегда была нарядной и интересной, например, в форме ладьи, плывущей птицы.
В нее наливали мед, пиво или вино. Наряду с ковшами на пирах использовались братины и ендовы. Их изготавливали как из дерева, так и из металла. Из братины пили, передавая ее по кругу, обычно начиная с хозяина. Этот ритуал играл роль объединяющего начала в застольях.
В памятниках древнерусской литературы упоминается «скляница с вином», т.е. стеклянная посуда. Как выяснили археологи, первая посуда из стекла вошла в употребление в Древней Руси на рубеже X-XI веков.
Для воды и сыта, березовицы и морса, зельевых настоев и других безалкогольных русских фруктовых и ягодных напитков обычно использовалась любая подручная емкость вместимостью от 200 мл до 1,5 л, например, канопка, кондюшка.
К посуде же для приготовления ритуальных блюд (например, киселя) было особое отношение, она была нагружена сакральной символикой.
Один из самых распространенных мотивов изображений на кисельницах – это птицы (петухи и курицы) и солярные знаки. Они оберегали напитки от нападения невидимых злых сил.
Среди древнерусской посуды встречаются небольшие цилиндрические чаши с крышками, называвшиеся ставцами. Назначение такой посуды до настоящего времени точно не выяснено.
Известно, что деревянные ставцы предназначались для жидкой пищи: щей, ухи, компота. Ставцы широко применялись в монастырях. Существовала даже поговорка «сколько старцев, столько ставцев» или «каждому старцу по ставцу».
Как вы думаете, из какой посуды пьет князь на миниатюре из Радзивиловской летописи?