438-437 годы до н.э.
Эллада и колонии
Когда флот в 75 кораблей, на борту которого находилось 3.000 гоплитов, был снаряжен и готов выйти к морю, коринфяне прервали переговоры и объявили керкирянам войну (смотри публикацию «Не помогли вовремя соседу и получили войну»).
Командовали флотом Коринфа Аристей, сын Пеллиха, Калликрат, сын Каллия, Тиманор, сын Тиманфа. Во главе сухопутных войск стояли Архетим, сын Евритима, и Исархид, сын Исарха.
Керкиряне срочно начали снаряжать свой флот. Так как 40 их кораблей находились у Эпидамна, они смогли снарядить лишь 80 триер.
У входа в Ампракийский залив у мыса Актия флот Коринфа встретил на лодке глашатай керкирян, который предложил коринфянам остановиться и решить делом миром. Коринфяне проигнорировали это требование, и вышли из залива в открытое море.
Здесь их уже ждал флот Керкиры. Произошло сражение. Потеряв 15 кораблей, флот Коринфа бежал.
Удивительно, но в тот же день, когда произошло сражение флотов Керкиры и Коринфа, сдался Эпидамн.
Воинов из Коринфа победители отправили в тюрьму здесь же в Эпидамне. Поселенцев и чужеземцев, которых нашли в Эпидамне, продали в рабство.
Пленников, кто попал в руки керкирян в морской битве, отвезли на Керкиру. Здесь коринфян заковали в кандалы и отправили на работы, а прочих пленников (из других городов) казнили.
Захватив господство на море, керкиряне начали набегами разорять селения и земли Коринфа и его союзников.
Так они разорили коринфскую колонию на о. Левкада. Сожгли Киллену, торговую гавань Элеи за то, что элейцы предоставили Коринфу корабли и деньги для снаряжения флота.
Грабили побережье прочих союзников Коринфа, захватывали их суда.
В Коринфе же начали создавать флот. Строили новые корабли, ремонтировали и восстанавливали старые. На это ушел весь следующий год (437 год до н.э.).
В этот же год в помощь своим союзникам коринфяне отправили эскадры и отряды в помощь Левкаде и дружественным народам. Устроили стоянки своих боевых кораблей у мыса Актия и возле Химерия в Феспротии. Керкиряне устроили стоянку своего флота напротив Левкиммы. Но ни одна из сторон, так и не решилась напасть на флот противника и с наступлением зимы эскадры вернулись на свои базовые стоянки у Коринфа и на Керкире.
Пока Коринф и Керкира воевали, афиняне решили вывести свою колонию во Фракию на берега реки Стримон, поблизости от залежей золота. Шел 4-й год 85-й Олимпиады (437 год до н.э.).
Набрав нужное количество поселенцев, афиняне, как в те времена было принято, послали в Дельфы к оракулу. Оракул ответил, что мероприятие будет успешным, а колония процветающая, если в основании города закопать хотя бы одну косточку фракийского вождя Реса, погибшего в Троянской войне.
После подобного оракула афинский стратег Гагнон, которому получили вывести колонию на реку Стримон, послал троих воинов в Троаду выкопать кости Реса и доставить к нему. Посланцы ночью, втайне от местных жителей, раскопали могилу Реса, собрали его кости, положили в пурпурную хламиду и доставили к Гагнону.
Когда Гагнон высадился на реке Стримон, местные фракийцы были категорически против основания афинской колонии.
Тогда Гагнон пустился на хитрость. Он заключил с фракийцами договор, что три дня ничего строить не будет, а через три дня будет готов продолжить переговоры.
Когда послы фракийцев удалились, Гагнон немедленно приступил к строительству города, но строил так, чтобы не нарушать заключенный договор. Он закопал кости Реса у реки. Построил стены, выкопал ров. Начал строить дома для поселенцев.
Когда же фракийцы, явившись через три дня, обнаружили строение, они начали обвинять Гагнона в нарушении договора. На что получили ответ, что договор был заключен на три дня, а не на три ночи. Они же строили город лишь ночью, а днем отдыхали.
Так был основан Амфиполь.
В этот же год в Киммерийском Боспоре в городе Пантикапей (современная Керчь) завершилось правление династии Археанактидов. На трон взошёл царь Спарток.
(Источники: Диодор, Полиэн, Фукидид)