Всем мокрый пятничный привет, Отдел угнетения Лесты продолжает исследование параллельной вселенной Мира кораблей.
Сегодня мы затронем одну весьма интересную тему, связанную с экономикой наших игр. Танкисты привыкли к тому, что валют в игре три: серебро (базовая валюта), золото (особая валюта, приобретаемая за реальные деньги) и боны (особая валюта, основная награда для киберспортивных режимов или медленного гринда). На этом фоне экономика Мира кораблей может удивить нас обилием постоянных и временных валют. Серебро и дублоны (золото) тут эквивалентны танковым, а вот роль бон отведена сразу двум валютам: углю и стали. Уголь доступен широким массам, а вот сталь достать, не играя в ранговых или клановых боях, почти нереально. Для любителей гринда существует валюта, именуемая очками исследований, которые можно заработать повторно прокачивая ветки исследуемых кораблей. За эти валюты можно приобрести различное игровое имущество начиная с кастомизации и уникальных модернизаций (аналог танкового оборудования) и заканчивая кораблями: премиумными и акционными.
Для любого начинающего командира довольно быстро встаёт вопрос, какой акционный корабль 10 уровня за уголь стоит взять первым. В своё время и я задавался этим вопросом, довольно быстро придя к умозаключению, что американский тяжёлый крейсер Salem будет идеальным решением, но только если вы не прокачали его аналог - Des Moines. А вот чем же Salem и его прокачиваемый аналог так хороши - давайте разбираться.
Живучесть
В наших руках тяжёлый крейсер 10 уровня, а значит у нас есть какая никакая броня. При постановке носом или небольшим ромбом мы будем держать удар орудий калибра менее 400мм. Это значит, что нас не будут пробивать не только крейсеры, но и некоторые линкоры, в частности немцы 8 уровня, французы (кроме Республики и Шампани) и итальянцы. Но стоит подставить борт, как броня начинает играть с нами злую шутку - мало того, что сквозных пробитий ждать не приходится, так ещё и уязвимая высокая цитадель будет радовать врагов цифрами вылетающего урона. Достать цитадель смогут не только линкоры, но и крейсеры, причём в ближнем бою даже лёгкие. Обстрел фугасами наш корабль переживает так же, как и другие крейсеры - плохо.
Таким образом, для максимальной выживаемости стараемся не показывать врагу борт, сознательно выключая кормовую башню из боя. Держимся близко к островам, упираясь в них носом и дёргаясь вперёд назад меняя скорость хода и немного доворачивая в ту или иную сторону. Помните, к врагу вы должны стоять ромбом. Если остров достаточно высокий, чтобы скрыть ваш силуэт полностью, можно подключить к бою кормовую башню. Старайтесь держаться близко к точкам, поддерживая союзные эсминцы. Выбор правильной позиции - залог успеха в бою.
Вашими помощниками в деле выживания станут 49 700 очков прочности (средний показатель для крейсеров 10 уровня), стандартная аварийная команда и ремонтный дивизион в количестве 3 штук. Да, в отличие от прокачиваемого Des Moines у нас не обычная хилка, а улучшенная. Ремонтный дивизион перезаряжается 80 секунд, действует 20 секунд и восстанавливает 2% боеспособности (чуть менее 1000 хп) в секунду. Скомпенсировать весь полученный урон не получится, поскольку расходник может полностью вернуть вам лишь очки прочности, потерянные в результате пожаров или затоплений. Когда речь заходит об уроне, нанесенном снарядами, то восстановится только половина, а в случае пробитий цитадели и вовсе 30%. Таким образом, чтобы реализовать дивизион,что называется, на все сто, вернув порядка 20 000 очков прочности, вам предварительно придётся отхватить на 30-40 тысяч. Учитывая, что очков прочности у нас всего около 50 тысяч, то даже второй расходник часть времени будет работать вхолостую, а третий по эффективности приблизится к стандартной ремонтной команде. Принимая во внимание эту особенность корабля, мы забиваем на устранение пожаров и затоплений (если только они не несут смертельной угрозы). Она также определяет перки командира: суперинтендант, увеличивающий количество зарядов расходников на единицу, нам однозначно не нужен. Вместо него стоит взять отчаянного или утяжелённые ББ снаряды, чтобы повысить эффективность стрельбы.
Вооружение
Ну и раз уж мы заговорили про стрельбу, пришло время обсудить главную изюминку нашего крейсера. Исторически при разработке кораблей этого типа американцами закладывалась идея повышения скорострельности 203мм орудий. Итогом стала установка на корабль полностью автоматических орудий в трёх трёхорудийных башнях, значительно повысивших скорострельность. Игровая версия корабля сохранила эту особенность в полной мере, получив самые скорострельные двухсоттройки в игре с перезарядкой 5,5 секунд в базе. Ну а раз это наша изюминка, её просто необходимо улучшить умениями командира, взяв Отличника артиллерии (4 очка навыков) и Отчаянного (3 очка навыков). Таким образом наша перезарядка упадёт ещё минимум на полсекунды, но только если в радиусе вашего засвета есть обнаруженный корабль противника, либо вы растеряли значительную часть очков прочности. До кучи обязательно ставим в 6-й слот модернизацию Орудия главного калибра модификация 3, которая спилит у вас ещё полсекунды перезарядки на постоянной основе, но немного замедлит поворот башен, что для нашего корабля некритично. В итоге мы получаем корабль, вооружённый девятью 203мм орудиями с перезарядкой 4-5 секунд в зависимости от развития боя. Даже выключив из боя одну башню, вы будете обладать очень высоким уроном в минуту, осталось лишь его реализовать.
У нас в наличии есть бронебойные и осколочно-фугасные снаряды, причём оба типа являются востребованными. Большую часть времени в бою вы будете заливать стоящие носом линкоры огненным дождём (кто жалуется на Об.156 О в танках просто не играл в корабли и не представляет всей прелести этого мероприятия). Осколочно-фугасный снаряд наносит 2800 единиц урона, имеет пробитие 34мм и шанс поджога 14%. С нашей скорострельностью даже не нужно наносить прямой урон линкорам врага (хоть надстройки и оконечности будут пробиваться), можно буквально их сжигать. Эсминцы и крейсеры будут и вовсе растворяться у вас на глазах. А что насчёт бронебойных снарядов? А их мы заряжаем как только мишень подставляет борт. Американские ББ особенные, они имеют льготные углы рикошета и гораздо чаще взводятся, так что даже небольшой ромб нам не страшен. Полный урон этих снарядов выше - 5000 единиц, а пробития хватает, чтобы доставать цитадели из большинства крейсеров и даже некоторых низкоуровневых линкоров. Впрочем, линкорам гораздо интереснее стрелять в бортовую броню, наблюдая высокие (от 4 до 6 тысяч) цифры белого урона (это исключительно с носовых орудий). Однако эта методика работает только на средних дистанциях до 10км, причина тому наша американская баллистика. Да-да, это тот самый корабль, чьи снаряды сначала летят в космос к Гагарину, а потом оттуда падают обратно. С одной стороны, это позволяет нам перебрасывать острова, используя их как укрытие, а с другой, брать упреждение при стрельбе на дистанции выше 12-13км будет сложно. Стрельба на предельные 15,8км будет сродни игре в Предсказамуса. Точность орудий неплохая - максимальное рассеивание 142 метра, что несколько хуже японского Zao, но гораздо лучше того же Петропавловска.
На фоне главного калибра ПМК выглядит невыразительно, но это всё-таки крейсер, так что роль этих орудий в бою - устрашение. На борту у нас 6 двухорудийных универсальных установок калибра 127мм: по три башни на борт. Базовая дальность стрельбы выглядит солидно - 7,2км, хватит шугануть оборзевший эсминец. Плюётся ПМК фугасами с уроном 1800 единиц и шансом поджога 5% раз в 6 секунд (реже орудий ГК так-то), в основном мажет и создаёт видимость работы.
Гораздо эффективнее эти орудия в роли ПВО, формируя дальнюю 5км ауру с постоянным уроном 93 единицы. На дистанции 4км к ним присоединяется батарея из 24 76,2мм зениток, выдавая ещё 250 единиц урона авиации. С учётом дальности засвета нашего корабля самолетами в 7,9км в базе можно говорить о невыдающейся дистанции работы нашей ПВО, в то же время она достаточно эффективна, чтобы отвадить авианосцы покушаться на нашу священную тушку. Ну а если покушение всё-таки совершается, вам на помощь приходит расходник Заградительный огонь ПВО, значительно повышающий её урон на небольшой промежуток времени. Работает расходник 40 секунд, повышает урон в полтора раза и перезаряжается 80 секунд.
А вот чего у нас нет, так это торпед, так что в ближнем бою мгновенно нанести огромное количество урона Salem не может. Это особенность всех тяжёлых крейсеров США кроме Анкориджа, так что просто принимаем это как данность.
Маневренность
У нас на борту силовая установка на 120 000 лошадиных сил, которая разгоняет крейсер до 33 узлов. Показатель средненький, но летать по полю боя активно маневрируя нам не нужно, так что жаловаться не приходится. Радиус циркуляции 770м - показатель очень неплохой, лучше большинства конкурентов.
Маскировка
Светится Salem неплохо: на 13,5 км с кораблей и на 7,9км с самолётов. Стоит поставить в пятый слот модернизацию на маскировку, чтобы получить возможность ближе подбираться к врагу, оставаясь незамеченным. А вот перк командира на улучшение этого параметра лучше взять попозже.
Разведывательные способности нашего крейсера усиливаются установкой РЛС или ГАП на выбор. В отличие от Des Moines у нас нет возможности взять одновременно оба расходника, так что придётся выбирать. Лично я предпочитаю играть с обрезанной на фоне Des Moines РЛС, которая гарантированно обнаруживает вражеские корабли на дистанции 8,5км (у прокачиваемого корабля 10км), работает 40 секунд и перезаряжается 80. Чтобы увеличить время её работы обязательно берём перк Мастер снаряжения за 2 очка (даст 4 секунды, бонусом продлит время работы дивизиона на 2 секунды) и ставим угольную модернизацию на РЛС (даст ещё 8 секунд). Таким образом прожав расходник вы сможете почти минуту гонять эсминец врага на ближайшей точке, обрушив на него огонь орудий ГК. Альтернативой может стать пятикилометровый ГАП со временем работы 100 секунд при перезарядке 120. Бонусом он даст обнаружение торпед на дистанции 3,5км. Оба расходника имеют 3 заряда. Как мне кажется, гидроакустика несколько снижает боевую эффективность корабля, давая пусть и более длительный, но гораздо менее полезный бонус.
Итоги
Так почему же первым кораблём за уголь стоит взять именно Salem? Во-первых, прокачка американских тяжёлых крейсеров дело для новичка непростое. Во-вторых, ремонтный дивизион выгодно отличает этот корабль от прокачиваемого аналога и компенсирует отсутствие возможности одновременной установки ГАП и РЛС. В-третьих, корабль имеет простой, понятный и интересный геймплей, но в то же время обладает фишками, делающими игру полной ярких эмоций. Чего только стоят практически мгновенные схлопывания лёгких крейсеров и эсминцев.
Собрать корабль в бой очень просто. Оборудование и перки отчасти мы уже обсудили, но давайте составим резюме. В первый слот ставим Основное вооружение, во второй - улучшение РЛС; в третий - системы наведения (повышают точность); в четвёртый - энергетическую установку для повышения разгонной динамики или рули для увеличения маневренности; в пятый - маскировку; в шестой - орудия ГК модификация 3. Командиру качаем артиллерийскую тревогу (1 очко), чтобы контролировать фокус; мастера снаряжения (2 очка); отчаянного (3 очка); отличника артиллерии (4 очка); маскировку (4 очка); тяжёлые ББ снаряды (3 очка); остальное на ваше усмотрение (порядок исследования именно такой, как указан, это важно).
Вот, пожалуй, и всё. Делитесь своим мнением, ставьте оценки. Для вас лил воду Отдел угнетения Лесты, до встречи на полях сражений!
P.S. Посмотреть бой на этом корабле в новом режиме Асимметричный бой можно тут.