Конечно, Максимилиан Волошин (1877-1932)– прежде всего поэт, но его акварели настолько оригинальны, что стоят внимания. Крымские пейзажи района Коктебеля написаны так, будто это пейзажи не земные, а марсианские. После знакомства с этими акварелями мне очень хотелось увидеть окрестности Коктебеля, чтобы узнать, что же это за фантастическая местность.
Хочу сразу показать часть работ:
Дом-дача поэта располагается на набережной. На море выходит многогранник фасада с высокими арочными окнами; эта часть дома из природного камня особенно интересна. Затем к дому пристраивались дополнительные помещения, террасы, балкончики (дом строился частями в течение приблизительно 10 лет; участок на набережной Коктебеля купила мать поэта, чтобы сын мог проводить время в Крыму и лечить астму, а так как денег у семьи было немного, дом строился постепенно, частями). Поэт был очень гостеприимен, к нему в дом приезжали М.Булгаков, Иван Бунин, Алексей Толстой, Валерий Брюсов, Марина Цветаева.
Сейчас здесь музей М.Волошина. Можно увидеть мастерскую художника, фотографии поэта и его друзей, старинную печатную машинку, книги; сохранились тюбики красок, мольберт и этюдник, с которым Волошин ходил в горы, и ещё множество интересных вещей.
На портрете, выполненном художником М.Зайцевым, поэт изображен в своей мастерской.
Напротив дома - памятник поэту:
На памятнике табличка с интересной цитатой:
Здесь написано: "Когда поймёшь, что человек рождён, чтоб выплавить из мира необходимости и разума - вселенную свободы и любви, тогда лишь ты станешь мастером".
Коктебель окружен невысокими горами, и при взгляде с набережной в них нет почти ничего необычного. Волошин писал акварели, уходя на эти холмы, в горы. Он даже ходил пешком из Коктебеля в Феодосию; есть акварели, выполненные на мысе Меганом. Вот там и открывались ему фантастические пейзажи.
Некоторые напоминаеют японское искусство, правда? Искусствоведы пишут, что Волошин в своих акварелях возродил жанр пейзажа-медитации, уходящий корнями в японскую пейзажную гравюру, привнеся в него новые выразительные средства.
Волошину нравилось назвать крымские места романтично, по-античному - Киммерией. (В конце 20 века искусствоведы ввели термин "киммерийсий пейзаж", объединив художников, изображавших Крым в конце 19 - начале 20 века в "киммерийскую школу живописи"; это как раз про акварели М.Волошина).
Пара фотографий тех мест (а ведь и правда, выглядит фантастически):
Во время морской прогулки в Коктебеле на кораблике (катере или паруснике) туристам показывают скалу у воды, естественный рельеф которой напоминает профиль поэта – удивительное сочетание игры природы и воображения:
И, что интересно, эту скалу с профилем поэта видно и из окон его дома на набережной.
А это я гуляю по цветным камушкам коктебельского пляжа:
Хорошего настроения! 😉
P.S. Для новых читателей: основная тема канала - теория и практика изо искусства. Художник и педагог со стажем, поделюсь профессиональными секретами живописи и рисунка. Кроме этого, рассказываю о художниках, своих путешествиях по музеям и просто красивым местам, и о своём творческом опыте. :)