- Поздравляю, у Вас цифровой аутизм!
- Он лечится?
- Конечно, 10000 тугриков, и проблемы нет!
Примерно такой диалог может состояться у психолога процентами с 90 (а то и больше) современных людей.
А теперь к симп*томам (вывод о своей причастности к заявленным 90% цифровых аутистов (ЦА) каждый делает сам):
· общение с друзьями в мессенджерах бывает чаще, чем «вживую»;
· день начинается и завершается смартфоном;
· социальные сети отнимают много времени;
· мгновенная реакция на телефонные уведомления;
· даже во время вечеринок или важных мероприятий рука сама тянется проверить содержимое своих чатов.
Это далеко не все, а диа*гноз «ЦА» уже почти готовы себе поставить?
Одним из проявлений ЦА антрополог Робин Данбар считает то, что я наблюдаю пока только у учеников (но ведь где-то есть и взрослые с такой проблемой): между людьми устанавливается виртуальная дружба, они ведут в сети оживленные беседы, обмениваются лайками, мнениями, а встретившись «в реале», не могут найти для разговора ни единой общей темы.
А знакома ли Вам такая ситуация: он и она сидят на лавочке и… каждый смотрит в свой смартфон! Кстати, в Нидерландах есть арт-объект с похожим сюжетом:
Однако вернемся к термину: пока речь вроде бы не о расстройствах аутического спектра, а о цифровой зависимости. Все так, да не совсем так. Что же такое аутизм?
Вот одно из определений: «это расстройство цент*ральной нерв*ной сис*темы, при котором человеку крайне сложно сформировать социальные навыки, осознать законы взаимодействия между людьми».
Теперь понятно?
Отечественный психотерапевт А. Курпатов дал более четкий подход к определению состояния, именуемого цифровым (виртуальным) аутизмом: «…люди не могут поддерживать длительный психологический контакт друг с другом, не интересуются внутренним миром другого человека».
Наш человек! Подарил надежду на то, что мы пока еще не страдаем ЦА: психологический контакт мы пока не разучились поддерживать! Однако уход в интернет-фриланс может сыграть и с нами, воспитанными в догаджетовые времена и привыкшими к живому общению, злую шутку…
А дети… дети, к сожалению, теряют навыки живого общения: все чаще на школьных переменах они, даже сидя за одним столом, не разговаривают, а набирают друг другу сообщения. Это значит, что для них виртуальная жизнь является весьма значимой.
Если ЦА – это невро*логическая проблема, значит, она как-то связана с физиологией?
Ответ на этот вопрос знает каждый, кто хотя бы раз в школьной жизни задавал учителям вопрос: «Зачем проходить теорему Виета/разряды местоимений/закон сохранения импульса и т.п, если в жизни все это нам не пригодится?»
Что обычно отвечают учителя?
С точки зрения ученика педагоги лепечут какую-то несуразицу про развитие мышления, про нейронные связи, про старение мозга и т.д. На самом деле это и есть правильный ответ!
Яндексы, Гуглы, Маруси сводят на нет необходимость запоминать новую информацию, общение перестает быть источником приобретения знаний, следовательно, мозг теряет часть активных нейронов, в результате человек теряет определенные навыки, включая навык общения.
Значит, надо успеть с коррекцией, пока мозг еще работает «корковым сервером» (термин А. Курпатова).
Вот где обширнейшее поле для деятельности психолога!
***
Если кто-то обнаружил у себя признаки ЦА, надеюсь, я Вас не сильно расстроила. Это поправимо! И не обязательно за 10000 тугриков, оставленных у психолога!
Кстати, у меня симп*томы ЦА налицо (верю, что пока не на лице))