Найти тему
ARTПатруль

Арт-ярмарки и как художнику на них попасть

Все большую популярность приобретают всевозможные форматы художественных ярмарок и арт-маркетов, при чем не только в центральных городах, но и в регионах России.

Прежде чем ответить на вопрос «а как попасть на ярмарку искусства», стоит коротко обозначить основные понятия и аспекты: что же это за явление, в чем причина растущего интереса к нему и стоит ли пытаться участвовать в этом движении. По сути арт-ярмарка это ограниченное во времени (обычно рамками выходных) культурное мероприятие, центром которого является выставка-продажа художественных работ большого количества авторов. Параллельно с выставкой проводятся дополнительные активности, набор которых зависит исключительно от концепта и формата – от профессиональных дискуссий до детских мастер классов. Причина роста популярности таких форматов очевидна и связана она напрямую с ростом спроса публики и на подобные события, и на сами объекты. А для художников это прекрасная возможность пообщаться с широкой аудиторией, рассказать о себе и совершать сделки.

И здесь начинающий художник задается вопросом относительно того, а как же попасть на такую ярмарку. Для начала стоит осознать, что арт-ярмарки бывают разного уровня приближенности к профессиональному арт-рынку: от самых простых, рассчитанных на очень широкую публику, до серьезных и значимых, ориентированных на галереи, крупных коллекционеров, серьезных заказчиков и представителей арт-бизнеса.

Если классифицировать ярмарки с точки зрения возможности участия независимых художников, то можно выделить три типа:

- ярмарки, где представлены только галереи (например, Cosmoscow)

- ярмарки, где представлены только художники (возможно как групповое, так и индивидуальное участие) (например, Win –Win)

- ярмарки смешанного типа, допускающие к участию и художников, и галереи (как например Art Russia)

-2

Для того, чтобы попасть на ярмарку через галерею, необходимо все же выстраивать длительные отношения с выбранными галеристами, но это отдельная обширная тема. Начинающему художнику проще будет начать с мероприятий, куда можно подать заявку самостоятельно или же в составе группы.

Но до подачи заявки необходимо проделать много подготовительной работы, начиная от формирования портфолио заканчивая поиском интересующих событий и площадок.

Материалы, презентующие вас и вашу работу, желательно иметь всегда в готовом и актуальном виде. Обычно от художника ждут CV (структурированный документ с перечислением основных выставок и достижений), портфолио (с фото работ), Artist statement (декларация художника – объяснение сути художественной деятельности), а также для каждого конкретного случая нужна презентация (описание проекта, который вы планируете реализовать на данной площадке или в данном событии).

-3

Вооружившись всем вышеперечисленным уже можно начать поиск подходящих событий. Для этих целей хорошо иметь сформированное представление о площадках, работающих в ваших городах, календаре выставок для каждой из них, чтобы не пропустить объявления о начале сбора заявок на участие. Также полезно подписаться на новостные каналы для художников, которые собирают в одном месте информацию об open calls (такие каналы есть в телеграмме и других мессенджерах и социальных сетях).

Разберем, что происходит после подачи заявки. Все подготовленные и предоставленные вами материалы оценит комиссия и, если принимается положительное решение, с вами свяжутся и сообщат об этом. Случается, что только на этом этапе художник узнает о стоимости участия. Да, не все площадки сразу размещают на сайтах тарифы на аренду мест (возможность бесплатного участия можно найти тоже, но намного чаще придется поискать бюджет) и бывает, что именно неожиданная сумма, обозначенная организатором на этом этапе, становится серьезным барьером.

-4

Чтобы избежать разочарований, лучше сразу изучить отзывы (можно найти ролики с обзорами, где участники и знающие люди делятся информацией) и понять для себя уровень ценности участия в выставках в вашем городе. Общими мазками можно обозначить, что большие ярмарки типа Art Russia, Blazar предлагают арендовать стенд от 70 тыс, но средний обойдется примерно в 250 - 300 тыс. Стенд на менее масштабных площадках обойдется на порядок дешевле, а сопоставимый стенд в регионах будет дешевле в несколько раз.

Владея этой информацией можно также заранее подумать об опции коллективного участия, которая существенно облегчит финансовое бремя на отдельно взятого художника.

-5

Дальше следует работа по доставке объектов и картин, монтажу стенда и непосредственно сама ярмарка. И вот публика, эксперты, любители, маститые и начинающие коллекционеры и ценители прекрасного сразу же дают свой отклик на то, что они видят на стенде – за это и ценят подобные выставки. И что не менее ценно, художник имеет возможность продать произведения прямо на месте. знакомиться с клиентами и далее поддерживать контакт. Если повезет, что можно продажей покрыть расходы на участие, монтаж и демонтаж, а также транспортировку и остальные расходы. И судя по тому, что количество арт-ярмарок растет и выходит в регионы, везет чаще, чем не везет.

Текст: Трифонова Ольга