Для начала давайте выясним, что же такое эмоциональное выгорание и от чего оно берется?
Эмоциональное выгорание- это полное истощение умственное, физическое, моральное, психологическое и т.д, которое возникло на фоне переутомления или стресса.
Какие причины возникновения эмоционального выгорания?
- Сложный и напряженный интеллектуальный труд, чаще всего подразумевающий, что нет ни единого права на ошибку, особенно когда уже горит дедлайн.
- Хаотичность рабочего графика. У многих нет стабильного графика , но нужно выработать свои часы. Со временем сотрудник начинают хуже относиться к своей самодисциплине, приходит на работу позже, уходит позже, спит меньше или вовсе начинает «путать» день с ночью– что в итоге и приводит к выгоранию.
- Для того кто работает в офисе, причиной стресса могут стать токсичные коллеги или не экологичная психологическая атмосфера в коллективе. (Это очень сильно влияет на психическое здоровье).
- Регулярные переработки
- Монотонная работа без смены деятельности, которая перестает быть интересной или вдохновлять.
- Проблемы на личном фронте (психологические проблемы, проблемы в семье и т.д)
Ну вот мы выяснили как и от чего появляется эмоциональное выгорание, но как оно проявляется и как с ним бороться?
Первые признаки ЭВ:
- снижение самооценки, синдром самозванца
- нежелание и отвращение при одном упоминании о работе
- даже после длительных выходных полное ощущение усталости
- чувство неприязни к коллегам, нежелание с ними общаться;
- постоянная усталость, сонливость или бессонница,
- ухудшение эмоционального состояния: чувство тоски, апатия, раздражительность, тревожность
- психосоматические проявления: ОРВИ, аллергия, проблемы с ЖКТ и т.д.
Как бороться с выгоранием?
- Физическая активность: физические упражнения помогают разгрузить головной мозг и на время уменьшить работу когнитивных функций. Даже 20-и минутная прогулка на свежем воздухе, может значительно снять усталость.
- Обедайте вдали от рабочего стола, (желательно без гаджетов и компьютера).
- Планирование: чем четче вы в начале рабочего дня поставите для себя задачи, тем меньше шансов у вас будет от них отойти.
- Важно надолго не отвлекаться от работы, когда вы наиболее продуктивны. Например, если вы активны в два-три часа дня, решите в это время самые трудные задачи, а уже потом идите отдыхать.
- Расстановка приоритетов: сначала самые важные задачи, далее менее серьезные, те которые могут подождать, лучше поставить в самую последнюю очередь.
- Расставьте личные границы: вне рабочего времени никто не должен вас беспокоить рабочими делами и вопросами. Вы имеете полное право не брать трубки или не отвечать на сообщения.
Ну а если не один из советов уже давно не помогает, то пора мой друг обратиться к психотерапевту.