Найти в Дзене

Малое собрание всеобщих цитат

Несколько дней назад мы с моими старинными друзьями собрались, как водится, за столом на кухне. Слово за слово, и кто-то из нас привычно произнес «Да ну его, папеньку вашего, с советами его дурацкими!..» Мы тут же заспорили, насколько точна эта цитата из фильма «Формула любви». А потом за какие-нибудь полчаса, наверное, общими усилиями пересказали практически весь фильм. Разве что не пели, как Фарада с Абдуловым.

Будь у нас в руках в этот момент увесистый том «Малого собрания сочинений» Григория Горина, нам был бы гораздо проще сверять цитаты и пересказывать любимый фильм. Потому что «Формула любви», точнее, его сценарий — одно из восьми произведений, вошедших в эту книгу. А вот остальные: «Тиль», «Тот самый Мюнхгаузен», «О бедном гусаре замолвите слово», «Дом, который построил Свифт», «Поминальная молитва», «Убить дракона» и «Шут Балакирев, или Придворная комедия».

Видите, вот и вы уже начинаете шевелить губами, припоминая любимые цитаты из любимых фильмов. А представляете, каково было мне, когда я читал эту книгу?! Оторвать Григория Горина от Марка Захарова так же невозможно, как Кастора от Поллукса или Ромула от Рема. Или, как наверняка сейчас подумали люди, выросшие на захаровских фильмах, — как Ленина от партии. Попробуйте теперь представить себе, что знакомый издавна текст не слышится с экрана, а воспринимается со страницы…

В том-то и загвоздка, что со страницы горинский текст читается совсем иначе. Жестче. Резче. Пронзительнее. Нет никакого посредника, пусть даже такого гениального, как Марк Захаров и его актеры. Как сказано — так и прочитано. А сказано беспощадно. Составители «Малого собрания сочинений» Григория Горина очень грамотно расположили в нем пьесы и сценарии: от прямодушного «Тиля» до трагического «Шута Балакирева». Градус сарказма растет вроде бы понемногу, но неотвратимо. И последняя сцена «Придворной комедии» оказывается последним и очень горьким эпизодом длинного сценария под названием «Лучшие произведения Горина».

Произведения эти предстают перед нами, читателями, такими, какими мы их еще не видели. Незначительные, на первый взгляд, отличия сценариев и пьес от их кино- и театральных воплощений — та незаметная щель, в которую быстро набивается ощущение инаковости. Набивается-набивается, а потом заставляет края расходиться все шире, отрывая хорошо знакомые картины от вроде бы хорошо знакомых текстов. И вот уже не получается опереться на кадры из фильмов, вот уже меняются лица героев, вот они уже говорят совсем другими голосами… Все. В этом месте привычное исчезает. И появляется что-то новое, с чем мы, кажется, еще не встречались.

Закройте книгу. Закройте глаза. Откройте книгу наугад. И читайте — взахлеб, с любого места. Это будет совсем иной мир и иные персонажи. Хотя они вроде бы и знакомы нам, но теперь это — всего лишь возможность увидеть их всех как в стереопроекторе, выпуклыми и чуть-чуть нечеткими. И пусть завидуют те, кто никогда не видел фильмов, носящих те же имена, что и произведения Григория Горина. И пусть они их непременно посмотрят.

Григорий Горин «Малое собрание сочинений». Издательство «Азбука», Санкт-Петербург, 2018 год.

#книги

#книжный гэндальф

#блог о книгах

#литература