Вчера помогала читать скоропись одному земляку. Корни у нас с одного села. Ну и где-то в районе 1719 года он решил остановиться, так как теряется одно звено. Нельзя точно определить, кто предок. Причем, глубже есть предки, но не понятно, толи дед, толи дядя. Я предложила проследить брата двоюродного, но такой вариант был не интересен и слишком трудозатратен.
И я вот задумалась. Каждый из нас, кто погружается в историю семьи, находит в этом какой-то свой смысл и цели у него разные. Кому-то достаточно прямых предков, а боковые не важны, кто-то смотрит всех, у кого-то интерес вообще вырастает в реконструкцию всего села, кто-то не записывает умерших в младенчестве, так как не видит в этом смысла.
Я отношусь к тем, кто ищет и записывает всех. И, наверное, готова к реконструкциям сел, дайте мне только неограниченного времени. Ну как не записывать тех, кто умер в младенчестве, например? Это же история одной конкретной женщины... Было у прабабки 5 детей... Только рожала она 12 раз. И двойни были, и тройни. И тут картинка совсем другая вырисовывается... Это не просто 5 детей. Это – больше 12.
“А Зачем? – вопрошает один из братьев. – Ну подойдет ко мне такой пятиюродный, я просто пошлю его лесом”... Брат, конечно, не лесом посылает, а вполне конкретным направлением. А я тихо радуюсь, что я ему не пятиюродная, а немного ближе. Но вот такое у него отношение к этому.
“Седьмая вода на киселе!” – говорила одна бабушка – жена троюродного брата моего деда. Мол не интересно это всё... Говорила это до тех пор, пока я не начала ее расспрашивать о ее семье. Мне, конечно, эти люди никто, но так бабулечка разговорилась и уже потом рассказывала все, что знала про семью мужа.
А между тем, исследователи семейной истории, кто сдавал тест ДНК на происхождение к такой седьмой воде и пристают в надежде найти общие корни. Привет моим совпаденцам и уже хорошим знакомым!
Так зачем же я ищу боковые ветви? Попытаюсь объяснить свою позицию.
- Представляя себя чьей-то прабабушкой (Я надеюсь, что когда-нибудь ей стану), мне конечно было бы интересно проследить судьбу всех потомков моих детей. Детей у меня сейчас трое, к слову. Было бы странно знать детей старшего сына и не знать, например, детей младшего. И мне, конечно, хотелось бы, чтобы они друг друга тоже знали и общались. Соответственно мне как прабабушке было бы интересно знать всех-всех своих потомков... Так что для меня совершенно естественно общение моих потомков хоть в 10 колене. (Кстати, я с недавнего времени общаюсь со своим внучатым племянником в 10 колене.) Так и в другую сторону. Мне кажется естественным знать всех предков и их детей. Ну, это такой пункт, который больше про чувства. Как “само собой разумеющееся”.
- Боковые ветви помогают найти общие корни. Например, ищешь ты рождение своего прадеда, чтобы узнать точное имя его отца. А нет его в метриках. Не сохранились книги за этот год. Зато ты точно знаешь, что вот у прадеда брат родной есть. Тогда ищешь рождение брата – и вот тебе – имена родителей. Если с именем мамы есть варианты, то отца точно определили. А если два брата. Один старше, другой младше прадеда. И мама у них одна, то и маму определили точно.
- Часто братья\сестры были крестными детей. Это сейчас крестным может быть кто угодно. Тогда все же чаще член семьи. Конечно, и тогда были и соседи, и друзья или уважаемые люди, однако, если у ребенка мама с отчеством Варфоломеевна, а крестный отец тоже Варфоломеевич, то скорее всего – это брат матери. Таким образом, мы можем предположить, что его фамилия – это девичья фамилия матери. Из этого пункта также вытекает, что надо присматриваться еще к тем семьям, кого же крестят твои предки. Вдруг это та самая девичья фамилия какой-нибудь прапрабабушки. Я вот к этому пришла не сразу и, подозреваю, что много интересного упустила, не обращая внимания на колонку восприемников, когда семья рожденного младенца “не моя”.
- Более полная информация о предках помогает выявить разные случаи редукции предков. Так или иначе кровь предков смешивалась, но интереснее видеть всю картину. Чем больше знаешь боковые ветви, тем интереснее паутина родственных связей.
- У дальних родственников можно найти что-то интересное. Однажды, я поехала в гости к моей четвероюродной сестре. И какого же было мое удивление, когда в ее альбоме я нашла фотографии своего родного дедушки, которые не видела раньше. А сколько таких историй, когда у дальних родственников находятся фотографии своих предков!
Конечно, для кого-то все это не аргументы. Все же это ради интереса делается каждым из нас. Мне вот, например, вообще не интересно общее число персон в моем кровном дереве. Оно будет пугать любого, потому что я записываю всех, кого нашла. И умерших в младенчестве тоже. Хотя значимые цифры (прямых предков) они достаточно скромные. Кстати, как аргумент, чтоб не записывать умерших в младенчестве, мне говорят, мол они мешают в базе, когда надо найти человека с таким именем. Я же понимаю, что это решается просто – поставил фильтр не выводить тех, кто не дожил до 10, например, и вот не будет тебе показываться “лишнее”, а в истории сохраняется.
В общем, наверное, несколько сумбурно написала, но вот так я смотрю на поиск боковых ветвей. И поиск мой происходит по сценарию: найти прямых предков – идти в глубь веков, а потом возвращаться к современности, отслеживая их потомков. Мне просто это интересно.