Найти в Дзене

В ЮБИЛЕЙНЫЙ ГОД – НА КРЕМЛЁВСКОЙ СЦЕНЕ

Уже стало доброй традицией, что в июне в Государственном Кремлёвском Дворце проходят выпускные концерты Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой. И каждый раз они оказываются настоящим праздником танца, которого с нетерпением ждут многочисленные поклонники хореографического искусства. Этот год к тому же стал юбилейным для вагановцев, ведь знаменитому учебному заведению исполнилось 285 лет!

Программа гала-концерта, представленного в ГКД выпускниками и учащимися Академии имени А.Я. Вагановой 18 и 19 июня, по творческому размаху вполне соответствовала столь знаменательной дате. В первое отделение вошла развернутая сюита «Оживлённый сад» из балета «Корсар», поставленная на музыку А.Адана, Л.Делиба, Ц.Пуни, Р.Дриго, А.Цабеля и Ю.Гербера, во втором зрители увидели сюиту из балета «Лауренсия» А.Крейна в хореографии В.Чабукиани (восстановление характерных танцев выполнено Ириной Генслер).

Обе сюиты составлены ректором Академии, народным артистом России Николаем Цискаридзе. И обе стали яркой и впечатляющей иллюстрацией важнейших этапов в истории балетного театра.

Народный артист России Николай Цискаридзе.
Народный артист России Николай Цискаридзе.

Напомнив в своем вступительном слове, что выпускные гала-концерты в Москве оказались возможными благодаря выигранному Академией гранту в рамках государственной программы «Приоритет 2030», Николай Максимович Цискаридзе пояснил: первое отделение знакомит с настоящим императорским балетом. Представленный шедевр был когда-то создан Мариусом Петипа, но более ста лет его нельзя было увидеть на сцене. Балетмейстер Юрий Бурлака, скрупулезно изучив, в том числе, и по сохранившимся изображениям, постановку Петипа, воссоздал её уже в наши дни. И вот Николай Цискаридзе соединил восстановленные фрагменты в определённую композицию, выстроив сюиту, которая и стала первым отделением нынешнего выпускного гала-концерта.

-3
-4

-5
-6

Любопытная деталь: вошедшее в «Оживлённый сад» знаменитое в наши дни па-де-де из «Корсара», поставил опять-таки Вахтанг Чабукиани - в оригинальном спектакле Петипа мужчины-танцовщики, по сути, не танцевали, а лишь представляли пантомиму. Этот номер, который исполнили лауреаты последнего, XIV, Московского международного конкурса артистов балета Мария Кошкарёва и Кодама - Помфрет Тайга (Великобритания) стал настоящей хореографической кульминацией «Оживлённого сада» и удостоился бурной овации зрителей. Ещё бы, ведь в данном случае выпускники Академии Русского балета продемонстрировали такой уровень мастерства, который под силу далеко не каждому исполнителю со стажем. Мария Кошкарёва уверенно чувствует себя в сложных классических партиях, у нее прекрасный апломб, она элегантна и артистична. Кодама - Помфрет Тайга запомнился своим виртуозным танцем еще по выступлению в «Щелкунчике» П. Чайковского, который вагановцы показали в ГКД в декабре прошлого года. И теперь молодой обаятельный танцовщик в очередной раз поразил публику и невероятной устойчивостью, и филигранно отточенными жестами, и, конечно же, мощным стремительным прыжком и незаурядным баллоном (напомним, этот термин классического танца обозначает способность артиста на какое-то время фиксировать определённое положение во время прыжка, словно зависая в воздухе).

-7
-8
-9
Па-де-де из балета «Корсар» исполняют Мария Кошкарёва и Кодама – Помфрет Тайга.
Па-де-де из балета «Корсар» исполняют Мария Кошкарёва и Кодама – Помфрет Тайга.

В целом «Оживленный сад» впечатлял особой атмосферой старинного балетного спектакля, при этом юные исполнительницы продемонстрировали не только отличное владение классическим танцем, но и тонкое понимание стилистики представляемой композиции, что вдвойне ценно. Особо хотелось бы отметить Ярославну Куприну (статная, царственная Медора), которая также является лауреатом XIV Московского международного конкурса артистов балета, и Алису Баринову (обаятельная, полная света и позитива Гюльнара).

-11
Медора – Ярославна Куприна.
Медора – Ярославна Куприна.
-13
Гюльнара – Алиса Баринова.
Гюльнара – Алиса Баринова.
Ярославна Куприна (Медора) и Алиса Баринова (Гюльнара).
Ярославна Куприна (Медора) и Алиса Баринова (Гюльнара).

Сюита из балета «Лауренсия», поставленного Вахтангом Чабукиани в 1939 году, напомнила зрителям о ярчайшей странице в летописи советского балетного театра.

-16
-17
-18
-19

Наполненное сочными испанскими и цыганскими мотивами, это красочное темпераментное действо по-настоящему зажгло зрителей, активно поддерживавших исполнителей аплодисментами и криками «Браво!». Студенты и выпускники Академии имени А.Я. Вагановой продемонстрировали отличное владение как собственно классическим, так и характерным танцем, требующим от танцовщиков особых профессиональных навыков, в том числе, владения актёрским мастерством.

-20
-21
-22
-23
-24

Главные партии в постановке исполнили выпускники этого года Софья Валиуллина (Лауренсия) и Лука Добош из Румынии (Фрондосо).

Лауренсия - Софья Валиуллина, Фрондосо - Лука Добош (Румыния).
Лауренсия - Софья Валиуллина, Фрондосо - Лука Добош (Румыния).

Что касается Софьи Валиуллиной, то московская публика запомнила её по блестящему выступлению на кремлёвской сцене в июне 2022 года, когда она, ещё не будучи выпускницей, блестяще исполнила партию Раймонды в III акте одноимённого балета А.Глазунова (хореография Мариуса Петипа в редакции Юрия Григоровича, 1984). Новая встреча с молодой одарённой артисткой тоже не разочаровала: Мария продемонстрировала сильные высокие прыжки, настоящий балеринский апломб и в целом стилистически выверенный танец с чёткой фиксацией красивых отточенных поз. Балерина обладает удлинёнными линиям тела и гибкими выразительными руками - это именно те природные данные, которые необходимы исполнительнице партии Лауренсии. Очевидно, что с девушкой работали опытные наставники, которые помогли ей создать точный и убедительный образ.

-26
Лауренсия – Софья Валиуллина.
Лауренсия – Софья Валиуллина.

Лука Добош, опять-таки лауреат XIV Московского международного конкурса артистов балета, во время выступления учащихся Академии в ГКД минувшей зимой исполнял в «Щелкунчике» П. Чайковского роль Щелкунчика-принца. Он обратил на себя внимание высоким прыжком, элегантной манерой танца, благородством манер. И вот теперь он предстал в образе испанца Фрондосо, вновь продемонстрировав и отличную технику, и убедительное прочтение создаваемого образа.

Фрондосо - Лука Добош (Румыния).
Фрондосо - Лука Добош (Румыния).
-29
Софья Валиуллина и Лука Добош.
Софья Валиуллина и Лука Добош.

Финал выпускных гала-концертов, как всегда, был по-настоящему волнительным. На сцене все исполнители, которые уже никогда больше не встретятся в том же составе. Да, впереди у них новая творческая жизнь в разных театрах нашей страны и мира, но это будет завтра, а пока…

На сцену, под бурные аплодисменты зала, выходят все работавшие с ребятами педагоги во главе с и.о. ректора, народным артистом России Николаем Цискаридзе и художественным руководителем Академии, народной артисткой России Жанной Аюповой. Горячо приветствуют зрители и художественного руководителя и главного дирижёра Симфонического оркестра радио «Орфей», заслуженного артиста России Сергея Кондрашева - гала-концерты проходили в сопровождении всемирно известного музыкального коллектива под его управлением. Нескончаемые крики «Браво!», «Спасибо!», «Цискаридзе!»…

Финал вечера 19 июня. На переднем плане - народные артисты России Жанна Аюпова и Николай Цискаридзе.
Финал вечера 19 июня. На переднем плане - народные артисты России Жанна Аюпова и Николай Цискаридзе.

Занавес уже закрылся, но юные исполнители по очереди вновь и вновь радовали гостей вечера выходами на поклон. Спасибо, Академия Русского балета! И до новых встреч в Кремлёвском дворце. Уверены, что они состоятся ещё не раз…

Марина Долганова, пресс-служба Государственного Кремлёвского Дворца.

Фото: Екатерина Лола