№10. «Вышел на сцену в гриме Сталина – в зале настала тишина гробовая! Что случилось?!»
В воспоминаниях Леонида Броневого есть интересный момент. В начале 50-х он играл Сталина в спектакле «Кремлёвские куранты». Действие там происходит в Москве 1920 года. Главный герой – вовсе не Сталин, а инженер Забелин.
Однако, когда Броневой в первый раз просто вышел на сцену в гриме вождя – то зал встал, и разразился такими овациями, что актёр забыл обо всём на свете.
Потом – привык, и воспринимал это уже как должное: выходишь, ждёшь, пока закончатся овации – и потом начинаешь произносить текст.
И вот однажды Броневой выходит на сцену, а в зале – гробовая тишина. Что случилось?
«Меня в холодный пот, и чуть инфаркт не хватил. Первая мысль была: «Неужели ширинка расстёгнута?»
Но причина была в другом: Хрущёв провозгласил разоблачение культа личности Сталина. Партийные работники, сидевшие в зале, об этом уже знали, и других зрителей попросили не прерывать постановку аплодисментами. Роль вождя вскоре из спектакля аккуратно «выпилили», словно и не было его в Москве 1920 года.
№9. Царь и услуги ЖКХ
В спектакле «Декабристы» Олег Ефремов играл царя Николая Первого, потрясённого предательством дворян. В одной из сцен царь, громко, гордо, с пафосом говорил декабристу Чернышёву: «Я в ответе за всё и за всех!».
Но однажды Ефремов оговорился и патетично произнёс: «Я в ответе за всё и за свет!»
Игравший Чернышёва Евгений Евстигнеев тут же сымпровизировал: «И за газ, и за воду, Ваше Величество!»
№8. Хороший молодой актёр…жаль только, что заика
Когда молодой, тогда ещё малоизвестный Леонид Куравлёв снимался в фильме Василия Шукшина «Живёт такой парень», режиссёр попросил его слегка заикаться, чтобы придать шарма простодушному и обаятельному герою картины. (По сюжету, шофёр Паша начинал чуть-чуть заикаться при волнении).
Когда Василий Макарович сдавал картину комиссии из Госкино, чиновники похвалили его за то, что он «мастерски обыграл природный недостаток артиста, сыгравшего главную роль». А на киностудиях ещё долго считали, что Куравлёв – перспективный молодой актёр, но, к сожалению, заика. И Леониду лично приходилось разубеждать в этом режиссёров.
№7. «Как умрёшь – позвони»
Михаил Ульянов играл Цезаря в спектакле «Антоний и Клеопатра». События на сцене были накалены. Градус драматизма поднят до предела. Зал притих.
И вдруг, в одной из особенно драматических пауз, в полной тишине из закулисья слышится голос: «Передайте Ульянову: жена звонила – как только умрёт, пусть сразу позвонит домой!»
№6. Резкое падение с Олимпа популярности
Театр «Современник» приехал на гастроли в провинцию. Актёры обратили внимание, что на витрине киоска «Союзпечать» среди свежих газет и журналов стоит открытка с фотографией Игоря Кваши – такие открытки с фотопортретами артистов тогда было модно коллекционировать.
Все почувствовали лёгкий прилив зависти, а Игорь Кваша, желая закрепить эффект, самодовольно спросил в окошечко киоска: «Извините, а какие открытки с актёрами у вас есть?» Ответ обескуражил его: «Да вон КвАша какая-то осталась… Всех раскупили, а его не берут».
№5. Съеденный сыр
В одном из водевилей Александр Ширвиндт играл немолодого плейбоя, который всю ночь где-то кутил в компании сына главной героини истории. В ходе вечеринки они потеряли друг друга из виду.
По сюжету, герой Ширвиндт возвращается один, уже под утро, а обеспокоенная мать бросается к нему с вопросом: «Где мой сын?!» Однажды актриса оговорилась и взволнованно воскликнула: «Где мой сыр?!». Ширвиндт, не теряя образа ни на секунду, невозмутимо ответил: «Я его съел!»
№4. Перепутал слова «ревизор» и «Хлестаков»
В гоголевском «Ревизоре» Анатолий Папанов играл Городничего не только в фильме у Гайдая, но и на театральной сцене.
Как известно, история начинается с того, что городничий объявляет городским чиновникам: «Я пригласил вас, господа, чтобы сообщить пренеприятное известие: к нам едет ревизор! Из Петербурга! Инкогнито!»
Но Папанов оговорился: «Я пригласил вас, господа, чтобы сообщить пренеприятное известие: к нам едет Хлестаков!»
Актёры занервничали: что делать? Ведь так весь сюжет рассыпается… Возникла неловкая пауза.
Папанов, не выходя из образа, постоял в задумчивости и добавил: «Да-а, едет… Но не просто так!» – «А как?!» – встрепенулись «чиновники». – «Инкогнито!», – грозно выпалил Папанов, и далее спектакль пошёл как по маслу.
Дальше спектакль потёк как обычно, эпизод с раскрытием фамилии «заиграли», а зрители не обратили внимания.
№3. Ужимки и прыжки. В кабинете министра
В актёрской труппе МХАТа одно время была такая игра-пари. Если кто-то скажет за кулисами «Гопкинс!», то тот, или те, кому сказали, должен тут же подпрыгнуть – вне зависимости от того, чем он сейчас занят.
На того, кто забудет и не сделает этого, накладывался денежный или алкогольный «штраф» в пользу других актёров. Однажды министр культуры СССР, известная «железная леди» Екатерина Фурцева вызвала к себе на ковёр нескольких актёров МХАТа, желая сделать им внушение по поводу легкомысленного поведения.
Прямо во время строгого отчитывания, когда провинившиеся артисты слушали речь министра понуро и стоя, хулиганистый Борис Ливанов (отец знаменитого «Шерлока Холмса») вдруг тихо сказал: «Гопкинс!» Подпрыгнули все, кроме Фурцевой.
№2. «Как не читал? Читал! До самой 10-й страницы»
Режиссёр Сергей Соловьёв вспоминал, что вскоре после съёмок фильма «Десять негритят» они встретились с Александром Абдуловым. Разговор зашёл о картине
«Слушай, расскажи, чем там дело кончилось? Кто убийца-то?» – спросил Абдулов.
«Саша, ты обалдел? Ты же там снимался! Ладно Агату Кристи не читал, но сценарий-то!.. Не мог ведь не прочитать», – удивился Соловьёв.
«Да читал я сценарий. Но там ведь меня на десятой странице убили. Дальше я не читал…»
№1. В «Мулен Руж» – нельзя, только в «Красную мельницу»!
Малый театр перед гастролями во Франции проходил инструктаж по партийной линии. В числе прочего, актёрам запрещалось посещать злачные места: казино, «район красных фонарей» Пигаль, кабаре Crazy Horse и Moulin Rouge.
«Извините, а в театр «Красная мельница» можно будет сходить?» – спросил Евгений Весник. – «В «Красную мельницу»?.. Да, можно. Сходите», – разрешил инструктор.
Так актёры получили официальное разрешение посетить знаменитое кабаре и «гнездо порока» – «Мулен Руж» («Красная мельница» в переводе с французского).
Спасибо за внимание! Приглашаю подписаться и прошу порекомендовать этот канал Вашим друзьям в соцсетях ;–)
Читайте также: