«Вы ступили на скользкий путь творчества, и очень многие постараются на вас нажиться».
(«Ленремонт»)
В 2021 году я сильно заинтересовалась шитьём и спустя несколько десятков сшитых вручную изделий решила купить швейную машинку.
Как вы покупаете технику? Выбрали модель, заказали в любимом магазине — готово? У меня этот процесс занял почти год. Обо всех трудностях и любопытных моментах я написала подробный пост.
Эта запись, по сути, рекламная, но её никто не заказывал и не оплачивал, это моя личная инициатива — похвалить хорошие магазины и предостеречь от покупки в плохих.
Для начала нужно было определиться, какая мне нужна фирма и модель. Я бы с удовольствием поддержала отечественного производителя и приобрела «Чайку», если бы производились они в России, а не в Китае. Позор какой-то. Ещё и цены на сайте дилера не показывают, пока вы не зарегистрируетесь. Цены я нашла в других местах, и не очень-то эти машинки бюджетные, а содержательных отзывов на них — кот наплакал.
В поисках подходящей фирмы я наткнулась на официальный сайт какого-то производителя машинок, который предложил мне подобрать подходящую именно мне модель, если я отвечу на несколько вопросов. Новичок вы или профессионал? Какие ткани собираетесь шить? Вам дорогую или бюджетную модель? В итоге мне ничего не подобрали. Я пробовала менять ответы на некоторые вопросы, но в ответ всё та же пустота. Словно я безнадёжный случай и мне даже немного не подходящие модели нет смысла рекламировать. (На самом деле маркетологи напортачили, хоть какой-то результат быть должен.)
Ну а я выбрала японскую фирму Janome — судя по всему, она очень популярна, эти машинки то и дело попадались мне в различных роликах, да и ремонтники хорошо о них отзывались. Правда, заводы у Janome частично находятся на Тайване, что тоже Китай, но по соотношению цена/качество мне приглянулись машинки этой фирмы.
Из рассказов опытных швей я поняла, что нужно новичку и конкретно мне. Например, даже опытные швеи редко используют больше трёх строчек: прямую, зигзаг и оверлочную, — а чем больше в машинке доступных строчек, тем вероятнее поломка детали, которая отвечает за их смену. К тому же за дополнительные строчки и стоимость накидывают дополнительную, не важно, будете вы использовать всё это разнообразие или нет. Меньше десяти различных строчек в машинках сейчас, наверное, и не найти, но в техническом плане оптимальное количество — 15.
Кроме того, мне нужна была возможность отключения нижнего транспортёра, чтобы делать стёжку на свободном ходу. Я видела несколько мастер-классов, которые меня очень впечатлили, и однажды хочу попробовать создать собственную прикладную красоту.
Также мне с моим зрением необходим нитевдеватель, который почему-то присутствует не во всех моделях — это преступление против здравого смысла.
Челнок нужен вертикальный: он надёжней и, в отличие от модного горизонтального, умеет сигнализировать о проблеме, которую ещё можно исправить, либо звуком, либо вибрацией, либо другими непривычными ощущениями при шитье. С горизонтальным челноком обратной связи нет, он просто внезапно ломается.
На время обучения шитью очень кстати пришлась бы строгая регулировка скорости шитья, но эта функция есть только у дорогих моделей, что странно: она нужна новичкам, а новички не будут сразу покупать дорогую машинку.
По многим перечисленным параметрам мне подходила модель Janome Juno 513 из бюджетного сегмента. Это какая-то машинка-легенда, с ней снято много видео, мастер-классов, даже опытов типа прошивания семи слоёв джинсы или перетягивания двумя разными машинками ткани (машинки мерялись силой транспортёров).
Мне хотелось приобрести машинку у производителя, но на сайте Janome этой возможности не оказалось, вместо этого там висит трёхстраничный список доверенных перекупов.
Не стала я смотреть на этот список и отправилась искать машинку сама. Самый дешёвый вариант нашёлся на сайте «Швейное королевство», где я и сделала заказ ровно 24 февраля. Если бы всё прошло успешно, я бы получила желанную машинку вместе с доставкой менее чем за семь тысяч рублей. Плохое предчувствие у меня появилось, когда на странице удачно оформленного заказа, включающей несколько коротких предложений, я обнаружила четыре ошибки. Пришлось идти читать в интернете отзывы на этот интернет-магазин. Отзывов с пятью звёздами оказалось столько же, сколько с одной звездой — очень странная картина. Либо магазин хороший, но его топят конкуренты, либо откровенно плохой и практикует покупные отзывы. А если учесть безграмотный текст оформленного заказа и тот факт, что в основном люди пишут отзывы только тогда, когда недовольны, напрашивается определённый вывод.
Когда на следующий день мне перезвонили подтвердить заказ, я была готова ко всему. Сначала мне наврали, что пару лет назад эту модель машинки переквалифицировали в «белошвейки», и теперь ничего толще тюля она шить не может. Мне прямым текстом начали предлагать более дорогие модели. Затем, когда я настояла на своём выборе, вдруг оказалось, что у них остался только выставочный образец, закупка новых машинок запланирована через неделю, буду ли я ждать. Нет.
Легко отделалась. «Завтраками» они могут кормить до скончания века. Если сделать предоплату, деньги вы вернёте в лучшем случае через несколько месяцев ценой многих нервов и писем в разные инстанции. Немало народу обманом заставляют лично приехать в оффлайн-магазин, пообещав наличие желаемой модели, а потом то курьер со склада задерживается, то её просто почему-то не оказывается на месте, зато вот другая модель, возьмите её. Притом в интернет-магазине все эти модели продолжают висеть со статусом «в наличии» и по очень привлекательным ценам. Но это просто наживка. Держитесь подальше от «Швейного королевства».
Дальше я положила глаз на «Ситилинк», который тоже не без греха, но хотя бы мне известен и даёт гарантии, — но к этому моменту доллар уже начал своё стремительное восхождение. Цена на машинку увеличивалась почти каждый день, причём на ровном месте: товар из старой партии, закупленной по старой цене, и этот вопиющий рост цен безоснователен.
Немного о федеральных службах
Вдохновлённая рассказом о том, как ФАС за подобные выкрутасы наказала сеть магазинов DNS, я даже написала им жалобу. Я-то, наивная, думала, что в ФАС работают заинтересованные люди, которые умеют эффективно использовать свои ресурсы и могут узнать, как по дням менялась цена на тот или иной товар в интернет-магазине — по крайней мере, увидеть, что она сменилась не в одночасье, когда пришло новое поступление товара, а поднималась постепенно, в соответствии с курсом доллара. Через две недели мне в ответ пришла такая нелепая отписка, что её могли запросто отправить и автоматически, а не ждать столько дней, имитируя бурную деятельность. На трёх страницах мне перечислили, чем занимается ФАС, похвастались, как они прижучили DNS и «Технопарк», а также попросили другие два магазина зафиксировать цены на более чем сотню товаров — а из моего обращения они «не имеют возможности» сделать вывод о незаконной деятельности магазина. Если мало скриншотов и письменных показаний, то я даже не знаю. Нужно было сутками мониторить цену на машинку и курс доллара, фиксировать их, сопоставлять? А ФАС тогда на что? В форме обратной связи я написала им, что думаю о такой работе на благо народа. Даже кое-то сочинилось.
Если кто-то из ФАС обратится ко мне за корректурой:
— Исправьте, пожалуйста, этот текст.
— Вот, возьмите.
— Что это?
— Бланк заявления. Укажите, какие именно правки вас интересуют: орфография, пунктуация или стилистика.
— Всё перечисленное.
— Пропишите это в заявлении.
— Готово.
— Так не пойдёт. Вам нужно или не нужно исправлять ошибки в корнях слов?
— Конечно, нужно.
— Проверяемые гласные, непроверяемые или оба случая?
— Разве без этих уточнений не понятно, где в тексте ошибки?
— Такова процедура.
…
— Спасибо, я рассмотрю вашу просьбу в срок до 30 дней.
Проходит 15 дней.
— Почему вы ничего не делаете?
— Вы не указали желательную классификацию склонений. Заполните заявление заново, и я рассмотрю вашу просьбу в срок до 30 дней.
Для сравнения: в РКН, который в тот же период получил от меня жалобу (на антироссийские ролики вместо рекламы на YouTube), не только учли моё обращение в работе, передали его в Генеральную Прокуратуру, но и приняли меры раньше, чем отправили мне ответ, ещё и поблагодарили за активную гражданскую позицию и написали, с какими другими проблемами к ним можно обращаться. К тому моменту, как мне ответили, рекламу на YouTube уже отключили — ведь действительно быстро отреагировали и приняли меры (осталось наказать причастных, но это, думаю, невозможно). Обращений вроде моего были, наверное, сотни, но и на неправомерный рост цен жаловалась не я одна. А разница в отношении налицо.
Продолжение эпопеи о покупке швейной машинки
Цены на технику всё продолжали расти, зачем-то согласовываясь с курсом доллара. Эксперты советовали воздержаться от покупок и дождаться стабилизации цен: на уровень начала февраля они уже не вернутся, то совершенно точно будут ниже, чем сейчас. На несколько месяцев пришлось о покупке забыть.
Я продолжила шить изделия вручную и не скажу, что без удовольствия. Просто без машинки мне недоступна стёжка, и аккуратно прокладывать строчку руками всё же утомительно, а она всё равно не получится идеальной. К тому же на машинке вроде как получается быстрее, а на игольной пластине есть разметка, и можно линию будущей строчки на ткани не размечать.
В сентябре цены на технику вроде бы установились на новом нормальном уровне, и я возобновила попытки купить машинку.
Только вот желаемую модель за это время отовсюду раскупили.
Дурацкий «Ситилинк» предложил мне посмотреть другие модели, среди которых оказалась Janome Sakura 95. Я читала её характеристики и не могла понять, почему это не Juno 513. В чём разница? Благо на другом сайте есть наглядное сравнение.
Называется, найдите два отличия. Три, если учесть, что одну из машинок в принципе не купить. (Не надо вчитываться, всё и так понятно.)
Листала я эти списки и удивлялась: машинки практически один в один. Сколько ещё одинаковых моделей наклепал производитель под разными названиями и с разными ценниками? И зачем? Боже мой, технику и без того трудно подобрать, а производители подкидывают дополнительные сложности в виде ложного многообразия.
Но я хотя бы нашла то что нужно.
Пришлось заново искать подходящий магазин. Если не считать магазины-обманщики из чёрного списка Janome, в которых всё равно невозможно купить нужную модель, самую привлекательную цену и нормальные гарантии я вновь нашла в «Ситилинке».
Кроме того, «Ситилинк» обещал бесплатную доставку по Москве, но при оформлении заказа брал свои слова назад. Я не поленилась и зашла почитать условия этой акции: да, она действует до конца года, но её в любой момент могут свернуть или не предоставить любому человеку без объяснения причин. Было обидно: лучше бы, в таком случае, вовсе не упоминали возможность бесплатной доставки. И да, этого достаточно, чтобы отбить у меня желание делать заказ в определённом магазине. Ещё одно разочарование — на странице оформления заказа мне предлагали дополнительные страховки, включая некую страховку при незаконном использовании SIM-карты. В швейной машинке? Почему на сайте нет скрипта, который для этой страховки отсеивает все товары, кроме сотовых телефонов?
Я стала искать другие варианты. Например, на AliExpress машинка стоила на несколько тысяч дороже, но ею торговал магазин «Швейный мир», на официальном сайте которого цена была вполне адекватной. Отзывы на сам сайт меня не насторожили, и я чуть не заказала машинку там, но тут мой банк предложил 10%-ную скидку на покупки в «Яндекс Маркете», и я решила одним глазком посмотреть, что это такое и не будет ли выгоднее приобрести машинку там.
«Яндекс Маркет» — это площадка наподобие AliExpress, сборник разных магазинов, предложения которых можно тут же сравнить. Я не понимаю, как «Яндекс Маркет» на этом предприятии зарабатывает, и это меня напрягает, я чую подвох. Отзывы у всех продавцов сплошь положительные, видимо, отрицательные удаляют, так что читать их нет смысла, нужно полагаться на репутацию известных магазинов.
В первый же вечер я увидела на «Яндекс Маркете» предложение от «Швейного мира» по той же хорошей цене, решила следующим утром оформлять заказ, но наутро это предложение исчезло. Нужная машинка пропала и с сайта «Швейного мира» — на складе нет, раскупили. Проворонила машинку! При этом на AliExpress у них по-прежнему значились в наличии три штуки. Либо там обновляют информацию слишком редко, либо и этот магазин обманывает потенциальных покупателей.
К концу сентября кэшбэк на покупки в «Яндекс Маркете» увеличили до 20%, и я продолжила присматриваться к его предложениям. Мониторить их нужно каждый день, потому что они постоянно меняются. В какой-то момент там даже появился вездесущий «Ситилинк» с внезапно опустившимся ценником. Вместе с промокодом на первую покупку и кэшбэком 20% я бы получила желанную машинку всего за 8800 рублей. Но вот незадача: при покупке на «Яндекс Маркете» «Ситилинк» не предоставляет доставку. Более того, забрать заказ самому можно только из одной точки, к которой ну очень неудобно ехать. Впрочем, местоположение ПВЗ не важно, потому что кэшбэк не начисляется при оплате заказа в пункте самовывоза, а только этот вариант оплаты и был доступен. Всегда читайте условия акций, чтобы не ошибиться. Если бы я заказала машинку описанными окольными путями, я бы потратила время, силы и дополнительные деньги на дорогу, везла бы через пол-Москвы в шторм 7-килограммовую коробку, а потом ещё и кэшбэк не получила. Подумала я об этом и перестала бояться платной доставки.
Угадайте, где я в итоге сделала заказ. Прямо мелодрама с обидами и примирениями.
Удивительно, но в этот раз доставка действительно оказалась бесплатной, то есть магазин сделал мне скидку точно на сумму доставки. Что-то у них там со скриптами.
А я просто обратила внимание, что эта модель машинки начинает потихоньку из магазинов исчезать, вот и «Ситилинк» выставил предупреждение, что на складе осталось всего две штуки. Мне совсем не хотелось искать теперь ещё и третью подходящую модель и охотиться за ней. Может быть, конечно, это обманный манёвр магазина, но к этому моменту я так достала своей эпопеей семью, что мне со всех сторон говорили, мол, покупай уже, раз решила. И интуиция подсказывала, что это удачный момент. А знаете, что такое интуиция? Это не мистическая сила, не сигналы из космоса, а логический вывод, основанный на огромном количестве известных, но не осознаваемых нами факторов. Я столько времени провела на сайте «Ситилинка», что успела увидеть и понять их поведение во время роста и падения цен, хоть и не осознавала это. У них ведь даже интерфейс немного меняется на определённом этапе снижения цен, я сначала думала, что это глюк браузера, а на самом деле это сигнал о самом выгодном предложении, после которого начнётся подорожание. Самый явный признак последнего выгодного предложения — перечёркнутый ценник, после этого цена снова пойдёт вверх.
Долгожданная машинка досталась мне за десять с половиной тысяч рублей. На следующий день после доставки цена на неё поднялась почти до 17 тысяч. Это больше на 60%. Новое поступление по высокой цене? Или мне по запомненному IP показывают ценник, не позволяющий пожалеть о покупке? Или просто менеджерам так захотелось? Всё возможно. Очень интересно, как это всё работает, как дурят нашего брата. К слову, при подтверждении заказа мне пытались продать дополнительную страховку (на случай незаконного использования SIM-карты, видимо) и сетевой фильтр, но это не страшно.
При получении заказа у курьера нужно поставить на чеке подпись, соглашаясь с тем, что на товаре нет повреждений. Машинка находится в коробке, заклеенной скотчем, между двумя подогнанными под её форму кусками пенопласта. Мы с мужем и в комфортных условиях её только вдвоём смогли аккуратно вытащить и осмотреть, а всё это предлагается сделать на пороге перед курьером? Ещё и быстро, чтобы его не задерживать. Впрочем, к машинке идёт годовая гарантия, к тому же по Закону «О защите прав потребителей» её можно вернуть в магазин в течение 15 дней со дня покупки, так что подпись эта ставится просто так, мол, товар получил.
В завершение отмечу, что на машинке есть следы использования. Во-первых, её точно смазывали (что хорошо), неаккуратно — многие следы стёрли, но осталось несколько масляных отпечатков пальцев. С челнока и винта крепления лапки масло практически текло, причём почему-то грязное. В бороздках между половинами пластикового корпуса — нечто, похожее на грязь, и не оттирается. На материале под катушкодержателями есть немного ворса — туда ставили нитки. Но я не против, что машинку перед продажей проверяли и, возможно, настраивали, спасибо за это.
Прочитала инструкцию, настроила натяжение нижней нити и теперь учусь шить.
Как сама машинка-то?
Судя по серийному номеру, машинку собрали в первом квартале 2022 года. Я ещё не опробовала все заявленные функции, например полуавтоматическую петлю, и не пробовала менять лапку и иглу. Поначалу показалось, что не работает дополнительный подъём лапки, но он просто очень тугой. Нитевдеватель — сокровище, очень удобный. Нужно его беречь, не использовать с маленькими иглами. Я ещё не пробовала шить трикотаж, зато нашилась хлопка, стандартная 90-я игла оставляет в нём заметные дыры.
Скорость регулируется силой нажатия на педаль. На высокой скорости изнаночная строчка не очень красивая и дыры получаются больше. Но не думаю, что мне когда-нибудь понадобится шить со скоростью 14 стежков в секунду.
На корпусе есть стрелочки, подсказывающие, как заправлять нить.
Автоматическая перемотка нитки с катушки на шпульку — сплошное удовольствие.
Мне не понравилась нижняя часть пробных строчек, но благодаря инструкции я поняла, что нужно усилить натяжение верхней нити, вот только мне показалось, что оно вообще ничего не меняет. Я увеличила его с 4 до 7, а разницы нет. Если не считать того, что, когда я вернула стандартное значение, я еле вытянула заправленную в машинку нитку. (Появились опасения, что соответствующие детали работают неправильно, но не думаю, что мне часто придётся регулировать натяжение верхней нити.) Я решила так: совет в данной ситуации регулировать натяжение верхней, а не нижней нитки, обусловлен тем, что это сделать гораздо проще, чем возиться со шпульным колпачком. На самом деле, если на нижней строчке видны петельки верхней нитки, это просто означает, что верхнее натяжение сильнее нижнего, а значит, для решения проблемы можно попробовать ослабить винт колпачка. Я сразу заметила, что он слишком тугой — нитка почти не разматывалась, — но решила пока попробовать шить так, настройщикам вроде как виднее. Настройка винта на шпульном колпачке — очень деликатная операция, так как его легко повредить. Раскручивать его пришлось дважды, примерно по четверти оборота за раз, и после этого строчка пришла в норму.
Лампочка включается, когда вы включаете машинку. Мне это очень не понравилось. Замена иглы, лапки, продевание нитки в игольное ушко, заправление шпульки в колпачок, смазка движущихся деталей машины — по технике безопасности все эти операции необходимо проводить при выключенной машинке. Но тогда в рабочей области ничего не видно! Сложно было сделать отдельную кнопку для включения света?
Зато инструкция замечательная. Недавно мне пришлось покупать утюг, и там из руководства по эксплуатации в целях экономии именитый производитель убрал все словесные описания, остались только картинки, которые не нужно переводить на другие языки. Наскальная живопись практически, я сидела с этим буклетом дольше всего и половину картинок разгадала, только потому что ранее пользовалась утюгом и знала, на что он способен. Инструкция к швейной машинке же полностью представлена на русском, картинки наглядные, описания точные, да и сама инструкция полная, в ней описано и устройство машинки, и процесс каждого этапа работы с ней, и разные строчки, и несколько лапок. Загляденье, а не инструкция. Но я нашла одну опечатку. И на схеме не обозначены вентиляционные отверстия, которые на первой же странице просили ни в коем случае не закрывать. Сами догадывайтесь, где они (справа, рядом с кнопкой включения).
Рядом с игловой пластиной находится некое отверстие, о котором ни в инструкции, ни в обучающих интернет-роликах не говорят. Позже я выяснила, что туда вкручивается дополнительное приспособление, например ограничитель или линейка, но ведь если ничего не вкручено, то отверстие засорится. Я его заклеила. Было бы забавно, если бы это оказалось вентиляционное отверстие, а я бы не выясняла подобные вещи.
Эту модель скопировали с Juno 513 разработали к 95-й годовщине фирмы, и к ней полагается подарок: подушечка для иголок, 10 дополнительных шпулек, маленькие ножницы, распарыватель и сантиметр. Это вдобавок к стандартному набору из трёх шпулек (одна сидит в шпульном колпачке), трёх лапок и набора 90-х игл. Это приятно, да, но вместо необязательных предметов могли бы положить отвёртку или хотя бы щётку для очистки машинки от ворса. Я не говорю уже о подходящем масле. Судя по всему, в комплект к более дорогим моделям отвёртка идёт.
Примечания
1. Вы замечали, что многие названия швейных магазинов — кринжовые? Ну, нелепые такие, неловко за тех, кто их придумал. «Швейбери», «Швейград», «Швейбург», «Швейный мир», «Швейное королевство»… И почему среди них столько географических? Вспоминается название «Планета Секонд Хенд», столько же неуместного пафоса.
2. Sakura 95 — воплощение традиционного японского хоррора. Как вы, может быть, знаете, японцы очень суеверны, и суеверия у них странные. Например, они боятся цифры 4, потому что она у них созвучна со словом «смерть». 4 — стандартное значение силы натяжения верхней нити, которое стоит по умолчанию и вряд ли будет вами меняться. После недолгих опытов я и длину стежка себе выставила 4 мм, очень удобная длина, чтобы распарывать неудавшуюся строчку. Другая плохая примета — писать имя красным цветом. Вы же видели дизайн машинки?
Лепестки сакуры должны быть розовыми, здесь они красные. О красных цветах также существует плохая примета. А название фирмы переводится как «Змеиный глаз».
3. Как произносится «Janome»? Я слышала столько вариантов! Версия российского представительства фирмы совпадает с моей: «Джаноме» с ударением на последний слог. И вот почему.
Название японское. У японцев слоговая азбука, один слог состоит из согласного и гласного звука, то есть буква «Е» на конце не немая, она читается. Поэтому «Джаноме». В сопроводительных документах так и написано. Насчёт ударения: в русском языке ударение силовое, а в японском — тоническое, японские слова произносятся равномерно, большинство слогов у них имеют одинаковую продолжительность, и привычного нам ударения в слове «Janome» нет. Попробуйте вставить слово «蛇の目» в Google-переводчик, который умеет произносить написанное, и непредвзято послушайте несколько раз. Там как будто все три слога ударные, ну или как минимум второй и третий. Правда, вместо «дж» слышно «дз», но это другая история, касающаяся ошибочной, но прижившейся транскрипции японских слов латиницей.
И вот эта история. Да нет, шучу. :D Если интересно — прочитайте статью по ссылке.
Так что же с ударением? Я не знаю. При транскрибировании японских слов ударение чаще делается на предпоследний слог, тому есть свои традиции, так что правильнее, наверное, «джанОме». С другой стороны, есть исключения типа «Токио»… Это всё очень зыбко, и в таких случаях, как правило, кто первый утвердил какой-то вариант, тот впредь и прав. А раз этим вопросом не занимаются лингвисты, то на роль первопроходца сгодится российское представительство Janome, какими бы ни были их мотивы в выборе этого варианта прочтения: «джаномЕ». Как по мне, он и звучит красивее.