89,9K подписчиков

Дмитрий Бертман — об опере «Сельская честь», красоте и творческих людях

Уже 28 июня знаменитую оперу зрителям вернет «Геликон-опера». Специально для U magazine озагадке магнетизма этого произведения и темных тайнах жизни его создателя МаринаСкалкина поговорила с режиссером-постановщиком спектакля —художественным руководителем тетра «Геликон опера», народным артистом России Дмитрием Бертманом

Композитору Пьетро Масканьи не позавидуешь.Всю жизнь он пытался дотянуться до своего первого грандиозного вселенского триумфа —оперы «Сельская честь», которую написал всего за два месяца для объявленного в Милане конкурса одноактных опер. Результатом был так недоволен, что положил ноты в стол. «Детище» композитора на конкурс тайком отправила его жена. И надо наконец назвать имя женщины, подарившей миру шедевр, —Лина Карбоньяни.Все последующие 14 опер и одна оперетта Масканьи либо прошли незаметно, либо были освистаны. И, все-таки он ушел из жизни в лучах славы —«Сельская честь» никогда не сходила со сцены и до сих пор остается одной из десяти самых популярных опер в мире.

Дмитрий Александрович, что побудило вас поставить оперу Масканьи именно сегодня?Что привлекло в ней?

Еекраткость. Опера одноактная. Время сжалось как пружина. Люди живут стремительно и напряженно. Четырехчасовые помпезные постановки, неспешное развитие событий, мучительно долгое вхождение героев в любовные отношения сейчас мало кто выдержит. Нужен мощный выхлоп, взрыв эмоций и мозга!

И этот взрыв в «Сельской чести» есть?

Ещекакой! Сжигающая страсть, порок, верность, предательство, месть, убийство, слишком запоздалое раскаянье.И —главное —божественная и едва ли не самая красивая музыка, которую мне когда-либо доводилось слышать. Вам мало?

С лихвой. Но, возможно, это только ваше собственное восприятие...

Я в одной компании увлеченных этой оперой с гениями. Верди объявил создателя «Сельской чести» своим приемником. Эта была и самая любимая опера Чайковского. Петр Ильич написал, что Масканьи понял главное —«человек с его страстями и горестями нам ближе, чем боги и полубоги». И получилось произведение неотразимо симпатичное и привлекательное для публики.

А чем можно объяснитьуспех «Сельской чести» и провал всех остальных опер Масканьи?

Отчасти жизнью самого композитора. Ведь он, в каком-то смысле, повторил судьбу своих героев. Масканьи предал ту, что любила его беззаветно. Я имею в виду его жену, Лину. И 35 лет жил, по сути, на две семьи, принося обеим женщинам неимоверные страдания.

Вы хотите сказать, что неудачи —это расплата за грех?

Здесь судья только Господь Бог. Я хотел сказать, что была ещеодна очень ревнивая дама —музыка. Композитор увяз в своих любовных отношениях, отдавая им всю страсть. Искусство этого не прощает. Многие творческие люди обречены на одиночество. Дерзну сказать тем, кто хочет связать свою жизнь с музыкантами и артистами —на первом месте для них всегда будет стоять искусство!

Грустная история...

Кто предупрежден, тот вооружен.

Кто еще занят в постановке оперы?

Первыми в нашей команде я хочу назвать Марину и Юрия Шамара. Это наши зрители, ценители оперной музыки, меценаты.Побывав на спектакле «Геликона» «Турандот», Марина и Юрий признались, что «хотят быть причастными к новому —столь же прекрасному спектаклю». И вот «Сельская честь» ставится уже с их помощью и поддержкой. Огромное им спасибо! Дирижер-постановщик —народный артист России Евгений Бражник. Художники —мои верные соратники Игорь Нежный и Татьяна Тулубьева. Хореограф —непревзойденный Мастер своего дела Эдвальд Смирнов. В главных партиях, уверен, будут блистать наши уникальные солисты. В этом спектакле несколько равных по таланту составов. Список большой... Зрители услышат Елену Михайленко, Юлию Никанорову, Ивана Гынгазова, Игоря Морозова, Алексея Исаева, Михаила Никанорова, Ксению Вязникову, Ларису Костюк, Светлану Создателеву, Шоту Чибирова и других звезд «Геликона».

Вы —режиссер, от которого привыкли ждать сюрпризов. Что-то неожиданное в сицилийской деревушке XIXвека зрители увидят? Ведь именно там и тогда разворачиваются события «Сельской чести».

Для меня эта опера вне времени. Она и архаична, и ультрасовременна, поэтому мы переносим действие нашего спектакля в античную эпоху. Только вот на древних стенах зрители обнаружат засилье привычных им современных брендов. Бизнес-цивилизация поглощает все, но не чувства людей. Они такие же, как и прежде.

И, все-таки, какая мысль для вас была главной в вашей постановке?

Вы знаете, режиссер ставит, как душа его просит.Получается то, что получается.А главная мысль потом выплывает сама собой.

Уже выплыла?

Пожалуй. Нельзя унижать любовь! Это не прощается!

Увидеть первые показы оперыв «Геликон-опере» можно28, 29 июня или 1, 5-8 июля.