Найти тему
Психолог Жавнеров Павел

Как не передать ребёнку свой невроз?

Сегодня мы говорим про очень важную тему для тех, у кого есть дети: как не передать им свой невроз. Я расскажу вам, как это все происходит, и что же нужно делать.

К сожалению, именно вы, с вероятностью 90%, получили свой невроз от родителей, но они в этом не виноваты. Дело в том, что невроз – это эмоциональная проблема. Она связана с негативными эмоциями, страхами, которые возникают на то, что происходит в жизни человека. Она связана с его мировосприятием и картиной мира.

Очень важно, что невроз – это не болезнь, а определённое мировоззрение человека. В результате научения с детства любой ребенок перенимает модель мировосприятия у своих родителей. То есть, если ваши родители изначально были тревожными, мнительными, эмоциональными, то, скорее всего, вы станете такими же. Бывает даже так, что человек эмоциональный, но всё держит в себе – это тоже говорит о его повышенной тревожности. Если вы перенимали модели мировосприятия родителей, то со временем это всё может привести к неврозу, потому что у вас будет происходить процесс накопления тревожных событий в жизни. Ваша тревожность будет повышаться, и на фоне стресса она может перейти в обостренное состоянии.

Как только вы понимаете, что у вас есть тревожные расстройства, невроз, то появляется страх, что это проблема может передаться вашим детям. Да, есть высокая вероятность того, что это может передаться вашим детям, но только если вы не будете ничего с этим делать. Почему это может передаться? Потому что вы транслируете модель мировосприятия ребёнку каждым своим действиям, каждым своим словом.

Представьте, человека, который очень сильно злится, но при этом пытается улыбаться. Искренняя улыбка чувствуется. И если человек злится, но при этом ему нужно улыбаться – это также чувствуется как неискренняя эмоция. Мы чувствуем фальшь даже в совершенно обычных вещах, мы чувствуем, когда человек злится на уровне своих ощущений. Поэтому, если вы за что-то переживаете, эмоционально реагируете, и при этом это скрываете, то ваши дети все равно будут это чувствовать. Потому что это проявляется в каждом вашем действии. Здесь не может быть попытки идти от обратного: я покажу как неправильно, как мне плохо, и ребёнок научится делать правильно. Нет, не научится, он потом будет перенимать ваши модели восприятия.

Конечно, есть вероятность, что со временем ребёнок перестроит свое мышление за счет саморазвития, работы над собой. Но высока вероятность, что эти проблемы у него сохранятся и со временем будут только усиливаться.

Давайте разберёмся. Предположим, у вас есть невроз. Что нужно делать, чтобы не передать ребёнку этот невроз? Нужно самому от него избавиться, потому что теперь на вас ответственность и за себя, и за своего ребёнка. Если вы не избавитесь от своего невроза, высока вероятность, что вы передадите его ребёнку. Потому что даже когда у ребёнка будет проявляться невроз, вы ничего не сможете с этим сделать, потому что это будет как повторение вашего собственного мировосприятия.

Условно говоря, если вы сами избавитесь от своего невроза, тогда вы сможете не допустить появление невроза у своего ребёнка. Приведу простой пример: приходит к вам ребенок и говорит: «я боюсь спать ночью один». Допустим, ребенку 7 лет, и он боится спать ночью один. Вы начинаете ему говорить: «не бойся, все будет хорошо, все будет прекрасно». Потому что вы сами так воспринимаете, но ребёнку нужно говорить другое. Он видит, что будет либо плохо, либо хорошо. Вы должны спросить у него, почему он переживает, что может случиться, какие есть варианты. И вы увидите, что он скажет: “Ко мне придет бабайка ночью”.

Чтобы избавить ребенка от этих переживаний, нужно просто дать ему ещё возможные варианты, кто к нему может прийти ночью. Например, Микки Маус, супермен, маленькая бабайка, добрая бабайка, маленькое привидение, гномы, кошка. То есть нужно расписать варианты, какие мифические существа к нему еще могут прийти ночью. Расписать это надо от самых плохих до самых хороших вариантов, например, может прийти фея, которая что-то подарит. Таким образом, когда ребенок будет видеть много вариантов, кто может к нему прийти ночью, и хорошие, и плохие, он не будет сосредотачивать внимание, что к нему могут прийти только плохие существа. Это позволит ему более спокойно относиться к ситуации. Точно также я проделал со своим ребёнком, когда он говорил, что боится один спать ночью.

Дело не в том, что это невротические проблемы. Хотя у меня эмоциональная жена, кто знает, может быть ребенок берет модель мировосприятия у нее. А, может быть, это просто какой-то единичный случай, может, это просто связано с мультиками, которые он смотрит. Это не имеет значения, в любой момент, когда он переживает, мне нужно помочь ему правильно воспринимать ситуацию, так, чтобы он не переживал. Но мне гораздо проще это сделать, потому что я сам не переживаю за эти вещи. Поэтому, научитесь сначала сами, тогда вы сможете научить этому своих детей.

Антипримером здесь может служить следующая ситуация, когда вы, например, сами переживаете за какую-то ситуацию. Например, ребёнку предстоит экзамен. Вы ходите, нервничаете, но при этом ребенок сам спокойный: «ну да, у меня будет экзамен, который нужно сдать». Он к этому относится спокойно, а вы ходите и думаете, вдруг он не сдаст экзамены. Вы не транслируете это, не говорите ему, что он может не сдать этот экзамен. Вы можете говорить: «Обязательно хорошо подготовься, тебе надо хорошо выспаться, тебе надо сосредоточиться, обязательно все перечитай, давай вместе подготовимся еще раз».

То есть вы начинаете передавать свои переживания за эту ситуацию ребенку, у которого этих переживаний не было. Таким образом, вы транслируете свои эмоциональные реакции на него. Получается, вы вроде бы хотите помочь ему, чтобы он хорошо готовился к экзамену, чтобы хорошо поел, оделся, выспался. Ребенок видит ваше состояние перед этим экзаменом и начинает понимать, что этот экзамен - это что-то очень страшное, опасное, потому что родители за это очень сильно переживают.

Это может быть и в других вопросах, например, когда вы сдаете какие-то анализы, идёте к врачу и так далее. Таким образом вы показываете ребёнку всю опасность этой ситуации и он начинает сам её бояться. И в следующий раз, когда наступит время экзамена, он снова будет думать, что надо обязательно хорошо выспаться, ко всему подготовиться. Он может даже не понимать, почему это все нужно, почему это важно. Он просто помнит, насколько это было важно для вас как родителей, насколько сильно вы переживали в эти моменты, и он может считать, что если он не сделает сейчас все идеально, произойдет какая-то катастрофа.

Но нужно спросить у него, что может случиться плохого, если он не подготовится к экзаменам, плохо поспит? и так далее. Он скажет: «я не знаю». Он просто будет чувствовать страх, потому что вы являетесь для него авторитетом, и он перенимает ваше мировоззрение. А представьте, что так происходит в каждой ситуации. Получается, вы показываете ребенку свои реакции на все свои тревожные ситуации и передаете ему эти же реакции.

Если вы сами проработаете эти ситуации и будете спокойно к ним относиться, то вы также сможете научить ребенка спокойно относиться к этим ситуациям. Поэтому, подытожив, я хочу сказать, что если вы хотите не передать свой невроз детям, то избавьтесь от своего невроза и помогайте своим детям правильно воспринимать различные ситуации.

✅ Дарю видеокурс 5 шагов по избавлению от тревоги, невроза, панических атак и любых тревожных расстройств, за подписку на мой телеграм канал - https://t.me/+RRMZgpkfqsRiNjli