Как первый поставщик европейских сейфов в Россию, раскроем глаза на реальную работу системы сертификации в Европах, чтобы освободиться от воздействия пиара и рекламной подачи, от пребывания в иллюзиях..
Как должна работать нормальная система сертификации
Система сертификации является трёхступенчатой: производитель, испытательная лаборатория и орган по сертификации, с контролирующей их надстройкой типа национального института стандартов и государственного органа по аккредитации.
Как происходит процесс сертификации
Производитель обращается в лабораторию с заявлением, что вот, мол изготавливаю и хочу бумагу получить на соответствие. При этом он обращается не в гараж дяди Васи, а в ту лабораторию, которую до этого орган по сертификации проверил и признал. В своё время сам орган сертификации был проверен и признан уже другим органом по аккредитации, который также провёл и регулярно проводит (!) контроль за испытательной лабораторией.
В схеме многоуровневого контроля не участвует только институт стандартов, который существует в единственном лице, регулируется и контролируется государством, собственно, как и тот орган, который про аккредитацию: именно он распределяет, какая лаборатория и какой сертификационный орган за что может браться, а за что нет.
Несложно догадаться, что лабораторий и органов по сертификации в одной отдельно взятой стране может быть несколько, и у производителя всегда есть выбор, к кому со своей продукцией идти. Конечно в этой статье мы схему предельно упрощаем, т.к. фактически, происходящие процессы, в результате которых появляется сертификат на то или иное изделие, несколько сложнее.
Допустим, лаборатория испытала всё, что предусмотрено стандартом, и выдала соответствующие протоколы производителю, с которыми он побежал в орган за сертификатом. Если все формальные требования соблюдены, то заявитель получает заветную бумагу и начинает ей гордиться, а покупатель, увидев, что качество и характеристики товара подтверждены самим государством – радостно его потребляет.
Если товар не соответствует заявленным характеристикам
Давайте посмотрим, что должно происходить, если с сертифицированным продуктом что-то оказывается не так...
Речь идёт не о браке, который может быть как единичным, так и серийным, а о ситуации, когда прописанные в стандарте характеристики не достигаются, никогда не достигались, да и не могли бы быть достигнутыми.
В нормально работающей системе сначала необходимо установить, что является причиной:
Первым шагом должно быть проведено контрольное тестирование случайно выбранного с рынка экземпляра. Грубо говоря, купленный в любом магазине предмет должен быть протестирован в другой лаборатории. Обращаем внимание, что под другой имеется в виду лаборатория независимая от всех, участвовавших в предыдущем процессе сертификации, но с аналогичной аккредитацией.
Если выявляется несоответствие, то сразу сертификат на это изделие должен быть отозван, после чего надо разбираться, кто виноват. Это может быть как производитель, так и лаборатория, которая плохо в своё время испытала. Но может быть и третий виновник, а именно орган, выдавший сертификат.
Сертификационный орган не просто же выдаёт документ, а в его функции входит такая процедура, как контроль производства – во время всего срока действия сертификата, ответственные представители сертификационного органа должны регулярно и неожиданно наведываться на производство и проверять, не хулиганит ли производитель. То есть каждый раз убеждаться, что на этом предприятии производится именно то, что уже испытывали, без каких-либо отклонений.
- Если выясняется, что виноват завод, то все его сертификаты должны аннулироваться, и он попадает на серьёзные расходы по пересертификации всей продукции.
- Если оказывается, что схалтурила лаборатория, то отзывается её аккредитация, и ей придётся либо получать её заново, что время и деньги, либо заняться чем-нибудь другим.
- А если что-то прощёлкал орган по сертификации, то приостанавливаются все выданные им сертификаты, отзывается аккредитация, и его начинают бить сотни, а то и тысячи компаний, которые он подставил. Сертификационному органу приходится долго и дорого восстанавливать утраченную аккредитацию (репутацию), которая, по своей сути, является знаком доверия к нему государства.
Как было раньше
В те далёкие годы, когда в странах “старой” Европы действовали национальные и сильно отличающиеся друг от друга стандарты, всё так и было: в каждом государстве был полный комплект своих лабораторий и разнообразных органов, которые держали своих производителей в стойле и во всю пили кровь и ели мозг у тех, кто пытался на их рынок влезть. Был порядок, к которому все привыкли, и однажды “обделавшийся” производитель автоматически уходил с рынка и небо больше не коптил.
История знает несколько покинувших этот мир не только производителей, но и лабораторий с органами по сертификации. Для примера, в той же Германии выжил только VdS, который начинался в начале XX века как экспертный центр при ассоциации национальных страховых компаний, и после многочисленных слияний и поглощений за уже больше чем столетие, всё ещё остаётся вполне уважаемым органом в сфере безопасности.
Объединение Европы
Проблемы начались с объединения Европы: допустим, идея написания единого стандарта для всех в Брюсселе, была неплохой, но не учли, что органы и лаборатории у каждой страны свои, и закрывать их никто не согласился.
Возникла патовая ситуация: французский производитель проходит все круги своего французского ада и получает документ о соответствии своей продукции единому европейскому стандарту. Приходит он к немцам, а они заявляют, что свои французские бумаги он может оставить в месте их выдачи, а в неметчине они годны только в ватерклозете. Поэтому будь добр, иди пересертифицируйся в наших немецких органах. И евроединения в итоге не получилось.
И вот тут чип и дейл спешат на помощь: некая “инициативная группа” вылезла с предложением “открыть границы для сейфов и замков”. Пожалуй основным регулирующим фактором, одобрить или нет тот или иной сейф к покупке, в Европе уже давным давно стали страховые компании. А эти новые “спасатели”, объединившись в некоторое общественное объединение, заявили, что они мол со всеми страховыми уже договорились, и если сертификат будет за их печатью, то в любой стране Евросоюза можно будет сейфы и замки продавать без локальной пересертификации.
Наши дни
Новоявленный общеевропейский орган по сертификации заявил, что принимает под своё крыло вообще всех. Единственное, что надо делать, это платить членские взносы и покупать таблички с указанным на них классом, пройдя перед этим испытания в нескольких “одобренных” лабораториях. Назвался этот орган ECB-S.
Дальше началось интересное. Во-первых, оказалось, что этот ECB-S никто не аккредитовывал, то есть нет ни одного общеевропейского органа, который бы отвечал за достоверность выдаваемых этим самым ECB-Sом табличек. При более пристальном рассмотрении выяснилось, что у них имеется некая аккредитация от немецкого DAKKS, который является национальным органом в Федеральной Республике Германия, но никакого отношения или воздействия на общеевропейскую поляну не имеет. Причём, откровенно говоря, с довольно шаткой правовой базой – даже федерального закона, регулирующего их деятельность, не наблюдается.
Допустим, локальная немецкая аккредитация может внушать доверие тем же французам, части испанцев, сваливших из ЕС англичан в расчет не берем, а итальянцам – вообще никак! Остается только сельскохозяйственная Польша и ее соседи, молящиеся на всё немецкое.
Ещё один нюанс: с момента начала активности этого самого ECB-S, он признал только несколько не немецких лабораторий. Из всех мастодонтов, французов он был вынужден признать, а вот итальянцев, у которых на наш взгляд, самая “злобная” в Европе лаборатория, лет пятнадцать динамил. У испанцев из-за их обычного раздолбайства процесс получился ещё лет на пять длиннее.
Бумага о соответствии ничему
Забыли уточнить: германский DAKKS аккредитовал базирующийся где-то рядом с ним ECB-S на соответствие знаете чему? Угадали! – не общеевропейскому нормативу, и не, на худой конец, немецкому стандарту, а внутренней инструкции самого ECB-S (!!). Здесь можно было бы опускать занавес, но есть ещё что рассказать.
Вообще говоря, есть некоторое всеобщее поверие выпускать всем бумагам бумагу, выписанную на соответствие непонятно чему, главное, солидно выглядящую. А то, что по ней, продукция соответствует всего лишь какому-то подпункту раздела документа, типа нормативов упаковки, кто проверит?
Старый принцип, что "без бумажки ты букашка", был взят на вооружение брюссельской бюрократией и переведён на новый уровень.
Как это сейчас работает
Изучая нормативную базу всех упомянутых выше организаций, нигде не удастся найти порядок или процедуру действий в случае выявления несоответствующей сертификату продукции, то есть никто из этих крючкотворов и экспертов даже не предполагает, что что-то может пойти не так. Все законы писаны исключительно для честных граждан!
Как только в ECB-S начали эшелонами вступать восточноевропейцы, там такое началось! В 2010 году вышел официальный пресс-релиз, рассказывающий о том, что, в результате проведённых в инициативном порядке контрольных испытаний, один сейф, сертифицированный на класс III (третий класс) получил результат, соответствующий классу I (первому классу), а другой экземпляр с сертификатом на внушительный класс V (пятый класс) не вышел из класса II (второго класса).
Напомним для непосвященных: чем выше класс, тем дольше сейф противостоит взлому. Т.е. первый класс – почти в самом начале пути взломостойкости, а пятый класс – финал, дальше уже хранилища.
Каковы же были последствия? Да ровным счётом никакие. ECB-S вообще удивительная организация – заявляя всем о своей открытости, на деле получить ответ на вопрос про столь щекотливую ситуацию невозможно. Обращения через официальные контакты остаются без ответа. Физически организация существует при закрытых дверях, которые открываются исключительно во время проведения “генассамблей”, куда допускают лишь пайщиков, уплативших членские взносы.
Единственным моментом, когда руководство ECB-S являет свой светлый лик простому народу, являются профильные специализированные выставки. Автору удавалось пару раз подловить этих функционеров на их стенде и задать щекотливый вопрос в глаза. Знаете, что происходило после? Это всё описано у Ильфа и Петрова в сценах с участим голубого воришки Альхена: глазки долу, невнятно мычание что “ответ на этот вопрос не в моей компетенции” и бочком, бочком в сторонку.
Из недр сообщества просочилась информация о специфике работы одобренной ECB-S сертификационной лаборатории в Варшаве. Будучи формально обязанными предоставлять видеозаписи процесса проведения испытания в лаборатории, поляки все “левые” тесты проводят на улице и сдают пустую флешку с пояснительной запиской, что из-за сильных электромагнитных помех во время испытания запись не состоялась.
Просто бизнес
Учитывая тот факт, что источником финансирования этой организации и многих других подобных “европейских органов”, являются членские взносы пайщиков, да некий "мерч" и, как самое основное, продажа марок с логотипом ECB-S – тех самых внушительно выглядящих шильдиков, что размещаются на внутренней стороне двери сейфа. Сложно представить, что они будут сами себя резать без ножа, отказывая какому-то из своих пайщиков в отгрузке очередной порции марок-сертификатов.
И это все прокатывало до поры до времени. Всколыхнулись лишь, когда в старой Европе начали продавать сейфы с указанными на “их” сертификатах высокими классами взломостойкости, которые в реалии вообще ни в какие ворота не лезли: у очередного "сейфа" с шильдиком и действующим сертификатом "класса V" даже нужный для первого класса результат не получался.
Провели контрольное испытание в другой, вроде как независимой лаборатории, и результат всех настолько ошарашил, что даже начали вести разговоры о необходимости контрольного тестирования. Да не просто разговоры разговаривать, а выпустили целый публичный пресс-релиз. Что примечательно, никто про откровенно “левые” сертификаты и возможность их отзывов не говорил – видимо у многих рыльце в пушку и подставляться никому не хотелось.
Так, вполне здравая идея единого стандарта постепенно деградировала в простой бизнес по торговле марками – ничего личного ;)
Заметьте, это не про российский Росстандарт и аккредитованные "лаборатории", а про общеевропейскую организацию по имени ECB-S, претендующую на всеобщее уважение и объективность. Ха!
Хоть что-нибудь у них работает?
Вершиной общеевропейской профанации является экспериментально вскрывшаяся лажа со “всеобщим" признанием сертификатов:
Один довольно известный в профессиональных кругах итальянский производитель, выпуская долгие годы замки для внутреннего рынка и имевший все мыслимые национальные сертификаты, решил продвинуть свою продукцию дальше и вширь и в глубь, в соответствии с рецептами MBA.
Зайдя, как и предусмотрено процедурой, в ECB-S, итальянцы, что называется, попросту попали на деньги: то есть с них взяли предоплату, прогнали через все процедуры сертификации и даже выдали весь набор бумажек и наклеек – на замки, в отличие от сейфов, клеят просто наклеечку площадью в один квадратный сантиметр).
Достаточно сложно передать итальянский фольклор, комментируя, как их замки встретили немцы и французы, т.к. больше в Европе сейфовые замки им предложить было некому. В общем, им было сказано немцами, что ни один порядочный немецкий производитель (хотя по факту мы сомневаемся, что такие ещё остались) не будет покупать для себя компоненты без национальной сертификации VdS. Французы ответили, что их может устроить только местный A2P.
Короче, отовсюду один ответ: свои замки с еще пахнущими свежей краской наклейками ECB-S они могут оставить себе!
Одной из причин, по которой профессиональные “потребители” так относятся к этой организации, является то, что они на 100% знают, кто за всем этим стоит: организовал и до сих пор всем рулит забавный персонаж, который успешно затёр все свои предыдущие трудовые ступени. Но те, кто в этом бизнесе со времён до появления интернета, помнят, что именно он был владельцем одной “сейфовой” и одной “замковой” фирмочек, стремительно перетащивших всё производство в Китай, параллельно приоткрывая завесу про “сделано в Германии”, от чего, в целях самосохранения, надо держаться как можно дальше. То есть господин опытный и в курсе, что надо делать. А то, что именно он, как реальный руководитель органа по сертификации, аффилирован с когда-то немецким, а давно уже китайским производителем, "никто не знает".
Настоящие сейфы
Кому всё ещё хочется верить в европейскую сертификацию, верьте. Тем более что отечественные деятели полностью скопировали как модель бизнеса, так и дизайн шильдика, и в ближайшем магазине многочисленные железные тумбочки представлены непременно “сейфы европейской сертификации”. А дальше, как повезёт: не случится кражи или пожара, эта мебель будет стоять нетронутой, а вот если вдруг ЧТО произойдёт?
Нормальный ответственный исполнитель (производитель) – это редкость не только в нашей теме, а уж какой соблазн схалтурить где, никто ничего и заметит! А мы знаем куда смотреть на производстве, в офисе КБ, на складе готовой продукции, как читать протоколы испытаний и многое другое, накопившееся за десятилетия работы с лучшими из лучших.
Поэтому в сейфовой теме, как и с замками и дверями, не тешьте себя иллюзиями, пока в ТРЕЗОРе еще есть настоящие сейфы, которые на самом деле превышают самые строгие нормативы. Как минимум проконсультируем, а выбор делайте самостоятельно!
Читайте наши другие статьи на эту тему:
ВСЯ правда об отечественных сейфах
Внешний вид обманчив
Safe или не сейф
_______
Если Вам понравился этот материал, поставьте лайк - нам не всё равно!
Подписывайтесь на наш Дзен-канал, группу Вконтакте и канал Telegram, где Вы сможете найти оригинальную информацию из мира сейфов!