Найти тему
Жизнь советского человека

Он хотел быть хлеборобом. А стал героем, спасая своих товарищей в Афганистане ценой своей жизни

Родом из многодетной крестьянской семьи, Петя хоть и был почти самым младшим, но работы не боялся никогда. В его руках спорилось всё. Он мог и сена накосить, и корову подоить, и картошку выкопать. Но не забывал и учиться. Особенно хорошо давалась парню математика. В делах с товарищами никогда не врал и не изворачивался, с радостью приходил на помощь. Поэтому уважали его и взрослые и дети. Отличался и чувством юмора, которое делало невозможным хоть в чём-то на него обижаться.

Учителя надеялись, что Петя Глазов пойдёт учиться в институт. Но он неожиданно ушёл после 8 класса в СПТУ. Очень хотел получить профессию механизатора, чтобы в будущем стать хлеборобом – остаться в колхозе и возить с полей хлеб на ток и элеватор. Он успел ещё поработать перед уходом в армию, помогая отцу-комбайнёру.

База в Баглане
База в Баглане

В Афганистане Глазов попал в войска, которые что называется «не имели ни минуты покоя» - трубопроводные, или просто стал «трубачом», как их называли в других подразделениях. Базировались в Доши, провинции Баглан.

80% горючего в Афганистан шло по трубопроводам, «нитки» которых тянулись на расстояние больше тысячи километров. Каждая застава или пост охраняла до 20 км пути трубы. В некоторых местах обочины были завалены горами сгоревшего металла, бывшего когда-то грузовиками, «наливниками» и другой техникой. «Духи» никогда не оставляли такой груз без «внимания».

Нитки трубопроводов в лучшем случае развинчивались местным населением, охочим до дармового топлива. Но чаще подрывались и расстреливались. Обычным делом было по 7-8 диверсий в сутки. В случае подрыва «трубачам» немедленно требовалось «лететь» к месту ЧП. В случае промедления сгорало за 10 минут примерно 12 т ГСМ, что было дорого. Первым делом закручивали задвижку, потом начинался ремонт.

Работает 276-я трубопроводная бригада
Работает 276-я трубопроводная бригада

Спали редко больше четырёх часов. Но и к этому было легче привыкнуть, чем к жаре. Кроме ремонта каждый день проводились обходы и объезды, проверка работы насосов, перекачка горючего, осмотр состояния техники передвижения. Для трубопроводов некоторые «детали» весили больше сотни килограммов. А их приходилось ворочать каждый день!

Пётр Глазов осваивал и вторую, крайне необходимую для трубопроводных бригад профессию – сапёра. Почти всегда перед ремонтом приходилось разминировать буквально нашпигованную фугасами и минами почву. И при такой службе Петя не забывал писать домой письма – очень добрые и заботливые о своих родных. А ещё всегда упоминал о том, что в Афганистане служиться спокойно, во всяком случае в его войсках.

8 сентября 1986 года в срочном порядке выехали на очередное ЧП. Приближаясь к подрыву, кто-то заметил неожиданную «адскую машинку» - небольшую пластмассовую коробку, к которой тянулись проводки многочисленных фугасов у трубопровода. Такую конструкцию все видели впервые, остановились.

Удостоверение на орден
Удостоверение на орден

Командиру следовало отдать приказ – кто пойдёт на разминирование первым. Опередив его решение, вперёд шагнул Пётр Глазов. Командир посоветовал ему не спешить. Пётр, едва касаясь пальцами, убрал с коробочки маскировку. Теперь оставалось подойти командиру и рассекретить «внутренности» устройства. Сослуживцы и командиры пошли навстречу Глазову. Он улыбался, ведь дело было сделано.

Неожиданно внутри что-то затикало. Видимо, механизм включился от сотрясения почвы множеством ног. Пётр крикнул: «Часы!». Все были уже практически рядом и попадали на землю. Сапёр огляделся, ища куда попытаться забросить коробку. Но с двух сторон были дувалы, а рядом товарищи. И он сделал последний в своей жизни выбор.

Бойцы увидели, как Глазов целенаправленно накрыл своим телом мину, падая на афганскую землю. Солдат зацепило только несколько небольших осколков…

И снова работают "трубачи" / Глазов Пётр Алексеевич
И снова работают "трубачи" / Глазов Пётр Алексеевич

Рядовой сапёрного взвода 276-й трубопроводной бригады Глазов Пётр Алексеевич за мужество и спасение бойцов был награждён орденом Красной Звезды. Его похоронили в родном селе Чунаки Пензенской области. В последний путь Петра провожали все жители.

Дорогие друзья, спасибо за ваши лайки и комментарии, они очень важны! Читайте другие интересные статьи на нашем канале.