Найти тему
Незримая помощь

ЗАГАДОЧНАЯ ЛИЧНОСТЬ СВЯТОГО АПОСТОЛА ВАРФОЛОМЕЯ И ЕГО ТАИНСТВЕННОЕ «ЕВАНГЕЛИЕ»

святой апостол Варфоломей. Вариант иконографии
святой апостол Варфоломей. Вариант иконографии

ТАИНСТВЕННАЯ ЛИЧНОСТЬ АПОСТОЛА ВАРФОЛОМЕЯ

Личность этого ученика Искупителя весьма таинственна. Наверное, нет более в Священном Писании такого исключительного персонажа, которого святые учителя и исследователи Библии отождествляли бы одновременно с тремя разными людьми.

Во-первых, апостола Варфоломея принято отождествлять с неким библейским мужем по имени Нафанаил – еще одним учеником Иисуса Христа.

Связано это с тем, что в трех Евангелиях (от Марка, Луки и Матфея) в числе 12-ти ближайших учеников Мессии называется и апостол Варфоломей, однако в четвертом Евангелии (от Иоанна) среди апостолов нет человека с таким именем. Вместо него в числе учеников Спасителя упомянут некий муж, прозванный Нафанаилом.

На основании этих четырех свидетельств, а также учитывая, что в ту пору в Израильском государстве двойное имя у жителей не было чем-то особенно запредельным, и даже, напротив, довольно распространенным обычаем было называть человека сразу двумя именами, толкователи Священного Писания полагают, что речь в данном случае вполне может идти об одном и том же человеке, по-разному именуемом разными авторами. К тому же, и сами эти имена имеют значения, ничуть не исключающие друг друга, поскольку Нафанаил в переводе с иврита означает «дар Божий», а древнеарамейское имя Варфоломей переводится как «сын Толомея». То есть, говоря языком современным, одно из них является непосредственно именем, а втрое – «сын Толомея» - отчеством.

Но это не все загадки, связанные с таинственной личностью апостола Варфоломея. Интересно также и то, что вплоть до XIX-го столетия этого человека отождествляли с еще одним легендарным библейским героем – Симоном Зилотом – тем самым женихом, на свадьбе которого в Кане Галилейской Спаситель совершил Свое первое чудо, превратив в вино воду, когда истощились винные запасы в сосудах, приготовленных для свадебного торжества. Подобное сравнение было распространено в Древней Византии, а оттуда перешло, в свою очередь, и в Русские земли.

Но, конечно же, единогласного одобрения такого объединения двух библейских личностей в лице одного и того же ученика Искупителя среди русских священников никогда не было. Это доказывает многотомный труд святителя Димитрия Ростовского «Жития святых», на полях которого комментатор, сопоставляя апостола Варфоломея с Симоном Зилотом, упоминает, что это всего лишь версия византийских толкователей. И тот же автор выражает мнение, что загадочный Нафанаил совсем необязательно является апостолом Варфоломеем: это может быть, к примеру, один из 70-ти апостолов, призванных Мессией позднее.

И все же, каковы бы ни были версии толкователей и библеистов, официальная позиция Русской Церкви на сегодняшний день в отношении личности этого ученика Иисуса такова: апостола Варфоломея и апостола Нафанаила принято считать одним и тем же лицом, в то время как Симона Зилота принято считать совершенно иным человеком, также являвшимся учеником Христа.

-2

ТАИНСТВЕННОЕ АПОКРИФИЧЕСКОЕ «ЕВАНГЕЛИЕ АПОСТОЛА ВАРФОЛОМЕЯ»

С древнейших времен в христианском мире известны также и некоторые апокрифические рукописи, являющиеся по Преданию творениями святого апостола Варфоломея. Среди них - знаменитое апокрифическое «Евангелие апостола Варфоломея», сохранившееся в архивах мировых национальных библиотек на коптском, латинском, греческом и старославянском языках.

По стилю это произведение весьма схоже с «Откровением» Иоанна Богослова. Построено оно в форме беседы между апостолом, Иисусом Христом и Пресвятой Богородицей. В частности, Богородица поведала Варфоломею о том, как являлся Ей святой Архангел Гавриил, благовестивший о скором приходе в мир через Нее Искупителя, а Господь наш Иисус Христос рассказал ученику о Честных Своих Страданиях и о Таинстве Евхаристии, а также и о том, как после Распятия, снизошел Он в глубины преисподней, чтобы вывести оттуда всех заключенных там узников, кроме Каина - первого на земле убийцы, нечестивого царя Ирода и предателя Иуды Искариота.

В этом раннехристианском памятнике приводится даже небольшой диалог апостола Варфоломея с сатаною, объяснившим, как сделался он врагом рода людского. Сатана рассказал святому и об иерархии ангелов, об истории его изгнания с небес, о падших демонах и, что самое удивительное, он поведал о своем таинственном, нигде более не упоминаемом сыне, зовут которого Салпсаном.

Затем Варфоломей был вознесен на самый высокий уровень небес, где ему показали, как в Чертогах Небесных происходит Литургия в честь Воскресения Сына Божия.

В окончании апостол вопрошает Сына Божиего о том, какой из грехов людских является тягчайшим. Иисус, в ответ, называет таким грехом злословие против верующего, поскольку тем самым люди хулят Духа Божия.

Таково краткое содержание этого апокрифа.

Дуччо ди Буонисенья (1260-1319 гг.) «Святой апостол Варфоломей»
Дуччо ди Буонисенья (1260-1319 гг.) «Святой апостол Варфоломей»