В России первые маяки появились еще при Петре I, который стал основателем отечественного морского флота. Сейчас же в нашей стране сотни действующих и заброшенных, популярных и безызвестных маяков, которые привлекает путешественников, любителей красивых фото, да и просто любопытствующих.
Все их пересчитать невозможно. Вне зависимости от своей работоспособности на сегодняшний день они привлекают сотни путешественников, жаждущих осмотреть их со всех сторон, узнать их историю и, конечно же, сделать необычные кадры. Некоторые из них недоступны для посетителей, т.к. являются объектами стратегического значения, но даже прогулки неподалёку от них могут подарить немало приятных впечатлений.
Толбухин маяк, Ленинградская область
Это один из самых старых маяков в России. Построили его на искусственном острове близ Котлина еще по указу Петра I. Строение, которое возвели в 1719 г., было деревянным, а свет обеспечивался большим свечным фонарем. Свой сегодняшний вид и имя маяк получил лишь в 1810 г. Кстати, назван он в честь Федота Толбухина — первого коменданта Кронштадта.
Примечательно, что несмотря на свой почтенный возраст, маяк остается действующим. Однако сам остров является собственностью Министерства обороны РФ, поэтому попасть внутрь строения нельзя. Но можно полюбоваться с воды вовремя экскурсии. Вид не менее великолепный.
Дербентский маяк, республика Дагестан
Самый южный маяк расположился на берегу Каспийского моря. Любопытно, но первоначально маяк стоял не на своем привычном месте. Дело в том, что при строительстве в 1853г. он был возведен далеко от береговой линии. Поэтому в 1867г. его перенесли всего лишь полукилометре от воды на северную стену Дербентской крепости.
В 2007 г. маяку подарили новое осветительное оборудования. Подняться на маяк, увы, нельзя. Но знакомство с ним можно совместить с прогулкой по живописному городскому парку им. Сулеймана Стальского, который находится поблизости.
Маяк Анива, Южно-Сахалинск
Без этого маяка представить перечень самых удивительных строений подобного типа было бы крайне сложно. Девятиэтажное сооружение стоит на неприступной скале Сивучья в конце узкого одноименного мыса.
До начала 1990-х гг. маяк освещал путь судам, работая от дизельного генератора, а до 2006 г. – в автономном режиме, без обслуживающего персонала. И хотя маяк много лет находится в заброшенном состоянии, сооружение можно назвать одним из символов Дальнего Востока, полюбоваться которым ежегодно приезжают сотни туристов.
Балтийский маяк, Калининградская область
Самый западный маяк нашей страны расположился в городе Балтийске в Калининградской области. Не сложно догадаться, почему он получил свое название. После завершения строительства в 1816 г. маяк излучал свет от лампы, которую заправляли растительным маслом, а потом керосином. А вот электрифицировали его лишь в 1913 г.
Когда-то на смотровую площадку маяка высотой 33,2м пускали туристов, которые любовались панорамой окрестностей. Однако с 2012 г. сооружение считается стратегическим объектом и, увы, полюбоваться им теперь можно исключительно снаружи.
Маяк Токаревского, Приморский край
Маяк по праву можно назвать символом Владивостока. Он стоит на насыпной дамбе и указывает судам путь в проливе Босфор Восточный. Свое имя навигационное сооружение получило в честь Михаила Токаревского - известного русского гидрографа.
Как и многие действующие на сегодняшний день подобные сооружения, маяк находится в ведении Минобороны РФ, и подняться на него простым гостям нельзя, но вот подойти вплотную и полюбоваться его красотой – всегда пожалуйста.