Детская - это всегда самая сложная комната, т.к. ребенок находится в процессе непрерывного роста, и функционал для трехлетки и подростка будет разный. И в целом, дизайн в детской делать примерно то же самое, что и в лаборатории с активной эксплуатационной нагрузкой. По сути, она ей и является. Ребенок растет, развивается, начинает рисовать, лепить, писать. В общем, функция определяет форму, а не наоборот.
А, если ребенок один? А, если 2? А, если вы готовитесь к появлению ребенка и хотите на перспективу оборудовать детскую?
Давайте разбирать все эти "А если". Дизайнер многие стадии прошел, ему есть, что посоветовать. Начнем в порядке естественного хода событий.
"Мы впервые станем родителями". 0-18 мес.
Ох, сколько интересных открытий вас ждет...И одно из них я прямо сейчас вам открою: все эти красивые детские с плетеными колыбельками останутся лишь для инстаграма. (Запрещен и порицаем в РФ).
В суровой реальности первое время кроватка будет придвинута ко взрослой кровати в спальне. Туда же вы притащите пеленальный стол-комод, чтобы ночью далеко за памперсами не ходить.
Через 3-6-8-12 месяцев (а может и больше, тут все сугубо индивидуально) можно начинать постепенно отодвигать кровать. Сначала от своей кровати, потом в детскую.
Важно понимать, что если вы делаете комнату, младенца, то стилистику оформления лучше делать с расчетом на будущее (момент достижения 4-6 лет и далее). В частности шкаф. Если сделать его с продуманным функционалом и нейтральным оформлением, например в цвет стен, но подобрать к нему какие-то милые ручки, которые вы потом смените.
Освещение тоже лучше всего закладывать с расчетом на будущее: бра около кровати, лампы на будущем рабочем столе и подсветки разных зон. Через несколько лет вы сможете обновить стены и добавить нужный функционал. На этапе ремонта проложить розетку стоит дёшево, но когда ремонт сделан, новую розетку прорубить сродни окну в Европу.
Какая мебель нужна для ребенка 0-12 лет?
Та, которая определяет его потребности в этом возрасте - спать, есть, переодеваться после еды. Игрушки еще не выселяют из дома))
Кроватка, пеленальный стол (можно совмещать с комодом) или пеленальный комод, кресло для кормления (опционально), шкаф/ы (лучше проектировать с расчетом на повзрослевшего ребенка и его потребности в одежде, хранении игрушек и других элементов. )
Проще всего вписать белую мебель. Это универсальный вариант, который есть у всех производителей, можно докупать или обновлять по мере взросления отдельные элементы. К такой мебели удобно добавлять цветовые акценты.
Какую перспективу важно держать в голове? Ребенок начнет ходить и изучать это мир. Стол, стул и места хранения нужно будет предусмотреть.
Тодлер. 1,5-3,5 г
Ребенок научился существовать не только в горизонтальном положении, он освоил вертикальное, смотрит по сторонам и усиленно пытается взаимодействовать с этим миром. Растет количество игрушек, количество материалов для творчества и книг.
Какая мебель нужна для ребенка 1,5 - 3,5 лет?
- Мебель для хранения игрушек и книг в доступе ребенка. Чтобы он мог подойти и взять книгу, на которую упал его взор. Значит Мебель должна быть открытой. Открытый стеллаж для книг, ящики для игрушек.
- Мебель для хранения игрушек (закрытая, чтобы частично убирать или упорядочивать уже имеющиеся игрушки.) Можно предусмотреть эту секцию в большом встроенном шкафу.
- Мебель для хранения одежды (шкаф)
- Кровати 10*60 см в среднем еще хватает.
- Нужен стол и стул. И вот тут я хочу остановиться поподробнее и предостеречь вас.
Часто вы видите красивые картинки детских с подобными стульчиками:
Спинки в виде заек, мишек, лисичек или оленей. Выглядит мило, только вот конструкторы всех этих чудес не учли устойчивость таких стульев, бодро вдохновившись стилистикой взрослых образцов. Сиденье у такого стульчика маленькое, и ножки к нему крепятся под углом. И весь фокус в том, что длинна ножки и угол крепления образуют крайне маленькую площадь опоры снизу. Сложно описать, ловите картинку.
Эти стулья крайне неустойчивые и дети с них падают! Когда прислоняются к ним или слезают с них. Подвинуть плохоходящему ребенку такой стул не реально, не упав на него. Это не только мой печальный опыт, но части друзей, купивших подобные элементы. Причем, они тяжелые и падают так, что край сиденья со всего размаху бьет по пальцам ног. А еще спустя некоторое время спинка начинает люфтить. Так что я советую не разводиться на все эти красивые картинки и покупать устойчивые стулья. При случае в магазине обратите внимание на устойчивость кисо-заек.
Устойчивый стул для ребенка выглядит примерно так:
Или так:
Какую перспективу важно держать в голове?
Перспективу замены кровати, стола и стула на более габаритные и появления хобби.
Дошкольник. 4-6 лет.
Сроки немного размытые, но суть в том, что ребенок вышел из возраста тодлера, но школьником еще не стал.
Медленно , но верно помимо игры появляются и элементы организации досуга ребенка - кружки. Хотя игра все еще занимает большое количество времени, но вектор постепенно смещается в сторону будущей школьной жизни. Необходимо учитывать, что для кружков может понадобиться хранение, пусть и небольшое (портфель, какой-нибудь спорт инвентарь, расходники для рисования) И доступ к нему должен быть и у ребенка, чтобы у него постепенно образовывались привычки собирать самому собирать мешок с бутсами на тренировку, и у взрослого (чтобы помогать эту привычку формировать)
Из возраста разбрасывателя вещей, ребенок постепенно переходит в человека, которому нужно дать возможность выбора одежды. Да, пусть это будут 5-15 футболок-шорт-юбок- носок-колготок, но лежащие не только в вашем доступе, но и в его. Он будет учиться делать свой выбор, учиться комбинировать одежду и учиться самостоятельности. Можно давать стопочку футболок - ребенок будет знать, где у этой одежды место. Это и небольшая помощь по дому, и формирование навыков порядка. Так что к шкафу пристальное внимание. Особенно к грамотным местам хранения
Вот на таких полках всегда будет свалка.
Там, где есть корзины и выдвижные шкафы, беспорядка будет всегда меньше.
Какая мебель нужна для дошкольника?
- Стол и стул сообразно его возрасту. (Если у рас растущий комплект, то подравнивание по параметрам ребенка)
- Открытое хранение под книги - открытые полки в шкафу, если встройка или стеллажи.
- Кровать. Может хватать 160 см, а может 180 покажется ребенку более удобной.
- Развивающий комплекс. Тут тоже поподробнее остановлюсь.
Штука очень полезная и растущая вместе с ребенком. Сначала дети с удовольствием осваивают кольца, перекладины, качели, канаты и пр, а в подростковом возрасте и далее с удовольствием любят вытянуть затекшую спинку, повиснув на турнике. И не только дети.
Учитывайте тип крепления сообразно вашим потолкам. (есть комплексы в распор к потолку, есть крепеж только в стену, что подходит под натяжной потолок. МОНТАЖ ТОЛЬКО В КАПИТАЛЬНЫЕ СТЕНЫ, весь этот пазогребень и газобетон 60-100 мм рухнут!!! (Читайте инструкции у конкретного производителя)
Раньше они были пестрых расцветок, что добавляло визуального шума в детскую, но сейчас появились спокойные оттенки, которые хорошо впишутся в современную детскую комнату. На перспективу вандалостойкости мне больше нравятся металлические вот такого конструктива.
Но есть и деревянные.
Какую перспективу важно держать в голове?
Ребенок скоро столкнется со школой. Держим в голове большой стол, много хранения и творчество.
Школьник (началка). 7-12 лет
Ребенок пошел в школу. Существующий уклад жизни начинает корректироваться под школьную жизнь. Помимо хобби и игры появляются домашние задания. Каждый день от него требуют выполнения домашних заданий - регулярно повторяющееся однообразное действие быстро надоедает. И здесь надо очень внимательно подходить к вопросу организации рабочего места, в особенности со скрытым хранением. Важный момент. Поясню. МЫ, как родители любим закрытое хранение - ящики и дверцы скрывают визуальный шум, давая иллюзию порядка.
Но в процессе обучения эти закрытые дверцы в прямом смысле закрывают процесс обучения. Не не по феншуям всяким. Все гораздо проще. Взять учебник со стола/с открытой полки сбоку стола/перед столом и взять учебник из закрытого ящика для ребенка не одно и то же. Закрытый ящик надо открыть, а потом достать оттуда учебник. Когда доставать его не хочется в принципе ниоткуда, лежащий в доступе воспринимается легче на уровне подсознания, не вызывая такого уровня протеста. По этому важен баланс закрытого и открытого хранения.
Не дизайнерский, но вполне человеческий совет - использовать стены в качестве обучения. И вот именно поэтому я советую избегать на стенах пестрых рисунков, чтобы таблица умножения, которую вы на А3 распечатаете и повесите, не терялась на фоне адских обоев с повтором рисунка.
А еще важно разделять игру и обучение. То, что ребенок пошел в школу, не означает, что кружки и уроки, полностью должны вытеснить игры. Учеба это все нужно, но здоровая психика важнее дурацких оценок, которые не отражают реальность (это я вам как человек, которому в 1 классе поставили 2 в году по математике говорю. В универе был бы красный диплом, если бы декан не завалила за то, что я на защите заступилась за беременную одногруппницу. О поступке не жалею, когда-нибудь напишу про это). Нужно место для игры, в котором ребенок мог бы переключиться и отвлечься от обучения. Идеально, если это небольшой диванчик или кресло. Да и родителю сесть, почитать перед сном удобно.
У ребенка могут появляться первые грамоты, медали и кубки. И лучше, чтобы они были на отдельной полке в визуальном доступе. Видеть результаты своих трудов полезно и ребенку, и родителю. Иногда мы все сомневаемся в себе, а детям в себе сомневаться не надо. Пусть доказательства того, что он/а сильный-смелый-ловкий-умелый, будут на глазах, чтобы с ноги дверь в эту жизнь выбивать.
Зеркало в полный рост, которое может быть как частью шкафа, так и самостоятельным элементом. Ребенку важно видеть себя, видеть, как меняется его тело, как сидит на нем разная одежда или украшения. Что идет, а что нет.
Вкус, и понимание какую одежду куда носить, необходимо формировать с детства. Да, и для мальчиков это тоже ОЧЕНЬ важно. Дорогу в большое будущее нужно прокладывать с детства, и имидж неотъемлемая часть этой дороги.
Я вам сейчас историю расскажу короткую, в качестве небольшого оффтопа.
Она очень сильно меня заставила задуматься о том, как родители преподносят детей педагогам. Забирая сына с подготовительных занятий для будущих первоклассников при школе, у нас состоялся следующий диалог:
-Мам, меня сегодня не только за чтение похвалили, но и за одежду. Сказали, что я всегда в брюках и рубашке, как настоящий школьник.
Простая рубашка голубого и бежевого цветов, темно-синие брюки и кожаные кеды в тон. Все это простой casual в котором мой ребенок регулярно ходил в школу. Примерно, как на картинке снизу.
А потом я стала приглядываться, как позиционируют моего ребенка учителя. Особенно на фоне убедительных просьб в чат не приводить детей в одних колготках. (Да-да, мальчиков приводили в одних колготках)
Ребенок с простой, но подобранной и подходящей ему одеждой и с хорошей стрижкой, явно вызывал симпатию и воспринимался более осознанным и сообразительным. Учителя выделяли его, видя в нем более ответственного, более взрослого и сознательного ребенка. Ребенок, видя этот невербальный сигнал от учителей, шел вперед уверенно и без страха. Видя, как его воспринимают окружающие, он сам в себя начинает верить. Это важное качество, которое поможет открывать многие двери в будущее.
Самовыражение. Это то, что важно учитывать, ибо так формируется доверие. Которое в подростковом возрасте, ой, как пригодится. Маленькая витрина для украшений, которые она плетет. Или полка для моделей, которые он клеит или собирает. Таким образом вы невербально сообщаете ребенку: мне важно то, что тебе важно. Да хоть меловая стена, на которой чадо будет каждый день что-то новое придумывать. Главное, мелков хороших пару вагонов купите.
Важный момент про стул, если стул не регулируется по высоте, то берите подножку, чтобы ноги ребенка не болтались в воздухе. И проверяйте место, в котором вы собираетесь расположить стол, чтобы стена не была холодной. Если будет холодно, то ноги будут мерзнуть и сидеть в этом углу ребенку вредно. Парты на мой взгляд бестолковая вещь, Нормального хранения у них нет, разместится с комфортом, чтобы на ней порисовать не получится, газлифт вообще используется чуть более, чем никогда.
Думаю, Мебель нет смысла перечислять. Я подробно выше изложила.
Какую перспективу важно держать в голове?
У вас подросток не за горами. Личное пространство прежде всего.
Подросток. 13-15 лет.
Ребенок в этом возрасте проходит сложный переход из ребенка во взрослого. Он меняется, у него появляются новые потребности. А именно, высокая потребность в личном пространстве, к которой взрослым важно относиться с пониманием. Он похож на большого тодлера, только тодлер познает себя через мир, а эти мир через себя. Орать и беситься смысла нет. Все проходит и это пройдет.
Как организовать это самое личное пространство?
В идеале, это личная комната, у которой есть дверь.
А, если ее - комнату приходится делить с кем-то?
Тогда стараемся зонировать так, чтобы у ребенка был свой угол. Кровать-чердак или корпусная мебель на заказ. Кровать-трансформер тоже может стать выходом из положения. Изучите возможность возведения перегородок, пусть легких, пусть частичных.
Вот такое расположение не про личное пространство. И это для подростка очень не очень.
Важно предусмотреть хорошее освещение в рабочей зоне, т.к. чердачные системы съедают свет и имеют темные углы.
Кровать. 200 см в длину. Нормальная полноразмерная кровать нужна.
Если чердак не возможен, то можно купить складную ширму. Пусть ребенок сам декорирует ее, добавив рисунки, крючки с веревками, чтобы подложить под нее бумажки. И крошечный, но свой угол все же будет.
Какую перспективу важно держать в голове?
Поступление...
Выпускник. 16-18 лет.
На что стоит сделать упор в комнате почти взрослого человека?
Маячит поступление. Человек много времени проводит за рабочим местом, к нему могут приходить друзья,
Важно предусмотреть удобную кровать. Кстати, говоря, ее можно сделать чуть больше. 120-140 см в ширину. Обязательно с удобным матрасом. Мне нравится Smart Joy. Уже упоминала его в статье об организации спального места. Сплю на нем сама и очень довольна. Спина с утра вообще не болит.
Большое рабочее место, с удобным креслом и поставкой под ноги. Заниматься приходится много, ноги затекают. Освещению этой зоны стоит уделить внимание. Покупая лампу на рабочий стол, проверьте, не мерцает ли она. Проверить очень просто: открываете камеру в режиме видео на смартфоне и наводите на включенную в магазине лампу. Если видите через экран биение и мигание света, лампа вредная. Мне нравятся лампы Eglo. Лампы не моргают и дают равномерный свет.
Я купила мобильную с возможностью зарядки La Seca, она заряжается от Micro USB, что неудобно, но возможность менять цветовую температуру, интенсивность света и мобильность лампы компенсируют неудобство. Специально ездила проверять ее аналоги в Леруа - бьют. Мне она нравится в качестве второй лампы на рабочем столе. Иногда нужно подсветить дополнительно что-то на столе или использовать ее как фонарь в другом месте.
Гардероб, в котором организованно хранение красной нитью проходит через все мое повествование. Здесь он тоже нужен. Ящики и корзины предпочтительнее полок. И штанга для одежды. Кстати, посмотрите, так ли много у ребёнка длинных вещей, которые требуют высокую штангу. Может, лучше сделать 2 на высоте 1,1м от пола и 2,1. Если есть возможность организовать гардеробную, то это максимально удобный вариант хранения. Там можно предусмотреть и 2 штанги, и хорошее соотношение полок и ящиков.
В комнате почти выпускника не будет лишним и кресло/пуф или диван, помимо основного спального места. Сидеть на застеленной кровати неудобно. Убирать все с дивана тоже не про удобство. Дополнительное сиденье лишним не будет.
Можно задействовать подоконник, если конструктивная особенность помещения позволяет. Оборудовать его для посиделок, если кресло не влезает.
Если дети разнополые и разновозрастные, то 2 детских - это идеальный вариант. Потому, что они не только будут мешать друг другу, но и будут постоянно друг к другу лезть, эмоционально раскачивая друг друга. (Особенно этим грешат близнецы и погодки, а еще дети с разной степенью эмоциональности )Ребенку нужно иногда побыть одному, чтобы успокоиться. Так что ключевая задача - создание этого самого спокойствия.
На помощь приходит зонирование.
Мебелью.
При этом не соблазняйтесь идеей объединения столов.
Бардк с одной части стола будет непременно перетекать в порядок на другой. По иронии судьбы, ведь ребенок-аккуратист и ребенок-бардак живут в оной семье и чаще всего в одной комнате. У кого-то точно будет постоянный стресс.
Обособляйте пространство каждого. Пусть столы, шкаф будут компактными, но в единоличном пользовании у каждого. Постарайтесь разнести кровати в разные углы комнаты. Иногда для этого понадобится перенести дверной проем, но оно того стоит.
Я не дала вам идеальный рецепт с стиле делайте так и так и будет вам счастье. Я дала вам моменты, с которыми столкнулась сама, будучи мамой, и моменты, которые возникают у меня при корректировании детских. Мне, как дизайнеру, важно сформировать детскую, не для прихвастнуть "каков в нас ремонт, дизайнера наняли" , а для того, чтобы ребенок мог комфортно формироваться в ней, как личность. Да это будет не инстаграмбл (запрещен и порицаем в РФ) это будет для личности.