Виктор Терехов
У меня в семье не было ни дачи, ни родственников за городом, поэтому вплоть до 9-го класса включительно я отдыхал в пионерских лагерях, часто две смены. В какой-то год сделали две смены по 40 дней, это уже был перебор, тяжеловато без дома, но потом вернулись к обычным.
Родители работали на Соколе в п/я 1323, позже «Стрела», ныне - НПО «Алмаз-Антей». Фирма, возглавляемая А. А. Расплетиным, была крупная, работала на оборонку. Соответственно, и денег на пионерлагерь «Берёзки» не жалели. Очень хорошее питание, спортивные площадки, кружки, игротека, тир, велосипеды (для отрядов были графики велопрогулок) и даже свой небольшой зоопарк. Вот только телевизор можно было смотреть только в специальной телевизионной комнате.
Встреча и провожание детей было на стадионе «Динамо-3», в районе больницы МПС. Потом длиннющая кавалькада автобусов и сопровождающих машин выезжала в лагерь. Ехали через всю Москву, движение останавливалось.
Располагался лагерь в Раменском районе Подмосковья, отрядов было много - 20 - 25. Жили в двухэтажных корпусах, но туалеты и умывальники были на улице. Режим дня для младших отрядов - свой, отдельный, у них и линейка была тоже своя, «октябрятская». Старшие же отряды жили в так называемом «палаточном городке». Собственно, это были дощатые помосты с бортами - вроде хоккейной площадки, на которые натягивались большие палатки: сверху брезент, потом байковый утеплитель, потом белое полотно. В жаркую погоду можно было с помощью верёвочных тросов поднять края палатки для проветривания.
В палатке стояли обычные кровати и тумбочки, посредине - стеллажи для верхней одежды, около входа - закуток для вожатого или педагога. Чемоданы хранились в общей камере хранения, куда можно было в определённое время прийти и поменять свои вещи. На каждый отряд было две таких палатки: для мальчиков и девочек. Честно говоря, мне эта затея с палатками не нравилась, в корпусах было жить значительно комфортнее. К тому же, в дождливую погоду в палатках было довольно неуютно.
Большинство ребят из года в год отдыхали в одном лагере. За много лет уже сложились свои компании и группы, да и вожатые часто ездили одни и те же. Многие ребята жили в районах Сокол и Красный Балтиец, которые враждовали между собой, и в лагере они тоже старались распределиться в разные отряды.
Как кому, но мне очень нравилась жизнь в пионерлагере. Много друзей, игры, купание, лес, кружки, футбол, баскетбол, волейбол, настольный теннис, лагерная спартакиада, где призёрам вручались медали и грамоты. К нам приезжали известные артисты, спортсмены, а композитор Аркадий Островский сочинил нам гимн лагеря, который потом пели каждую смену: «Не сменять на «Артек» милые «Берёзки». В конце смены всем дарили памятные значки «Берёзкам 15 лет», «16 лет» и т.д.
Вокруг лагеря - великолепные грибные леса, во время прогулок мы устраивали конкурс: кто больше соберёт белых. За час я собирал 20-25 штук и это был не самый лучший результат. Многие ребята потом сушили грибы в котельной, но большинство отдавало их на кухню, и нам на ужин дополнительно варили грибной суп.
Музыка сопровождала нас в лагере всегда, из «колокольчиков»-громкоговорителей звучали песни советских композиторов, которые матрицей навсегда впечатались в сознание. Я и сейчас легко вспомню слова популярных тогда песен: «Чёртово колесо», «Лада», «Долго будет Карелия сниться», «Моряк вразвалочку сошёл на берег», «Как провожают пароходы»... Иногда даже транслировали песни Высоцкого.
Вечером в клубе чередовались кино и танцы. Очень популярны были состязания КВН между отрядами: мы сами, с вожатыми, писали разные сцены и песни. Ещё каждый взрослый отряд устраивал свой «Огонёк». В клубе ставили столы с печеньем и кофе (как у взрослых на ТВ), ведущие объявляли номера, танцы. Приглашались и гости из других отрядов. Я старался попасть в один отряд с Серёжей Большаковым (на фото, рядом со мной, с полотенцем) , которого знал с детства, наши мамы вместе работали и дружили. Он жил на улице Готвальда (ныне Чаянова). Мы с ним однажды приготовили несколько скетчей в стиле популярных тогда Тарапуньки и Штепселя. Эти интермедии пользовалась большой популярностью, и нас постоянно приглашали гостями на отрядные «огоньки», мы даже вели некоторые из них.
В конце третьей смены, в августе, списывался спортинвентарь и у физруков можно было купить недорого мячи и ракетки.
С возрастом уже появились другие интересы: рок-музыка, «Битлз», «Роллинг Стоунз». Учились играть на гитаре, ставить правильно аккорды, переписывали слова песен. Начиная с восьмого класса мы уже ездили в другой лагерь - «Горизонт», для старшеклассников. Лагерь считался туристическим, там было всего четыре отряда. Половина ребят находилась в лагере, другая половина - в разных турпоходах на 3 и 7 дней. Выдавались палатки, спальные мешки, запас продуктов – и вперёд! В конце смены всем, прошедшим эти походы, вручали удостоверение и значок «Турист СССР». В «Горизонте» уже всем было не до «Огоньков» и кружков: девушки, песни под гитару, танцы-медляки, любовь-морковь…