СТИХИЯ ОГОНЬ. АИЛ.
Аилом на Алтае называют местное национальное жилище, сооруженное по типу юрты. Слово «юрта» происходит от слова «дьурт», что в переводе означает «место, где живет семья», то есть юрта - это даже не обозначение вида жилища, хотя сейчас во всём мире используется оно именно в таком значении. Наиболее распространённые виды юрт: конусообразная (чадыр) и многоугольная (традиционный аил). Конические юрты в основе своей имеют круг, остовом являются жерди, сложенные в виде конуса. Раньше такие юрты сверху покрывали войлоком, шкурами животных, корой, получался в некотором роде шалаш. Это одно из самых древнейших жилищ в мире.
Чадыр чаще являлось временным жилищем для кочевников, тогда как у коренного населения Алтая были распространены многоугольные срубные аилы – шести- или восьмиугольные с полусферической крышей из коры лиственницы (самого крепкого дерева, способного удерживать влагу). Считалось, что чем больше в аиле углов, тем зажиточнее его хозяин.
В крыше аила всегда есть открытое «окно» - дымоход, чтобы свободно выходил дым. Удивительно, что даже если снаружи идёт дождь или снег, осадки не попадают внутрь, так как тёплый воздух от постоянно горящего огня поднимается вверх и не даёт им проникнуть в глубину помещения. Благодаря такому удачному архитектурному решению в аиле всегда существует естественный воздухообмен.
Также считается, что через открытый дымоход в семью приходит Душа ребёнка. У алтайцев даже есть такое выражение: «У вас уже на золу душа ребёнка упала» - значит скоро в семье будет прибавление.
Пол в аиле всегда делали земляной, не исключено, что в целях пожарной безопасности, а входная дверь всегда смотрела на восток, чтобы сутра можно было первым делом впустить в дом свет солнечных лучей.
По сакральным же правилам строительства аила, в землю он должен уходить ровно на такую же глубину, что и вверх, образуя таким образом кристалл правильной формы. Через открытый дымоход беспрепятственно идёт энергия из космоса – энергия янь, через земляной пол – идёт энергия земли – женская энергия (инь). Таким образом, энергии аккумулируются в этом кристалле – в жилом пространстве аила происходит их концентрация и взаимодействие, образуется своего рода место силы для живущей в нём семьи.
Алтайцы говорят – сам Хозяин Алтая подарил человеку его аил, чтобы тот здесь накапливал энергию. Он взял своё сердце и подарил его человеку – и теперь в каждом аиле в обязательном порядке есть очаг («очок»), который расположен посреди жилища и представляет собой треножную чугунную подставку (таган), куда ставится казан. Это сооружение, как уже упоминалось выше, самое священное место в аиле: здесь всегда горит живой огонь, здесь происходит его кормление и произносятся заклинания и просьбы.
Когда кто-то заходит в аил, обязательно обращается с поклоном к живому огню, а каждый, кто выходит из аила – кланяется главному огню на небе: днём это - Солнце, а ночью – Луна. Иными словами, огонь сильно почитают ещё и потому, что считают его прообразом Солнца на земле. Кстати, наступать на порог аила строго запрещено, только перешагивать через него.
Когда утром хозяйка открывает дверь, в аил заходят первые лучи солнца. Это самые сильные лучи, они падают на левую половину аила – сильную - мужскую половину. Через дымоход же лунная сень падает на правую половину – женскую. На мужской части аила раньше хранилось всё то, что касалось мужской работы, связанной с охотой и скотоводством (сёдла, сбруя, оружие и т.д.). На женской половине соответственно было всё, что необходимо женщине-хранительнице очага для хозяйства – припасы, посуда и всевозможные предметы быта. Интересно, куда всё же поставили бы телевизор, когда он появился?😊
Есть в аиле ещё одна очень важная зона – супружеское ложе. Семья на Алтае как «ячейка» (в хорошем смысле этого слова) очень почитаема. Разводы здесь, конечно, тоже существуют, но не в таком большом количестве как в нашем «западном» обществе. Так вот, есть такая воображаемая линия – на уровне очага – по которой через дымоход спускается сам хозяин Алтая, чтобы встретиться здесь с Хозяйкой Огня. Именно поэтому нельзя переступать через очаг – это может нарушить их разговор.
Вот от этого места и до стены в аиле и идёт третья – детская, супружеская, спальная зона. Кровать стоит таким образом, что одна половина находится на мужской стороне, вторая половина – на женской. Эта зона закрытая, сюда не имеет права проходить никто, даже родственники. Полог закрывают в том случае, если муж и жена ночуют дома. Если же кто-то из пары по какой-то причине (например, отъезда) дома не ночует, его половину пологом не закрывают. Считается, что даже если человек спит далеко от дома, его Душа всегда возвращается к своему спальному ложу, чтобы отдохнуть.
Ребёнок в семье традиционно рождался в аиле. Поэтому кровать стоит ровно на стыке двух энергий, чтобы ребёнок был энергетически здоровым. Когда рождается ребёнок, первые сорок дней его никому не показывают, прячут за пологом. Случайный человек в этом случае не увидит ребёнка, а тот, кто знает, что в семье новорожденный – никогда не придёт в гости сразу после его рождения. Пока солнце медленно делает вокруг своей оси один оборот (примерно 40 дней), ребёнок ещё не в этом мире, поэтому его и прячут от посторонних глаз. Находясь именно в изголовье родительской кровати, ребёнок через темечко получает энергию своих родителей и только через 40 дней он будет принят в род своих родителей и будет под защитой.
Главный защитник в доме, разумеется, мужчина. В аиле всегда на стене висит пучок священного растения (можжевельника) и на третьи сутки новой Луны, когда женщина одаривает огонь, мужчина окуривает жилище можжевельником, все стены дома, а также членов семьи. Так происходит очищение и укрепление ауры семьи. Женщина до 55 лет (пока она находится ещё в детородном периоде), даже не может дотрагиваться до священного растения Алтая, это полностью прерогатива мужчины.
Современные алтайские семьи продолжают строить традиционные аилы рядом с основным своим домом. Правда используют их теперь больше, как летние дома, переезжая туда на период с мая по октябрь. Почему они это делают? Может быть они там чувствуют себя как-то по-особому, ближе к земле и к своему детству, когда ещё было живо старшее поколение, когда вдруг начинают всплывать в памяти дедушкины рассказы о том, как он охотился на волка, и явно ощущается вкус бабушкиных чок-чоков – повторить его не получается, как ни старайся. Почему в гости ходят с большей охотой именно в аил, и чай там вкуснее и мёд слаще и разговоры душевнее, а алтайские дети с нетерпением ждут весны, чтобы поскорее переехать в этот странный маленький домик с костром на полу и дырявой крышей? Причины у каждого свои, но совершенно ясно, что аил был и остается изюминкой этих мест, эдаким домом-музеем в лучших алтайских традициях. И если хочешь понять повседневную жизнь алтайскую – добро пожаловать в аил 😊.
(продолжение следует)