Найти тему
Точка Джокера

История одного путешествия. Большой Алтай (часть 35)

СТИХИЯ ОГОНЬ. АИЛ.

Аилом на Алтае называют местное национальное жилище, сооруженное по типу юрты. Слово «юрта» происходит от слова «дьурт», что в переводе означает «место, где живет семья», то есть юрта - это даже не обозначение вида жилища, хотя сейчас во всём мире используется оно именно в таком значении. Наиболее распространённые виды юрт: конусообразная (чадыр) и многоугольная (традиционный аил). Конические юрты в основе своей имеют круг, остовом являются жерди, сложенные в виде конуса. Раньше такие юрты сверху покрывали войлоком, шкурами животных, корой, получался в некотором роде шалаш. Это одно из самых древнейших жилищ в мире.

Чадыр в Чулышманской долине Фото Я. Бородина
Чадыр в Чулышманской долине Фото Я. Бородина

Чадыр чаще являлось временным жилищем для кочевников, тогда как у коренного населения Алтая были распространены многоугольные срубные аилы – шести- или восьмиугольные с полусферической крышей из коры лиственницы (самого крепкого дерева, способного удерживать влагу). Считалось, что чем больше в аиле углов, тем зажиточнее его хозяин.

В крыше аила всегда есть открытое «окно» - дымоход, чтобы свободно выходил дым. Удивительно, что даже если снаружи идёт дождь или снег, осадки не попадают внутрь, так как тёплый воздух от постоянно горящего огня поднимается вверх и не даёт им проникнуть в глубину помещения. Благодаря такому удачному архитектурному решению в аиле всегда существует естественный воздухообмен.

Также считается, что через открытый дымоход в семью приходит Душа ребёнка. У алтайцев даже есть такое выражение: «У вас уже на золу душа ребёнка упала» - значит скоро в семье будет прибавление.

Пол в аиле всегда делали земляной, не исключено, что в целях пожарной безопасности, а входная дверь всегда смотрела на восток, чтобы сутра можно было первым делом впустить в дом свет солнечных лучей.

По сакральным же правилам строительства аила, в землю он должен уходить ровно на такую же глубину, что и вверх, образуя таким образом кристалл правильной формы. Через открытый дымоход беспрепятственно идёт энергия из космоса – энергия янь, через земляной пол – идёт энергия земли – женская энергия (инь). Таким образом, энергии аккумулируются в этом кристалле – в жилом пространстве аила происходит их концентрация и взаимодействие, образуется своего рода место силы для живущей в нём семьи.

Аил Фото Интернет
Аил Фото Интернет

Алтайцы говорят – сам Хозяин Алтая подарил человеку его аил, чтобы тот здесь накапливал энергию. Он взял своё сердце и подарил его человеку – и теперь в каждом аиле в обязательном порядке есть очаг («очок»), который расположен посреди жилища и представляет собой треножную чугунную подставку (таган), куда ставится казан. Это сооружение, как уже упоминалось выше, самое священное место в аиле: здесь всегда горит живой огонь, здесь происходит его кормление и произносятся заклинания и просьбы.

Когда кто-то заходит в аил, обязательно обращается с поклоном к живому огню, а каждый, кто выходит из аила – кланяется главному огню на небе: днём это - Солнце, а ночью – Луна. Иными словами, огонь сильно почитают ещё и потому, что считают его прообразом Солнца на земле. Кстати, наступать на порог аила строго запрещено, только перешагивать через него.

Когда утром хозяйка открывает дверь, в аил заходят первые лучи солнца. Это самые сильные лучи, они падают на левую половину аила – сильную - мужскую половину. Через дымоход же лунная сень падает на правую половину – женскую. На мужской части аила раньше хранилось всё то, что касалось мужской работы, связанной с охотой и скотоводством (сёдла, сбруя, оружие и т.д.). На женской половине соответственно было всё, что необходимо женщине-хранительнице очага для хозяйства – припасы, посуда и всевозможные предметы быта. Интересно, куда всё же поставили бы телевизор, когда он появился?😊

Богатства мужской части аила Фото Я. Бородина
Богатства мужской части аила Фото Я. Бородина
-4

Есть в аиле ещё одна очень важная зона – супружеское ложе. Семья на Алтае как «ячейка» (в хорошем смысле этого слова) очень почитаема. Разводы здесь, конечно, тоже существуют, но не в таком большом количестве как в нашем «западном» обществе. Так вот, есть такая воображаемая линия – на уровне очага – по которой через дымоход спускается сам хозяин Алтая, чтобы встретиться здесь с Хозяйкой Огня. Именно поэтому нельзя переступать через очаг – это может нарушить их разговор.

Вот от этого места и до стены в аиле и идёт третья – детская, супружеская, спальная зона. Кровать стоит таким образом, что одна половина находится на мужской стороне, вторая половина – на женской. Эта зона закрытая, сюда не имеет права проходить никто, даже родственники. Полог закрывают в том случае, если муж и жена ночуют дома. Если же кто-то из пары по какой-то причине (например, отъезда) дома не ночует, его половину пологом не закрывают. Считается, что даже если человек спит далеко от дома, его Душа всегда возвращается к своему спальному ложу, чтобы отдохнуть.

Супружеское ложе Фото Я. Бородина
Супружеское ложе Фото Я. Бородина

Ребёнок в семье традиционно рождался в аиле. Поэтому кровать стоит ровно на стыке двух энергий, чтобы ребёнок был энергетически здоровым. Когда рождается ребёнок, первые сорок дней его никому не показывают, прячут за пологом. Случайный человек в этом случае не увидит ребёнка, а тот, кто знает, что в семье новорожденный – никогда не придёт в гости сразу после его рождения. Пока солнце медленно делает вокруг своей оси один оборот (примерно 40 дней), ребёнок ещё не в этом мире, поэтому его и прячут от посторонних глаз. Находясь именно в изголовье родительской кровати, ребёнок через темечко получает энергию своих родителей и только через 40 дней он будет принят в род своих родителей и будет под защитой.

Прекрасное панно над супружеской кроватью, отражающее всю простоту и красоту алтайской семьи Фото Я. Бородина
Прекрасное панно над супружеской кроватью, отражающее всю простоту и красоту алтайской семьи Фото Я. Бородина

Главный защитник в доме, разумеется, мужчина. В аиле всегда на стене висит пучок священного растения (можжевельника) и на третьи сутки новой Луны, когда женщина одаривает огонь, мужчина окуривает жилище можжевельником, все стены дома, а также членов семьи. Так происходит очищение и укрепление ауры семьи. Женщина до 55 лет (пока она находится ещё в детородном периоде), даже не может дотрагиваться до священного растения Алтая, это полностью прерогатива мужчины.

Современные алтайские семьи продолжают строить традиционные аилы рядом с основным своим домом. Правда используют их теперь больше, как летние дома, переезжая туда на период с мая по октябрь. Почему они это делают? Может быть они там чувствуют себя как-то по-особому, ближе к земле и к своему детству, когда ещё было живо старшее поколение, когда вдруг начинают всплывать в памяти дедушкины рассказы о том, как он охотился на волка, и явно ощущается вкус бабушкиных чок-чоков – повторить его не получается, как ни старайся. Почему в гости ходят с большей охотой именно в аил, и чай там вкуснее и мёд слаще и разговоры душевнее, а алтайские дети с нетерпением ждут весны, чтобы поскорее переехать в этот странный маленький домик с костром на полу и дырявой крышей? Причины у каждого свои, но совершенно ясно, что аил был и остается изюминкой этих мест, эдаким домом-музеем в лучших алтайских традициях. И если хочешь понять повседневную жизнь алтайскую – добро пожаловать в аил 😊.

(продолжение следует)

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц