Ну что, приступим?
Начнём с простого. Что такое доверие, и почему руководители думают о нем в последнюю очередь? Именно так и есть. Мало кто уделяет должное внимание доверию. Большинство людей требуют прокачивать доверие в отношениях, в дружбе, в семье, но почему-то забывают о нем в процессе построения бизнеса. А почему?
Ответ банальный – недостаток знаний или акцент для другом.
Когда мы хотим построить сильную компанию, сплоченный коллектив и создать нужный и важный продукт, первым делом мы думаем, КАК Я МОГУ ГРАМОТНО ЭТИМ УПРАВЛЯТЬ?
1. Кто-то прибегает к радикальным мерам – выбирает авторитарный тип управления, то есть генерирует собственные правила, которым каждый должен подчиняться и следовать безоговорочно. Авторитарный руководитель пытается контролировать все и даже больше. Так, ему кажется, что все будет работать четко, правильно и стабильно. Такие персонажи достаточно жестоки и могут легко уволить работников (или урезать зарплату), которые сделали что-то неправильно. Как итог, все бегают по струночке, но крайне недолюбливают свое руководство + боятся потерять работу и не вовлечены в проект.
2. Кто-то проявляет излишний либерализм и позволяет своим подчиненным брать борозды правления на себя. Такие руководители передают все полномочия на сотрудников не из-за доверия, а вследствие отсутствия желания брать какую-либо ответственность на себя. Начинается самопроизвол. Люди не видят в своем руководителе лидера, поэтому работают как попало, лишь бы получить оклад.
А теперь давайте проверим вашу интуицию?! Какой руководитель будет более успешным и уважаемым своими подчиненными?
ОТВЕТ – никакой
Хорошо, давайте начнем с простого. Что вообще такое доверие в бизнесе? Основой компании, как ни крути, всегда были и будут люди. Какой бы продукт у вас не был, какими бы знаниями вы не обладали, ваша команда – это ядро. Абсолютно разные сотрудники, с разными желаниями, требованиями, навыками и знаниями, из разных социальных уровней, с различающимся видением и амбициями. Все они отдельные личности, но каждому нужно удовлетворение его потребностей в данный момент времени.
Потребность…такое емкое слово, в которое каждый вкладывает свой смысл. И помимо очевидной потребности денег, за личностью вашего сотрудника кроется масса других. За примером далеко ходить не надо – обратимся к теории мотивации Маслоу.
Эту простую пирамиду можно применить ко всем сферам жизни, в том числе, и к работе. Напомним принцип: любой человек удовлетворяет сначала низшие нужды, а потом пытается тянуться к более высоким желаниям. И так по градиенту. Но, к сожалению, самая распространенная ситуация, это когда «пирамида» сотрудника строится только до «нижних» потребностей, а более «высокие» потребности игнорируются работодателями. Иначе говоря, ваш подчиненный стоит в доме с полом, но без крыши. Его базовые нужды удовлетворены, а возможности расти и развиваться дальше отсутствуют. Поэтому, у него и нет желания продуктивно работать с вами и приносить реальную пользу вашей компании.
Доверие непосредственно связано с удовлетворением потребностей сотрудников. Достраивая каждую ступень пирамиды, вы повышаете вовлеченность и мотивацию людей, тем самым, создаете сплоченную, сильную и успешную команду. А это 70% успеха.
Как вы можете повлиять?
1. Физиологические потребности. Убираем страх отсутствия денег, даем денежную мотивацию. Ваш работник должен быть уверен, что в этом месяце он получит зарплату вовремя и в полном объеме. Так у него не будет мыслей, как ему выжить.
2. Нематериальная мотивация. Не забываем про сплоченность. Устраивайте коллективные встречи, мероприятия и проводите тренинги. Это поможет повысить лояльность к управленцу и укрепить отношения.
3. Безопасность. Здесь речь далеко не о комфортном рабочем месте (хотя и работать в затопленном подвале – так себе идея), а про стабильность и возможность расти вертикально или горизонтально. В этом особенно нуждаются молодые и неопытные работники, а также те, кто уже в возрасте. Страх, что их могут заменить кем-то другим, слишком велик.
4. Корпоративная культура. Все вокруг твердят о том, что необходимо прокачивать личный бренд. И мы с ними согласны. Любому человеку хочется работать в компании с именем и имиджем. Сотрудник должен гордиться тем, что он представляет вашу организацию. Кроме того, это закрывает его потребность в принадлежности к социальной группе. Он работает в хорошей компании, с прекрасной командой и начальством. Его понимают, ценят, любят и уважают.
5. Потребность в уважении. Одна нужда перетекает в другую. Трудовая книжка в именитой организации и соблюдение этических норм и правил – это, конечно, хорошо, но любовь и признание выражаются хорошей заработной платой.
6. Самовыражение и развитие. Как мы упоминали выше, каждый сотрудник – личность. Для выявления настоящих потребностей в работе, необходимо укреплять отношения в команде. Разговаривать, разговаривать и еще раз разговаривать. Например, вашему подчиненному нужно платить за ипотеку, можно предложить дополнительную работу и хороший бонус за ее выполнение. Или, у вас молодой коллектив, в таком случае можно создать более гибкий график работы, или сделать свободный дресс-код. Внедрение образовательных тренингов для повышения квалификации еще один вклад в доверие ваших сотрудников.
В целом, чтобы не путаться в потребностях, которые влияют на доверие, их можно разделить на два типа:
1. Практический. То есть соблюдение договоренностей. Помните про зарплату в срок или про уверенность в завтрашнем дне, сохранение своего рабочего места? Так вот, это практический тип доверия.
2. Эмоциональный. Эмоциональное доверие – это общение, поддержка, принадлежность к группе. Без этой составляющей, рабочий процесс может быть осложнен некоторыми обстоятельствами (об этом рассказываем ниже).
Это основы, которые помогут вам выстроить качественную связь со своей командой. Но давайте посмотрим чуть глубже?