Найти тему

Я - ПЛОХОЙ ЧЕЛОВЕК. Часть 2

Как я описала в предыдущей статье - отверженный и преданный ребенок будет стараться вести себя, как ему кажется, «по-взрослому».

Как будет проявляться его «взрослость» или демонстрация силы?

🔷 С одной стороны, у него будет возникать желание отвергать любые реальные взаимоотношения, которые потенциально могут принести боль и опасность обнаружения его слабости и уязвимости.

🔷 С другой – он не может совсем отказаться от отношений. Так как отношения – это залог его выживания и личностного роста, без которого он не станет сильнее. Поэтому он или продолжит виртуальные отношения со встроенными в структуру его личности внутренними образами взрослых, продолжающими его ненавидеть и стыдить не меньше, чем это делали настоящие взрослые.

🔹 Или может попытаться бороться за улучшение реальных отношений, заменив слабость и слезы на проявления гнева и ярости, и устраивая акты агрессии по отношению к другим людям, к объектам окружающего мира или к самому себе.

🔹 Или может попытаться сохранить отношения, приняв всю вину за произошедшее на себя, назначив себя плохим, отвратительным или ничтожным. Так как гораздо безопаснее ощущать себя плохим ребенком среди хороших взрослых, чем наоборот. 

В принципе, при любом из вариантов, возникающие объектные переживания, такие как агрессия, в том числе и агрессия отвержения, вина, стыд, страх, будут способствовать поддерживанию пусть плохих, пусть виртуальных, но все-таки отношений со значимыми взрослыми. Потому что плохие отношения для ребенка лучше, чем никакие.

В результате получается замкнутый круг: слабая личность подвержена страхам, а страх проявить слабость – блокирует развитие и усиление личности.

В этом и заключается основная сложность работы в психотерапии с подобным образом травмированными рано повзрослевшими детьми.

В большинстве своем они будут отвергать на опережение любую помощь и возможность близких отношений с другим человеком, утверждая, что «Невозможно помочь такому человеку, как я», проецируя свою агрессию на психотерапевта и не осознавая, что это они сами отвергают помощь и поддержку, а не психотерапевт является угрожающим и нападающим объектом.

Или будут заявлять, что они вовсе не нуждаются ни в какой помощи. Ведь взрослый человек обязан справляться сам, а психотерапия – это для слабаков.

Кто-то из них будет описывать или жаловаться на свои вполне реальные страдания, но при этом продолжит отрицать и подавлять в себе любые проявления слабости, страха, неспособности справляться с трудностями, приуменьшать или скрывать свои проблемы.

Хотя для того, чтобы выйти из этого замкнутого круга нужно только удержаться в контакте, чтобы дать возможность постепенно сформироваться доверию, и через это приобрести опыт хорошей объектной связи, той, которой каждый из них был лишен в детстве.

© Юлия Ивлева 

 

#психология #шизоиднаятравма #родители #насилие #равнодушие#агрессия #злость #гнев