Городецкая роспись по дереву стоит в ряду самых высоких достижений народного искусства России. Яркие прялки, короба, расписные доски, детские столики и стульчики, шкафчики, полочки, вешалки и, конечно же, игрушки.
После Первой Мировой войны и революции промысел находился в состоянии упадка. В 1930-е годы НИИХП начал работу по его восстановлению. Специалисты лаборатории института изучали коллекции музеев, архивы, организовывали экспедиции в регион и на промысел. Затем, на основе собранного материалы разрабатывались новые образцы, внедрялись в производство, формировался ассортимент продукции. Как уже было сказано ранее в наших публикациях, в основе методики всегда было сохранение традиции в сочетании с инновациями.
Яркий пример такой работы - известная каждому игрушка городецкого промысла – конь-качалка. Многие думают, что это старинный традиционный предмет детской комнаты. Однако, придуман он был не так давно – в 1960-е годы. И автором этой игрушки является сотрудница НИИХП Евгения Воронцова.
Художница взяла за основу фигуру традиционного городецкого коня. В ассортименте промысла деревянные кони, запряжки коней в тарантасах (одиночки, пары, тройки) всегда были популярны. Такие коники в упряжках были еще и ярким традиционно русским лубочным образом. Один из таких коников и стал прототипом для новой, весьма успешной разработки.
Евгения Воронцова увеличила коня в размере, добавила расписное сиденье и поставила его на полозья. Так получился конь-качалка. Впоследствии городецкие мастера внесли некоторые изменения: орнамент приобрел характер чисто городецкой росписи. Такие качалки делали как в большом варианте, так и в малом размере, как игрушки для кукол. Игрушка пошла в массовое производства и стала неотъемлемой частью советского детства.
Благодаря НИИХП ассортимент продукции Городецкий промысел значительно расширился и не только выжил в непростые времена, но и успешно развивался.
Проект «РазАРХИВация» реализуется победителем конкурса «Музей 4.0» благотворительной программы «Музей без границ» Благотворительного фонда Владимира Потанина совместно со Школой дизайна НИУ ВШЭ. #фондпотанина #музейбезграниц #музей4.0