Владислав Андронов работал главным инженером Уралвагонзавода с 1993 по 2007 год. Его называли локомотивом производства. Лауреат Государственной премии СССР, лауреат премии России, лауреат премии Черепановых, награжденный орденами и медалями, на Уралвагонзаводе прошел путь от инженера-технолога до советника генерального директора.
Владислав Андронов родился в семье, корни которой уходят к древнему роду Худояровых, родоначальников тагильского подносного промысла. Их фирменный секрет прочной и прозрачной лаковой росписи по металлу до сих пор не открыт. Династия тагильских ремесленников, иконописцев, художников оставила заметный след в истории Нижнего Тагила. А традиции худояровской росписи живут уже несколько веков, получив всемирную известность.
Владислав Анатольевич – коренной тагильчанин. Его отец был классным токарем. В войну сутками не выходил из цеха, точил детали снарядов для «Катюш». А затем два года в Австрии восстанавливал завод. Был мастером с большой буквы и до 40 лет играл в хоккей. И маленького Владислава на коньки поставил в шесть лет. А когда тот подрос, успехи в футболе чуть не привели в профессиональный спорт. И хотя судьба повернулась иначе, со спортом не расставался всю жизнь.
Владислав Андронов закончил механический факультет Уральского политехнического института с красным дипломом, защитил его на английском языке. Тогда это было в тренде. После вернулся в Нижний Тагил на Уралвагонзавод, получив направление на криогенное производства. Здесь рождалось важное для страны дело. Решали задачи стратегические. За ними – полеты в космос. Создавать новое, без права на ошибку, всегда тяжело. Государственный заказ торопил. Андронов сутками не выходил из цеха. Первый производственный экзамен выдержал «на отлично». Следующий этап – перевод в строящийся корпус, где начинается разработка оборудования для ракетных стартов. В 1960-е здесь создавался защитный щит Родины. Так 23-летний Андронов стал старшим технологом, а в 25 – заместителем начальника цеха по подготовке производства.
В 27 лет Владислав Андронов – самый молодой начальник цеха на УВЗ. Работает на тогда еще новом универсальном производстве – штампов и приспособлений. Начинается изготовление оснастки для танков Т-54 и цельнометаллических вагонов. Через три года Андронову доверено руководство цехом коробки перемены передач для танка Т-72.
В 33 года он становится начальником целого производства – инструментального. На ходу осваивая новые технологические процессы и прогрессивные станки, он понимает, чем рискует.
Но Владиславу Андронову всегда нравилось быть первопроходцем. Да и учителя на производстве были хорошими. Они говорили: «Не знаешь – спроси, мы поможем, только дело должно двигаться».
Когда Владислава Анатольевича в 1993 году назначили главным инженером, перестройка уже наносила свои первые удары по российской промышленности: массово уничтожались танки. Прославленные заводы-гиганты терпели крах. Уралвагонзавод тоже подводили к банкротству. Начиналась самая черная полоса. Главный инженер спасал производство, когда всё разваливалось. Искал пути перевооружения и находил их. Вопреки всему продолжались работы над новым танком Т-90, готовился индийский контракт. Когда открыто говорили, что завод обречен, а заказов на вагоны и танки не было, инженеры УВЗ во главе с Андроновым разрабатывали конверсионную программу, чтобы обходиться без государственной помощи. В срочном порядке цехи загружались работой. За девять месяцев было запущено производство малогабаритных универсальных погрузчиков, за одиннадцать – гусеничного экскаватора. Это было важно: найти на рынке ту нишу, чтобы выиграли все – и покупатели, и производители, обеспечены рабочими местами тысячи людей.
– Без Андронова завод бы рухнул еще до моего назначения, – говорил директор УВЗ с 1997 по 2011 год Николай Малых. Под техническим руководством главного инженера была проведена реконструкция ТЭЦ, остановка которой привела бы к энергетической катастрофе. И сегодня сердце Вагонки работает без сбоев.
Триумфом стал цех по выпуску цистерн. Его назвали детищем Андронова. Затем появилась и еще одна новая для УВЗ отрасль – тракторостроение. Задолго до импортозамещения. Никто не знал, с чего и как начинать – Андронов объяснял. И всё получалось.
Это был прорыв. УВЗ шагал вперед. Через слезы и пот все вместе шли к победному результату.
Сам Андронов говорил, что не стремился к карьерному росту – всё получалось само собой. Через знания и труд. Он всегда учился, читал новинки технической литературы, выпускал инженерный журнал и помогал молодым специалистам.
Андронов всегда первым выступал на научно-практических конференциях для молодых специалистов. Нацеливал их на результат.
В биографии нашего героя слова «новый, первый, впервые» присутствовали всегда. Он стал автором и соавтором разных изобретений. Среди самых крупных – выставочный полигон. Это уникальное техническое сооружение собирало для демонстрационного показа все достижения оборонки России, представляя ее мощь и силу.
Еще одна страница, как признавался сам Владислав Анатольевич, одна их самых значимых в его биографии. Под его руководством в рекордно короткие сроки с применением уникальных технических решений был построен храм Дмитрия Донского, первый камень которого освятил Патриарх Московскиц и всея Русси Алексий второй.
Время заставляло ставить рекорды. Широта технического кругозора Владислава Андронова – результат колоссальной работоспособности. Но легко ли руководить армией технарей так, чтобы всем вместе идти верным курсом.
Он всегда гордился профессионализмом инженерных служб УВЗ, способностью жертвовать личным временем, чтобы принести пользу заводу. Чувствовал поддержку коллектива. Андронов мог бы уехать в большие города, приглашения были. Но остался предан своему заводу, который его воспитал и научил смелости в принятии решений, настойчивости, точному расчету. Всё вместе стало умением предвидеть на годы вперед и получать результат для коллектива, предприятия, страны.
Текст: Ольга Колесник.
Фото: Ольга Пермякова.