Сегодня Алина вернется из лагеря, смена закончится. Дочка пробудет в нем 21 день. Это первый такой длительный отдых без меня. В прошлом году, мы уговорили Алину, и она сама, одна ездила в гости к моей знакомой, но путешествие продлилось всего 10 дней вместе с дорогой.
Первую неделю дочке очень нравилось в лагере. Она нашла себе друзей. Созванивалась со мной два раза в день утром и вечером. Я думаю, здесь она взяла пример с моего сына. Утром мы с ним обмениваемся сообщениями, вечером всегда созваниваемся. Вот и дочка решила продолжить эту традицию.
Дней через 10 дочка начала ныть: "хочу домой, забери меня". Я прекрасно знаю, что в это время формируются группы. У каждого ребенка появляется свое место в коллективе. Поэтому возможны конфликты, так как некоторые дети будут не согласны со своим положением в группе.
Наступает «пик привыкания», дети привыкли к коллективу и распорядку. Некоторые теряют интерес к происходящему, им становится просто скучно.
Важно, чтобы детям в этот период было предоставлено больше свободы. Среди них появляются свои лидеры, которые проявляют инициативу.
Также приблизительно в это же время происходят конфликты между девочками и мальчиками, что и произошло у Алины.
Вожатые дочки, студенты педколледжа, девчонкам 18-19 лет. Они, строго следуя рекомендациям из учебников по педагогике, назначили командиром отряда самого старшего, крупного и задиристого мальчика. Алина с этим была не согласна. Ведь нужно "выбирать", а не "назначать".
Она мне пожаловалась на несправедливость, но в отряде смолчала. Мальчик был не готов к такой ответственности. Стал командовать детьми, хамить им, если не слушались раздавал подзатыльники. Его все больше и больше заносило. Дети побаивались с ним связываться. Вожатые не замечали или делали вид, что не видят.
Но тут встала Алина, она стала подбивать ребят его отлупить. Все молчали. Вот отсюда дочкино: " мама, забери меня, меня все достали". И еще: "я не ручаюсь за себя»; " предупреждаю тебя, мама, я его отлуплю" и т. п.
Я сначала не поняла, что произошло. Грешным делом, подумала очередной раз дочка проверяет, как я среагирую на ее каприз, опять нащупывает границы дозволенного. Ведь Алина гении манипуляций. Так же она и вожатыми может манипулировать. Это ведь не причина ОЧЕНЬ ХОЧУ ДОМОЙ... Это капризы.
Я все это озвучила в нашем разговоре с Алиной. Так же сказала, если есть настоящая причина, то расскажи о ней. Не надо доводить меня до принятия валерьянки. Ведь я буду рисовать в своем воображении картины, как доченька недоедает, недосыпает и вообще, измождена организованным отдыхом.
Вот тут я все и узнаю. Соответственно задаю вопрос, а что нельзя подойти к вожатым и все рассказать? Зачем устраивать бунт на корабле? Дочка сначала колебалась, потом согласилась. Я попросила, разговаривать с вожатыми предельно вежливо, без криков, обзываний и т. п.
На другой день Алина рассказала мне о разговоре с вожатой. Мне очень понравилась дочкина фраза: " Кто он вам? Правая рука или левая нога?"
Про ногу немного объясню. У легкоатлетов, левая нога (если она толчковая) не менее важна, чем правая рука. Эта моя фраза, я несколько раз говорила ее Алине, но не в такой ситуации. Меня конечно это немного удивило и развеселило. Также дочка уверила меня, что с вожатыми была предельно вежлива.
В отряде состоялось собрание выбрали нового капитана. Алина очень рада изменениям. В субботу я ездила к ней в лагерь. Дочка была весела и довольна. Я предложила забрать ее домой, ведь прекрасно понимаю в конце смены наступает "пик усталости". У нас с ней произошел забавный диалог.
-Тебя забрать? Надоело в лагере?
-Еще чего! Бабушка Рая столько булок и рогаликов напекла, а ты забрать.
- Ну, так булки можно дома съесть. Их же никто не отберёт, да и делиться ни с кем не надо.
- Мама, ты чего! Я конечно, хочу домой. Но осталась всего неделя, до конца смены. Я дотерплю. Да и пацана (старого капитана команды) надо наказать! За свои поступки надо отвечать. А то привыкнет пакости делать и безнаказанным оставаться.
- Что опять драться собралась? По-другому никак?
- Мама, ты чего? Есть куча способов наказать человека, не прибегнув к маханию кулаками!
Блин, и в кого она такая умная! Знает кучу способов наказать человека. Я вот ни одного не знаю! Как в такой ситуации можно наказать пацана, не прибегнув к кулакам, самое главное, чтоб понял? Вы, знаете?
Что дает поездка ребенка в лагерь?
Я конечно понимаю, что ребенок устает от постоянной жизни в шумном коллективе. В тоже время оказавшись в лагере, ребенок может измениться и раскрыться с самой неожиданной стороны, не обязательно плохой... Незнакомое окружение дает ему шанс забыть о привычных шаблонах поведения.
И если в старой обстановке ребенок привык к роли "тихони", "ботаника" или "клоуна", то здесь он имеет возможность примерить и опробовать для себя новые роли — ведь никто не знает, каким он был раньше. Ведь так?
Я разговорила с Алиной об этом, отправляя ее в лагерь. Дочка воспользовалась ситуаций и смогла победить свою робость. Ведь получив опыт лидера, чемпиона, души компании, просто уверенного в себе человека, ребенок осознает, что он способен быть лучше, чем привык о себе думать. Вот теперь очень жду изменений в Алине.