Согласитесь, редко кто из собаководов, хоть начинающих, хоть матёрых, не слышал это словосочетание.
Как только речь заходит об обучении и дрессировке собак сразу же в активном лексиконе владельца собаки появляются эти слова. Понятия "пищевик", "пищевая мотивация", "работа за еду" и т.п. прочно обосновываются в информационном поле собаковода. И как только собаковод приступает непосредственно к занятиям начинается битва за урожай за то, что бы любимый песик старался выполнять требования владельца за вкусняшку.
У кого-то это получается легко, у кого-то ничего не выходит. Вместе с тем, кажущаяся простой тема применения пищевого поощрения при обучении собак, требует определённых разъяснений.
В моей практике предостаточно случаев, когда вроде бы простая работа с помощью еды не приводила владельцев собак к желаемому результату.
Собака не берёт предлагаемый кусочек, собака теряет интерес к еде выходя на улицу, собака проявляет выборочную заинтересованность в лакомстве и т.д.
Дрессировщик взял не интересный корм, дрессировщик использует большие куски, дрессировщик неправильно дает кусочки и т.д.
Все эти проблемы приводит к тому, что вместо эффективного занятия не происходит ничего! Мне приходилось наблюдать подобные проблемы не только у начинающих собаководов,но и у опытных дрессировщиков.
Кажущаяся простотой темы работы на основе пищевой мотивации всё же требует некоторых разъяснений.
Давайте разбираться.
Словосочетание пищевая мотивация (далее - ПМ) состоит из двух слов, каждое из которых является важным и определяющим.
Что означает слово "пищевая"?
Это слово означает, что предполагаемая работа с собакой должна строиться с использование еды (собачьего корма, лакомства, вкусняшки и т.д.). В основе этого метода обучения собак лежит удовлетворение, в процессе занятия, потребности животного в еде. Это так называемая базовая потребность организма, которая обеспечивает его жизнедеятельность.
Почему использование пищи так популярно в среде собаководов? На это имеется несколько веских причин:
- Потребность в еде имеется у всех собак. Если собака не будет есть, то она погибнет. Эта потребность заложена природой и имеет инстинктивное (врожденное) поведение. То есть дрессировщику ничего не надо придумывать, природа уже создала механизм с помощью которого можно влиять на собаку.
- Потребность в еде легко создать. Сократите рацион собаки, пропустите 1-2 кормежки и вы увидите что собака стала искать чтобы такое ей съесть. То есть на создание потребности в еде не требуется больших усилий от дрессировщика.
- Дрессировщик имеет возможность контролировать удовлетворение чувства голода. Он имеет прямую возможность влиять на количество выдаваемой еды и размер разовых порций. Можно дать собаке большой кусок мяса, а можно разделить его на десятки маленьких кусочков. Это позволяет продлить процесс обучения. К примеру тот же игровой предмет нельзя разрезать на десяток кусочков, иначе его просто не будет.
- Работа с едой это гуманно. Сейчас в общество популяризируют гуманное отношения к животным. Работа с помощью еды именно такая. Она считается оптимальной и желаемой, так как не наносит вреда собаке.
Таким образом, на данный момент, обучение и дрессировка собак с помощью еды является одним из самых популярных методов работы с животным.
Что означает слово "мотивация"?
Это слово является не менее важным в рассматриваемом словосочетании. Мотивация или "побуждение к действию" является тем "моторчиком", который заставляет живой организм что-либо делать. Если нет побуждения, то и нет действия! Это важно помнить. Основываясь на этом утверждении можно сформулировать ряд обязательных требований касающихся мотивации:
- Наличие доминирующей (главной) мотивации. Доминирующая мотивация, это такая мотивация, которую собаку пытается удовлетворить в первую очередь, не смотря на наличие вокруг других интересов. В работе с едой доминирующей мотивацией является чувство голода (недоедания).
- Для эффективной работы важно наличие мотивации средней силы (средней интенсивности). То есть такого желания поесть, когда собака не откусывает вам пальцы при получении каждого кусочка и не теряет интерес после поедания 4-6 кусочков. Мотивация высокой степени зачастую приводит к перенапряжению, волнению, стрессу, что напрямую затрудняет процесс объяснения и отбора поведения собаки. Мотивация низкой степени никак не стимулирует к выполнению того или иного действия.
- Мотивация имеет особенность появляться и пропадать! Работая с собакой важно понимать, что всегда имеются несколько конкурирующих мотивации, помимо доминирующей. Для того чтобы еда перестала быть доминирующей мотивацией, собаку не обязательно кормить до сыта, достаточно просто перебить аппетит. Маленькие кусочки замедляют процесс насыщения, но не отменяют его!
Понимание вышеуказанных особенностей мотивации крайне важно для успешного процесса обучения и дрессировки.
А теперь перейдём от теории к практике.
При работе на основе ПМ я требую от дрессировщика следующего:
- Сформировать у собаки устойчивое чувство голода.
- Научить собаку брать еду из рук дрессировщика.
- Использовать корм, который не требует длительного пережевывания и удобен для глотания.
- Размер кусочков должен примерно соответствовать размеру горошины. Для собак крупных пород, размеру ногтя на мизинце руки человека.
- Общий объем порции для проведения разового занятия составлять от 80 до 100-120 кусочков. Это количество не позволит дрессировщику перегрузить собаку работой, но позволит объяснить и отработать от 2-х до 4-х навыков.
- Разовый подход при отработке навыка составляет 8-12 кусочков. Общее количество подход для одного навыка 3-4 подхода.
Как проверить присутствует ли у моей собаки ПМ в нужной степени?
Я рекомендую очень простую проверку на наличие и степень выраженности ПМ у собаки. Возьмите вкусный корм, порционированный на мелкие кусочки. Выйдите на улицу, в знакомое для собаки место. Дайте ей 5-10 минут для исследования территории, написания писем и и выполнения прочих "срочных" дел.
Возьмите несколько кусочков корма в кулак, разместите их перед носом собаки и дайте по одному кусочку, один за другим. Прервитесь, отойдите от места выдачи корма на 20-40 метров в сторону и снова предложите кусочки питомцу. И снова повторите перемещение и выдачу корма.
Если за время ваших действий ваш питомец с охотой поедал предложенный вами корм, с интересом следовал за вами, снова брал предложенный корм и при этом не отвлекался и на окружающую обстановку, значит вы смогли сформировать ПМ.
Поздравляю вас! Теперь можно приступать к обучению и дрессировке.
Ну, а если после прочтения статьи у вас ничего е получилось, собака не проявляет интерес, отвлекается, не может сфокусироваться на корме и т.п. Значит у вашего питомца нет нужного уровня ПМ, необходимого для проведения занятий. Тут уже нужна индивидуальная консультация, с учетом особенностей поведения вас и вашей собаки.
Удачи в дрессировке!
Консультация по дрессировке и коррекции поведения: 8(926)530-23-45.
#дрессировка собак #дрессировка щенка #овчарка #воспитание щенка #кинолог_на_дом #собаки #воспитание собак #кинология #зоопсихолог #дрессировка