Свадебный пир 1345 года на Москве подходил к концу. За столом сидели жених лет 29 в богатых одеждах с высокомерным властным взглядом и его хрупкая невеста, которой едва сравнялось 15 лет. Вела она себя застенчиво и на мужа смотрела со страхом. И немудрено. Девица хоть и была княжеского рода, но выросла глуши и помыслить себе не могла, что сам великий князь зашлет сватов к ее отцу!
После пира молодых проводили в опочивальню. Но произошло неожиданное. Молодая княгиня была так сильно напугана, что так и не смогла стать князю настоящей женой. Но и он вдруг почувствовал к ней отвращение, показалось ему, что как будто мертвая она. А зачем ему мертвая жена?
- Ворожба! – решил про себя князь, - либо напоили невесту на брачном пиру чем-то, либо заговор на нее наложили…
Начало 14 века на Руси совпало с труднейшим для страны периодом. Единое государство, давно уже распавшееся на удельные княжества, переживало тяжелый период ордынского ига. Простые люди страдали от двойного гнета: нужно было кормить и содержать вечно воющих друг с другом собственных властителей и платить дань хану, который даже при получении желаемого мог прислать не только баскаков, но и свои орды, чтобы те поживились добычей с русских земель.
Но в разоренной стране стало постепенно крепнуть маленькое княжество, затерявшееся среди непроходимых московских лесов и болот. Его получил себе в удел еще младший сын Александра Невского Даниил. Умный и дальновидный, он стремился ни с кем не ссориться и крепил мощь своего крошечного городка.
У Даниила был не менее дальновидный сын Иван, прозванный Калитой. Именно этот Иван и смог где хитростью, где лестью, где подкупом добиться от хана титула великого князя, а также некоторых обязательств того, что воины могучего владыки не разоряли бы его родной удел да и на Русь приходили не так часто.
И после смерти могущественного Ивана Калиты вся власть в стране перешла его старшему сыну Симеону, за свое высокомерие прозванному в народе Гордым.
Симеон впервые женился в 14 лет. Брак был политическим решением Ивана Калиты. Своего старшего сына он обвенчал с дочерью великого князя литовского Гедимина Августой, которая в крещении была названа Анастасией. Жена родила мужу двух сыновей и дочь. Мальчики умерли, девочка дожила до совершеннолетия.
А сама жена после 13 лет брака занемогла и скончалась.
Симеон горевал недолго. Ему были нужны наследники, поэтому он, прознав о красоте дочери дорогобужско-вяземского князя Федора Святославовича Евпраксии, послал к нему сватов. Дело решили скоро. Тихая и послушная Евпраксия показалась князю вполне достойной супругой, но только он не мог понять, что происходит с девушкой, когда он приближается к ней, лежащей на ложе? Почему она бледнеет и трясётся? И даже слова ему вымолвить не может?
Почем он сам видит в ней что-то страшное? Будто и его околдовали?
Умные люди сразу сказали, что это чары и такую непотребную жену нужно отправить в монастырь. Но князь медлил.
А между тем весть о подобной беде быстро разошлась по теремам, хоромам да и простым избам.
«Сглазили нашего князя, - говорили люди, - отняли у него мужскую силу».
Вот что написал по этому поводу летописец:
«И великую княгиню на свадьбе испортили: ляжет с великим князем, и она ему покажется мертвец» (Никоновская летопись. III, 181; Русск. врем. I, 173; Бархатная книга. II)
Великий князь мог бы сделать с женой все, что ему заблагорассудится, и никто ему слово поперек не сказал бы. Отослать подобную «мертвую невесту» можно было в монастырь, но Симеон (жесткий сердцем по воспоминаниям современников) отчего-то Евпраксию пожалел и совершил то, что ни до него ни после него никто не совершал.
Он отправил свою невесту отцу, приказав ее выдать снова замуж!
Это распоряжение очень удивило людей! Если невеста порченая, то ей самое место в монастырских стенах, если же она достойная жена, то не дело отдавать ее назад родителю.
Но воле великого князя никто противиться не стал, хотя нарушались все прежние законы, обычаи, слагавшиеся на Руси уже четыре века.
Евпраксию тут же выдали замуж за удельного князя Федора Красного. И – о чудо – здесь никакой заминки в опочивальне не случилось. Молодая княгиня родила мужу четверых сыновей, который дожили до совершеннолетия и вошли в русскую историю как Михаил Крюк, Иван Собака, Борис Вепрь и Иван Уда.
Правда, счастье молодых скоро закончилось. В одной из эпидемий Евпраксия скончалась, а ее муж прожил потом до глубокой старости.
Это обстоятельство еще больше удивило историков. Родилась даже романтическая версия о давней любви князя Федора и Евпраксии, о ее насильном замужестве и о великодушии великого князя Симеона, который, узнав эту историю от своей невесты, решил отпустить ее к отцу, чтобы она вышла замуж за любимого.
Так это или нет – трудно сейчас сказать.
Но, может быть, за великодушие Симеону Гордому выпало жениться на женщине, которая смогла дать ему семейное счастье?
Говорили, что после неудачной женитьбы на Евпраксии князь все чаще стал задумывать о своих прегрешениях, что часто являлись ему во сне тверские князья, замученные в Орде. Это были Александр и сын его Федор, убитые из-за козней Ивана Калиты.
Симеон тогда был со своими людьми в Орде, именно к нему в подворье пытался сбежать юный тверской княжич Феодор, но Симеон приказал не открывать тяжелых засовов, не впускать к себе обреченного на смерть.
Да и что он мог сделать против воли хана? Как спасти несчастного?
И теперь он решил прекратить долгую вражду, искупить старый грех и примириться с тверичанами, женившись на родной сестре Федора Марии.
Правда, это брак отказывался венчать митрополит Феогност, но жених смог договориться с константинопольским патриархом.
Свадьбу сыграли с размахом и после брачного пира жених понял, что в этот раз все идет как надо, будто бы и вправду простил его Господь.
Мария родила мужу четверых сыновей, но старшие Даниил и Михаил прожили мало. Вся надежда была на младших Ивана и Симеона. Ведь должен кто-то из его детей унаследовать отцовский престол! Как не Иван – наследник дел его великого отца. Или хотя бы Симеон – сын, названный в честь одного с ним святого!
Но надеждам отца не суждено было сбыться! В 1353 году на Русь из Европы пришла черная смерть, которая косила людей тысячами. Умирали и простые москвичи, и знатные князья и бояре.
«Нельзя, – свидетельствует летописец, – вообразить зрелища более ужасного: юноши и старцы, супруги, дети лежали в гробах друг подле друга. В один день исчезали семейства многочисленные… и на кладбищах уже не было места для новых могил… погребали за городом, в лесах…»
Умер брат Симеона, митрополит Феогност, умерли маленькие сыновья великого князя и он сам в 36 лет, чувствуя приближение смерти, постригся в монахи, приказав передать все своей жене, которая по преданию была беременна. Предположительно Мария родила сына, но тот ненадолго пережил своего отца.
Ярлык на великое княжение получил брат Симеона Иван Красный. Правда, тот княжил всего 6 лет. А вот уже его старший сын Дмитрий, который будет прозван Донским, определит ход русской истории.
Но все это будет впереди.
А пока в обезлюдевшей Москве кроме несчастной вдовы Марии даже оплакивать князя Симеона и его сыновей было некому. В городе в живых оставались не более сотни жителей.
Впрочем, моровое поветрие, совершив свое черное дело, уйдет из Руси, а княгиня Мария проживет еще около 46 лет, покинув этот мир в глубокой старости. Она примет монашество с именем Фотиния, увидит последующие события: от Куликовской битвы до той трагедии, которая настигнет страну, когда разорять ее в 1382 году придет ордынский хан Тохтамыш.
А Мария все будет жить и жить, оплакивая свое горькое вдовство.
Спасибо, что дочитали. В продолжение темы: