Не сомневаюсь, что многие из вас следили за поисками колумбийских малышей, 40 дней блуждавших по амазонской сельве. Их обнаружение и сам факт того, что они остались живы после столь длительного пребывания в крайне неблагоприятных условиях, кажутся чудом. Именно с этих позиций, отдавая должное традиционным для христианина и нетрадиционным внешним силам, описывает случившееся корреспондент газеты «Эль Паис» Хуан Диего Кесада в приложении «Америка». И кто в этой ситуации может поругать его за нагнетание мистицизма? Я не могу.
Для меня и, думаю, для вас важно, что в статье содержатся новые интересные подробности. Публикую содержание, сократив то, о чем говорилось ранее.
Тот день был ДНЕМ, КОГДА ИМ БЫЛО СУЖДЕНО ПОЯВИТЬСЯ. Шаман по имени Рубио (в переводе – «Блондин». – Прим. Старпера) предыдущим вечером пил «яхе» и во сне встретился с детьми. Он истолковал это как божественный сигнал. Индейцы Николас, Дайро, Элесер и Алекс на следующий день шли по сельве, движимые этой мистической уверенностью. Они продвигались своей маленькой группой после того, как незадолго до этого оставили позади военных, с которыми начинали свой путь, и затерялись в чаще. Было уже три часа дня, время, когда следовало вернуться в лагерь, пока их не накрыла темнота. Но они продолжали идти, их вела вера в слова кудесника. На этом их безадресном пути им встретилась черепаха.
- Черепашка, если Вы не отдадите детей, я поджарю Вашу печень и съем её», - сказал ей, смеясь, Элесер.
- А я выпью Вашу кровь», - более определенно высказался Николас.
Черепаха никак не отреагировала. Элесер приторочил её к своей спине и понес на себе словно ранец. Поисковики прошли ещё с десяток метров и вышли на полянку. Оттуда Дайро расслышал вдалеке будто бы плач младенца. «Это дети!» - едва не закричал он. И все разом бросились бежать в направлении уловленного звука. Николас добежал первым и встретил старшую, 13-летнюю Лесли, с годовалым младенцем на руках. Он обнял её и сказал, что детям можно не бояться, что они индейцы из Путумайо и что они уже не одну неделю их ищут.
Младшие в это время укрывались в шалаше, накрытом пальмовыми листьями и простынями, которые были взяты из разбившегося 40 дней назад самолета. Сидевшие в хвостовой его части, дети при падении не пострадали, а взрослые, находившиеся впереди, погибли.
Индейцы, преисполненные благодарности богам за находку, выдули из трубок табак в дар своей покровительнице сельве и окропили детей святой водой. Дайро рассказывает, что надо было срочно убегать. Близилась ночь, и они боялись, что дух сельвы (типа нашего лешего или кикиморы. – Прим. Старпера), который, как они считали, всё это время удерживал детей, вновь заберет их к себе. Так что каждый подхватил по ребенку, и с этой ношей они добрались до ближайшего лагеря военных.
Когда сквозь чащу они увидели людей в форме, Дайро крикнул: «Цель найдена». Черепаха со своей задачей справилась.
Почти семь недель неустанных поисков, половина сельвы, прочесанная множеством людей – а детей нашли всего лишь в пяти километрах от разбившегося самолета. Как такое возможно? По одной из версий, дети старались не попасться в руки взрослым из страха, что их будут ругать. Поэтому они делали все возможное, чтобы не выдать своего присутствия, когда слышали шаги военных. (По мне, так странная версия: за что их могли ругать? – Прим. Старпера).
Сейчас дети находятся в военном госпитале Боготы, а органы опеки решают вопрос, с кем их оставить после смерти матери. Естественным было бы передать их отцу. Но его подозревают в том, что он плохо обращался с женой и детьми. Мануэль Раноке - отец двоих младших, а Лесли и Солейни для него не родные, а приемные. Дед и бабушка по материнской линии утверждают, что он никогда не занимался своей семьей, называют его алкоголиком и жестоким человеком.
- Участники поисков из числа военных были заброшены в сельву вертолетами. Отряд спустился вниз с высоты 60 метров по десантным тросам. (Могу засвидетельствовать, что операции с участием вертолетов в колумбийских ВС отработаны отлично. Порукой этому долгие годы борьбы с повстанческими группировками и наркомафией. В ходе своей командировки в составе группы питерских авиаремонтников я присутствовал на одном показном занятии, где действия десантников меня весьма впечатлили. – Прим. Старпера). Бойцы были вооружены автоматами М-4, ручными гранатами, прибором ночного видения и спутниковым телефоном. Наличие оружия объясняется возможностью встречи с партизанами FARC, которые противятся заключению мирного соглашения и ведут вооруженную борьбу в самых недоступных точках страны.
Руководитель отряда Флорес рассказывает: «Мы занимались своим поиском, но с уважением к индейским верованиям». Находясь в каньонах, военные плескали в них виски или тростниковую водку, чтобы задобрить духов сельвы, рассыпали по земле табак, демонстрируя свои добрые намерения. Поначалу они очень скептически относились к идее, что дети удерживаются духами. «Но в конце концов мы поверили в то, что они говорили. Мы находили следы детей, но не их самих. Казалось, будто нечто сверхъестественное делает их невидимками. При этом учтите, что я верю в Бога», - добавляет Флорес.
Далее корреспондент рассказывает об умениях Лесли, о которых вы знаете из моей предыдущей статьи. Здесь он добавляет, со слов родственников по материнской линии, что иногда она убегала из дома в сельву на два или три дня, чтобы избежать побоев отца.
Имевшиеся у нее ножницы Лесли потеряла через несколько дней скитаний, и, начиная с этого момента, при устройстве шалашей была вынуждена пользоваться в качестве инструмента собственными зубами. Когда у нее кончились запасы еды, она, чтобы покормить младенца, разжевывала фрукты и помещала их в поильник или в бутылку с водой. Когда дети были обнаружены, при ней имелась сумка с грубой мукой из юкки и местные дикие фрукты. Из самолета она забрала простыни, муку юкки, брезент, под которым они укрывались, а также взяла с собой всё, что было в аптечке.
—Она была чрезвычайно находчивой, — утверждает с увлажненными глазами генерал спецназа Педро Санчес.
—Что вы думаете о версии относительно того, что дети прятались от вас из страха, что их будут ругать?
—Возможно, в тот самый день или днем раньше, или днем позже мы прошли в 40 метрах от них. Они нас слышали – как солдат, так и индейцев. Лесли слышала шум вертолета, звук репродукторов с голосом своей бабушки, но я не знаю, почему она не помогла нам их найти. Это известно ей одной.
К этим поискам примкнул отец, Мануэль Раноке. Он познакомился с Магдаленой, матерью детей, когда они оба занимались подпольной золотодобычей. В процессе работы они обрабатывали осадок такими ядовитыми веществами, как ртуть. После отделения золота эту ртуть сливали в реку, тем самым заражая её. Обычно данный бизнес находится в руках организованной преступности. В 2015 году они переехали жить в место, где находился дом матери Раноке и поселились рядом с ней. С Магдаленой произошло то же, что случается с первых дней существования человечества: она была не в ладах со свекровью. Впоследствии Раноке стал главой резервации Пуэрто Сабало. Во время пасхи этого года он внезапно уехал, оставив семью дома. По его версии, ему угрожали повстанцы. Те в своем обращении данный факт опровергают. Мать вместе с детьми вылетела 1 мая для встречи с ним. По идее, они должны были далее перебраться в Боготу, чтобы устроиться в столице, вдали от Амазонии.
«Я приехал 7-го числа и после этого из сельвы не выходил. Я хотел их найти», - утверждает Раноке. По его подсчетам, он ежедневно проходил по 30 километров. Вначале он вел поиск вдоль русла реки Апапорис рядом с местом, где потерпел крушение самолет. Он тоже приносил матери природе дары в виде сигарет и тростниковой водки. Для установления контакта с духами он пережевывал до мельчайших частиц лист коки. Но дни проходили один за другим, а он никак не мог напасть на след детей.
Педро Санчес, руководитель операции, тоже потерял терпение и лично отправился в сельву 7-го числа. В гуще чащи он вместе со своими людьми вначале читал молитвы, а потом, простирая руки, произнес: «О, мать сельва, сделай так, чтобы эти жалкие смертные нашли детей и чтобы как можно скорее мы их доставили домой». Находясь на местности, он на собственном опыте убедился, насколько трудно пробираться через грязь и корни деревьев. Он встретился с индейцами, которые попросили, чтобы он принес им виски. Санчес послал за спиртным в магазин, но немного погодя ему сказали, что надобность в виски отпала – хватило и агуардьенте. Дух был ублажен.
На 36-й день поисков руководитель операции отправился в церковь, чтобы помолиться и, возможно, получить какой-то знак. Ничего такого. Он принялся читать Библию, чтобы найти в ней какое-нибудь место, которое просветило бы его разум, но тоже безрезультатно. «Подай мне какой-нибудь знак, Боже», - молил он. В ответ – тишина. Он воспринял это как призыв продолжать работу и не терять веру. Для индейцев дети были в руках духа, для него – в руках Иисуса Христа.
В тот момент он этого не знал, но дело близилось к завершению. Майор Кота, один из его подчиненных, находившихся на местности, срочно вызвал его на связь 9-го числа. Индейцы с черепахой за спиной уже передали ему детей.
—Чудо, чудо, чудо, — взволнованно произнес Кота.
Это было кодовое слово для сообщения о состоявшейся находке.
- И как себя чувствуют дети? — спросил Санчес.
— Они живы.