Новый сезон культового сериала не похож на все предыдущие. В какие именно дебри именно занесло проект Чарли Брукера, читайте в нашем обзоре.
Ставьте лайк и подписывайтесь на канал «Невино, Недомино», чтобы не пропускать наши новые публикации.
15 июня вышли все пять серий очередного сезона «Чёрного зеркала» (Black Mirror) – одного из самых новаторских и захватывающих проектов 2010-х, наконец-то перекочевавшего в новое десятилетие. В целом сериал сохранил свой высокий художественный уровень, однако в жанровом отношении произошли серьёзные перемены. Если раньше все эпизоды «Зеркала» были так или иначе завязаны на тему технологий – будущего или, на худой конец, настоящего – то в шестом сезоне на первый план внезапно начала выходить мистика. Тем самым антология Чарли Брукера сблизилась со своим американским мультипликационным аналогом «Любовь, смерть и роботы» (о третьем сезоне которого мы писали здесь), где роботы изначально перемежались вампирами, оборотнями и демонами. Как это оценивать, решайте сами, но пуристы от такого жанрового размытия вряд ли будут в восторге.
Итак, ниже – обещанное описание всех серий от худшей к лучшей (сугубо на наш субъективный взгляд). Сразу отметим, что большой разницы в качестве между новыми фрагментами антологии нет: все они сделаны на совесть и смотрятся на одном дыхании.
5. «Демон 79» (Demon 79)
Одним из «хоррор»-эпизодов – правда, с сильным комедийным уклоном – стала история скромной индийской девушки, живущей в Великобритании в 1979 году. Героиня работает в обувном магазине и подвергается унижениям из-за своего этнического происхождения, пока вдруг ненароком не призывает демона, который принимает облик Бобби Фаррелла из Boney M. Теперь забавной парочке необходимо принести в жертву трех человек, чтобы предотвратить ядерный апокалипсис.
Неплохой эпизод, хоть и мало связанный с предшествующей тематикой сериала, напоминает комическую версию фильма «Три тысячи лет желаний», о котором мы писали. Ещё здесь есть некоторый срез британской политики и социума – не слишком, впрочем, выразительный.
4. «Мэйзи Дэй» (Mazey Day)
Эпизод о нелегком труде папарацци благодаря классному твисту превращается в самый настоящий хоррор, сохраняя при этом социальную проблематику на тему того, насколько морально вмешательство общества в частную жизнь. Это что-то вроде «Сталкера» с Джейком Джилленхолом, только с примесью сверхъестественного ужаса.
3. «Лох-Генри» (Loch Henry)
«Лох-Генри» – это не характеристика человека, а название захолустной шотландской деревушки, куда приезжает влюбленная (и, что немаловажно, двуполая) парочка начинающих режиссеров. Здесь они намереваются снять скучную документалку, но в процессе общения с местными меняют тему своей картины на историю маньяка, когда-то убивавшего в Лох-Генри людей.
Отличный детективный хоррор (на этот раз без мистики) порадует всех любителей этого жанра. Если, конечно, таковые среди зрителей окажутся: всё-таки от «Чёрного зеркала» в плане сгущения красок привыкли ждать максимум триллера.
В итоге больше половины эпизодов нового сезона антологии Брукера представляют собой хоррор, что, несомненно, свидетельствует о громадном росте популярности этого жанра за последние 10-15 лет. И даже не столько популярности, сколько престижа: теперь показать ужастик вперемешку с серьёзной научной фантастикой не стыдно, как это было ещё недавно. Более того – сейчас хоррор явно моднее среди начинающих режиссеров-интеллектуалов, чем полеты в космос и прочие атрибуты прошлого века.
2. «Ужасная Джоан» (Joan Is Awful)
Отличная социальная сатира на тему проникновения искусственного интеллекта в повседневную жизнь людей – образчик «классического» «Чёрного зеркала», когда человек способен спроецировать происходящее на себя и в то же время насладиться захватывающей историей. В данном случае перед нами что-то вроде «Шоу Трумана» эпохи Netflix: обычная, ничем не примечательная современная женщина вдруг понимает, что ее жизнь стала сюжетом для нового сериала, где ее играет Сальма Хайек, причём все события реального мира переносятся на экран практически в онлайн-режиме. Как и в любой хорошей фантастике, здесь воплощены не только гипотетические сценарии будущего, но и то ощущение беззащитности перед новой цифровой реальностью, в котором мы живём уже сейчас.
1. «По ту сторону моря» (Beyond the Sea)
Довольно необычный по своему художественному замыслу и в то же время крайне эффектный эпизод рассказывает о мире альтернативного 1969-го, в котором два астронавта летят куда-то в космическом корабле и параллельно имеют возможность отдыхать, «возвращаясь» на Землю в механические тела своих аватаров и проводя время с семьями. После того, как эту схему нарушает страшная трагедия, герои оказываются перед непростым выбором, способным поставить под угрозу всю их миссию.
С точки зрения правдоподобности показанная история режет глаз: дуэт астронавтов будто бы действует сам по себе, безо всякого руководства извне. Не добавляет убедительности и то, что нам так и не сообщают, куда и зачем направляется миссия. Однако в итоге оказывается, что всё это сделано специально и космический антураж служит только одной цели: как можно сильнее прорисовать ту невероятно трагическую коллизию, в которую угодили персонажи. В каком-то смысле это больше похоже на театр, а не на кино – но представление, безусловно, получилось первоклассным.