Отличное произведение для девочек-подростков, которое порадует и взрослых читательниц. Эту книгу хочется поставить в один ряд с Валентина Осеева - Динка. Динка прощается с детством (сборник) , Александра Бруштейн - Дорога уходит в даль… В рассветный час. Весна (сборник) , и, на мой взгляд, она выгодно отличается от излишне романтичной экзальтации в романах Лидии Чарской. Повествование получилось очень искренним и цепляющим, заставляющим переживать за героиню, а вместо ожидаемого успокаивающего эффекта чтения перед сном история, наоборот, взбудоражила получше крепкого кофе и не отпускала до самого финала.
Хотя отчасти сюжет весьма предсказуемый: главная героиня Ева Кюн ходит в гимназию, сталкивается с насмешками одноклассниц из-за своих рыжих волос, но есть у нее и подруги, которые поддержат в сложных ситуациях. Будет тут первая влюбленность и разочарование, сомнение во взаимности и разные горькие ситуации, связанные со вмешательством взрослых. Вообще именно семейные проблемы составляют главный «нервный узел» данной истории, ведь отец девушки - весьма неприятный человек. Мало того, что он жандарм, что уже необычно, так еще и жестокий домашний тиран, который не только довел жену, вынужденную покинуть семью, но и бабушку Евы выжил из дома, поэтому в результате запуганный ребенок остался наедине с весьма деспотичной личностью.
цитаты
— Ева, — сказала бабушка, — я уезжаю. Ева побледнела и ни шагу от дверей. Прошлой осенью вот так же все было раскидано. Тоже раскрыт сундук. Мама Евы, маленькая, черненькая, плакала и бросала вещи в сундук. Еве не верилось, что мама уедет. И прежде, бывало, мама поплачет, упакует сундук, но не уедет. И сундук распаковывают. Мама долго не могла решиться — ей казалось, одной никак невозможно жить. Но нынче осенью мама вдруг уехала — должно быть, навсегда. Теперь уезжает и бабушка.
— Что тебе? — спросил папа с раздражением. Лицо у него серое, глаза бесцветные, как мутная вода, веки воспаленные. Когда Ева с папой, ей всегда как-то неловко, она мнется, теребит кончик черного передника. Давно, когда Ева была маленькой, папа побил ее няньку. Нянька сама была еще совсем девочка, худенькая, с косичкой, как крысиный хвостик. Один раз она взяла без спросу сахарного барашка. Папа как даст ей тяжелым кулаком по лицу. Еву затрясло от ужаса. И с тех пор Ева боится папу. И все папу боятся. Каждый день к папе приходит писарь с бумагами под мышкой. В кабинет он входит на цыпочках, чтобы не скрипели сапоги. Папа и его один раз по лицу ударил. Еву он тоже ударит когда-нибудь. Непременно ударит. — Позволь мне с бабушкой уехать, — говорит Ева. — Что, — взревел папа, — с бабушкой? Ах ты, дрянь! И ударил кулаком по столу. Лампа задрожала, блестящая медная крышка на чернильнице задрожала. И вдруг сорвалась медная крышка с чернильницы и покатилась по полу со звоном. Ева съежилась, точно от боли. — Родного отца готова бросить из-за сладких подачек сумасшедшей старухи? Неблагодарная! Не хочешь жить с отцом? Так я тебя упеку. Запру в интернат. Вон отсюда! И чтобы больше об этом не заикаться.
Ева решила написать маме. Если мама захочет, она может потребовать Еву к себе. Ева пошла домой. В куче брошенных вещей отрыла свою пузатую чернильницу, ручку, бумагу и конверт. И села в столовой за письмо. И пишет: «Дорогая мамочка! Как ты поживаешь? Я очень плохо живу. Мне бы очень хотелось поехать к тебе и жить с тобой. Папа говорил: когда кончишь гимназию, будешь жить с мамой. Но очень долго ждать. Еще нужно в шестой класс перейти, потом в седьмой. Так долго ждать я не вытерплю. Возьми меня, пожалуйста, к себе. Напиши мне письмо с ответом. Буду ждать с нетерпением. Целую тебя крепко. Твоя дочка Ева».
— Отдайте письмо! — сказала Ева. Зоя Феликсовна удивленно приподняла жидкие брови. — Какое письмо? — Вы взяли! Вы взяли мое письмо. Мама написала. Отдайте! — Ева, — сказала Феликсовна, — нельзя ли повежливее? Письмо я взяла. Папа меня просил твои письма брать и передавать ему. Сначала папа посмотрит, что за письма, прочтет, а потом ты будешь читать. Вела бы себя хорошо, никто бы твоих писем не трогал! — Не отдадите? — тихо спросила Ева. — Не отдам.
свернуть
Чувство жалости не отпускало меня во время чтения, автор, думаю, специально так ставит акценты, что нельзя не переживать за юную Еву, которая, оставшись без поддержки родных, лишена не только свободы, но и неприкосновенности личной переписки. Храбрая девочка решает бороться с обстоятельствами, вместе с ней мы испытаем массу волнительных моментов, которые, дабы не спойлерить, не буду описывать в рецензии.
Подводя итог, рекомендую эту книгу для семейного чтения, тут приключения соседствуют с очарованием дореволюционной жизни небольшого города, искренность и живость героини сталкивается с драмой семейных обстоятельств, так что получается яркий микс в лучших традициях качественной детской литературы.