Просто слегка бомбануло с того, что в популярном виде хороших вещей по теме икотниц можно по пальцам пересчитать, а вот всякого бреда – выше крыши, а на ютубе чуть ли не одним из первых вылезает сюжет с Рен-ТВ, в котором раз двадцать за пятнадцать минут упоминают, какие глупые современные учёные, а психиатры ничего не знают. Фу такими быть, неправда это.
Что вы обычно представляете при слове “порча”? Рискну предположить, что бОльшая часть людей скажет что-то про какой-нибудь венец безбрачия или порчу на смерть.
Однако порчи бывают разные, не все из них делаются с целью убить человека. Некоторые делаются из склонности (часто вынужденной) к пакостям или просто необходимости дать работу помощникам колдуна.
Собственно, предлагаю сравнить вид порчи, который "прославил" Русский Север, у собственно русских этого региона и у коми-пермяков.
Наиболее известны икотницы Русского Севера, но также икота/икотка есть на Урале, в Сибири, в основном, у некоторых групп старообрядцев.
Икоту можно назвать подвидом кликушества, которое, в свою очередь, является одним из видов беснования. В кликушу якобы вселяется нечистый дух, который заставляет жертву кричать (выкликать, кликать, икать) на разные голоса, в том числе разными животными.
Икота/икотка – это название и самой болезни и духа, её вызывающего. Икотница и икотник – как больной, так и колдун, который наслал болезнь. Выглядит икота обычно как какой-нибудь гад - муха, ящерка, лягушка, даже крыса. Есть ещё название “пошибка”, но для единообразия оставим здесь икотку.
Икота может вселяться в тех, кто так или иначе нарушает правила, нечист в ритуальном смысле: ругается на других людей, использует матерные слова, не крестит еду… Почти в кого угодно, потому что грех на каждого найдётся.
Напустить икоту может не только профессиональный колдун, но любой, кому известны способы наведения этой порчи. Существуют представления, что сама икотка может выдать того, кто её подсадил. Икота может проявляться, если при больном упоминают икотку, если показывают или говорят о какой-либо еде, которую бес не любит, курят табак… Да на что только она не реагирует!
Существуют немые икоты – это либо те, у которых нет хозяина, а точнее, хозяйки, потому что чаще всего этим страдают именно женщины, либо недолеченные – в таком случае икотка перестаёт говорить, а только “ухает”. Обычны представления, что поселившийся в человеке бес не выносит христианских символов. Лечат эту напасть знахари, после проведённых обрядов больная либо “рожает” какого-то гада, либо оно выходит со рвотой. Рассказывают, как в рвоте была лягушачья икра, сами лягушки, какие-то насекомые, волос – и всё это считается вышедшей икоткой, которую обязательно нужно сжечь до конца с соответствующим ритуалом. Если её недожечь или просто закопать – она просто вернётся обратно.
Однако были некоторые икотницы, которые считались прозорливыми, и к ним ходили, чтобы узнать, где пропавшая вещь, во время войны узнавали о своих воюющих родных и т.д. и т.п.
А теперь перейдём к аналогичному явлению в финно-угорской мифологии. У коми-пермяков такой дух называется шева. Этимологически как “икота”, так и “шева” связаны с древними корнями, обозначавшими голос, способность издавать тот или иной звук. Думаю, вы уже и сами догадались, какая тут связь, верно?
У коми-пермяков шева также является на вид каким-то гадом: насекомым, жучком, червячком, ящерицей, но при этом не встречается вариант с мухой. К человеку она может попасть в виде соринки, пушинки, волоска, того, что случайно может попасть с едой или водой.
Колдуньи разводят таких духов в туесках, народ воспринимает этих духов как неких детёнышей колдуньи. Та должна кормить их, в том числе кормление происходит при помощи собственного тела колдуна. В туесках шева могут выглядеть как жучки-червячки, а также бабочки “с блестящей шёрсткой”. Вообще мотив кормления шева часто дополняется объяснением, что это самое тяжёлое, что нужно делать колдуну, ведь шева забирают его жизненную силу. Шеву колдун может сделать и из каких-то обыденных предметов вроде иглы из метёлки для печи или вообще мусора. Как правило, достаются духи шева колдуну во время его посвящения.
Внутри человека-хозяина шева может путешествовать по телу, а также питаться телом хозяина. Шева, как и икота, может наделять хозяина даром предвидения. В использованных источниках не встречаются случаи, когда ясновидящим становится мужчина, что косвенно может подтверждать высказанную в статье А.В. Панюкова гипотезу о связи сюжета о шевах с матрилинейностью.
Кстати, далеко не каждая шева боится христианских символов, более того, известны случаи, когда она наоборот заставляет хозяйку ходить молиться.
Представления о порче есть у большинства народов Земли, как и представления об одержимости. Известная на Русском Севере “икота” или похожая на неё “шева” коми-пермяков – как раз из таких явлений. В конце этого небольшого сравнения хочу напомнить, что нельзя утверждать, будто один народ заимствовал такие представления у другого. Скорее, они взаимно обогащали представления соседей.