Со всеми сериями и другими произведениями можно ознакомиться по ссылке: https://disk.yandex.ru/d/qL-5rjQDTaL1uA
1. Лучше одолевать не судьбу, а самого себя, изменять не мировой или государственный порядок, а только свои собственные устремления в них...
2. То, чему учили наши предшественники в профессии так незначительно и по большей части так малоэффективно, что приходится нынче приближаться к той же профессиональной истине не иначе, как только через удаление от путей, которыми они следовали...
3. Педагогические способности в нас – едва ли ниже творческих. Ибо, выражение педагогического потенциала преподавателя, его профессиональной энергии и силы, также как и в наличии феномена творческого начала в нём – является высшим проявлением и функцией природы человека в животном мире...
4. Музыка – это звучание наших чувств и эмоций, где главное: чтобы синергия этих чувств и эмоций всегда преобладали в нас...
5. Лишь разум может показать действительную реальность мучающих нас ужасов жизни или проблем в профессии, где, нередко, жестокая абсурдность является нормой человеческих и профессиональных и отношений и поведения в них...
6. Учит не столько метод, сколько вера обучающегося в учителя и его знания. И они – есть суть веры ученика в свои собственные силы в деле обучения исполнительскому ремеслу…
7. Идея, которая не может быть претворена в жизнь ни сейчас, ни завтра, совсем не пуста, и не есть мыльный пузырь, а веха и правильный вектор нашего личного творческого развития. Как говорится: всему своё время...
8. Как это можно заглянуть в своё будущее, если оно ещё не пришло к нам или мы до него ещё не дошли?..
9. Как говорится: любая идея или план в жизни или работе, обычно, к нам приходит вместе с силами, необходимыми на их осуществление, но для этого, обязательно придётся потрудиться и попотеть...
10. Педагогический результат не обеспечивается милостью или добрым расположением руководства школы и родителей к ученику, если не изменяется в лучшую сторону сама внутренняя культурная жизнь ребёнка…
11. Как неразумное педагогическое добросердие преподавателя почти всегда мешает творческому развитию ученика, так и его разумная профессиональная требовательность всячески способствует музыкальному прогрессу ученика…
12. Искусство педагогической работы в школе больше напоминает искусство борьбы, нежели искусство хорошего тона или этикета в ней. Оно требует от нас постоянной готовности, терпения и выдержки в отношении к внезапному и непредвиденному в учебном процессе...
13. Если сейчас что-либо нам не по-силам в школе, то не следует считать, что оно вообще невозможно для кого-то из коллег в ней. И наоборот, если что-то возможно для человека, то разумнее полагать, что оно может быть доступным и нам по результату…
14. Музыкальная педагогика – это даже не профессия, а способ познания жизни через знакомство с чужим музыкальным опытом, пусть и маленьким...
15. Удивительно, но большинство из нас совершенно не знает, не задумывается и не интересуется: к чему у нас склонность, в чём именно наш дар, где наилучшим образом могли бы быть применены свои силы...
16. Для профессионального стиля преподавателя в школе, его педагогические привычки важнее, чем существующие правила «как надо», ибо привычка – реально живое правило, ставшее почерком, педагогическим инстинктом и педагогической плотью преподавателя…
17. Знания, вообще, имеют свою судьбу, что означает: нередко, приобретаемые нелёгким трудом для применения их в своей жизни или работе, они, частенько, становятся ненужным хламом, который обратно уже не вернёшь, и от которого непросто избавиться…
18. Обязанность каждого преподавателя, кто действительно хочет быть хорошим и служить добру в своей профессии, суметь подчинить свою педдеятельность наивысшей цели, какая только доступна учителю, – не ущемить, не отвратить и не унизить достоинства и дух ни в себе самом, ни в своих воспитанниках...
19. Если мы не станем постоянно выдумывать себе нужды в жизни или работе, то нам было бы куда как мало чего надо, чтобы жить и работать в этом мире с удовольствием и счастливо!..
20. Фундамент нашего бытия на свете – познание окружающего мира, среды, отношений, без которых, пожалуй, совершенно невозможна осмысленная и содержательная жизнь. Стремясь к постижению сути жизни, вещей и отношений, а также их взаимосвязи в мироздании, мы обретаем своё бытие. И кажется, что только таким образом мы и можем по-настоящему выполнить своё предназначение в природе – быть человеком в ней, в полном смысле этого слова...
21. Возраст, разрушающий наше тело и разум, бессилен перед твёрдым и стойким духом, конечно, если он есть в нас, который непреходящ, не имеет ни рождения, ни смерти… Качество духа – считается наиболее предпочтительной субстанцией в человеке...
22. Надо ли преподавателю помнить о творимом им ежесекундно добре в отношении своих учеников? Трудно сказать однозначно, но известно, что говорят наиболее разумные из нас по этому поводу: безусловно, первым, кто должен забывать о совершённом им добре – это сам постоянно творящий добро преподаватель...
23. Педагогический труд нужен преподавателю скорее не для прокорма или шлифовки своего мастерства, а для развития и поддержания в себе чувства человеческого и профессионального достоинства…
24. Может быть, вся прелесть нашей молодости состоит не в возможности делать всё и быстро, а в возможности считать, что всё будет обязательно сделано самым наилучшим образом…
25. Три неприятные вещи есть в школе у любого преподавателя: плохие ученики, старение и смерть в профессии. Старения и смерти в профессии – ещё никому не удалось избежать, а вот от плохих учеников нас может уберечь только совместная учебно-творческая работа с детьми...
26. Когда мы остаёмся наедине с самим собой – это и есть мы настоящие. В школе же, – мы чаще мало походим на самих себя, если не совсем не походим. Это уже не мы, а некие социальные объекты с определёнными профессиональными обязанностями…
27. Наивысший смысл педагогического труда – в работе для чего-то более значительного, чем просто личные интересы. Но сделает ли этот смысл работы более полным личное счастье преподавателя?..
28. Когда кто из нас ощущает себя несчастным, то в таком случае принято рекомендовать: если у вас нет счастья, то надо идти и искать его. Но дело в том, что если идти искать своё счастье, то его можно не только не найти, но и приобрести вместо него кучу неприятностей и разочарований. Поэтому, наилучшим решением в этом вопросе будет: просто сесть и понять, что оно у вас уже давно есть…
29. Нынче всем известно, что за деньги можно купить всё: квартиру, машину, еду, лекарства, услуги и т.п. Однако, никак не покупается: счастье, аппетит, здоровье, дружба, радость, разумность и т.п…
30. Об относительности жизни, работы, восприятия, оценок, устремлений и т.п., кем-то очень хорошо было сказано: «Вчера – сегодня было завтра, а завтра – станет вчера...»[1]…
31. Нельзя ни на минуту забывать в своей жизни, что никто из нас не обладает красотой и уникальностью океана, космоса, или даже маленькой снежинки...
32. Существующие ныне в мире значительные и не столь значительные музыкальные произведения, – это ведь сердца, души и разум далёких, и не очень далёких наших музыкальных предков, среди которых немалое число гениев. И все они, и только они, делают нас наследниками духовной и музыкально-художественной культуры минувших веков…
33. Если преподаватель хочет достичь какой-либо цели, то он не должен стараться быть деликатным или разумным. И не обращать внимание на тот материал, что у него под рукой находится. Ему нужно пользоваться прямолинейными и железными приёмами. Бить по цели сразу. Вернуться. Ударить снова. Затем ударить ещё раз, сильнейшим образом, сплеча... И при таком методе, цель, безусловно, будет достигнута. Да только тот ли это путь к цели в школе?..
34. Редко, но можно услышать от маститых преподавателей: есть только два способа прожить свою педагогическую жизнь в школе. Первый способ: как будто никаких чудес в школе не бывает, а второй: как будто всё на свете, начиная со школы, является чудом...
35. Нужно обязательно учитывать при работе в школе: знание теории педагогики – это когда преподавателю всё известно, но ничего не работает в классе. Педагогическая практика – это когда у преподавателя всё получается в классе, однако, он не может достаточно внятно объяснить это даже самому себе. Когда же в преподавателе объединяются теория и практика, то очень часто у него не только ничего не работает и не получается в классе, но и никто не знает, и не может объяснить почему так получается…
36. Очень нередко один каверзный вопрос мучает преподавателя и часто ставит его в тупик: кто сумасшедший в школе – он или все вокруг него?..
37. Творческое воображение преподавателя – это, пожалуй, самое главное в его профессиональной жизни, так как оно, по сути, является отражением того, что он притягивает в свою работу в школе...
38. Когда мы откладываем все свои классные страдания и педагогические муки на время отпуска, то для нашей профессиональной судьбы на этот период не остаётся ничего, кроме скуки…
39. К большому сожалению, часто только к концу известного периода своей педагогической жизни, а то и к её финалу, мы можем правильно судить о своих профессиональных действиях и поступках, понять их связь и взаимодействие между собой, и, наконец, действительно оценить их по достоинству…
40. Игру на каком-либо музыкальном инструменте может освоить всякий – один с большим, другой с меньшим трудом. И в искусстве исполнения каждый добьётся только того, сколько он сам в состоянии взять…
41. Очень поучительно: под конец педагогической жизни дело всегда идёт к тому, как это происходит в раздевалке общественной бани, когда перед входом в помывочную, все одежды скидываются...
42. Печально конечно, но всякий раз, когда уходит из профессии хороший преподаватель, то с ним словно погибает некий мир, который он носил в своей голове и душе, мир, как правило, совершенно неизвестный и очень интересный. И чем интеллектуальнее голова преподавателя, и чем выше его душа, тем этот мир отчётливее, яснее, значительнее, обширнее… Что тем грустнее осознавать: чего лишаемся мы, ещё остающиеся в профессии коллеги...
43. Разумный преподаватель всегда приспосабливается к учебным обстоятельствам. Неразумный же, всегда пытается приспособить учебные обстоятельства под себя. Это общеизвестно. Однако, что само по себе парадоксально, очевидно поэтому прогресс начального музыкального образования, в целом, и в большей степени, зависит от неразумных преподавателей, а не их разумных коллег...
44. Талантливый преподаватель не есть только высокопрофессиональный и высокодуховный специалист, каких, обыкновенно, бывает не так уж и много в музыкальных школах. Напротив, очень похоже, что он является носителем интеллектуальных достижений, знаний и опыта в избранной профессиональной сфере интересов и деятельности многих веков целого мира. Очевидно поэтому он живёт часто и больше ради своих учеников, чем ради себя...
45. Сила профессиональной истины в том и заключается, что, хотя её достижение в педколлективе и трудно, а порою, и очень мучительно, но если, однажды, она одержит верх в ней, то уже не сможет быть кем-либо изменена или не поддерживаема в школе...
46. Музыка, как явление, и как изобретение человека – весьма вдохновляющая муза его жизни. И очень похоже, что без неё, жизнь вообще – вряд ли могла бы существовать. Только человеческая, конечно. Червям, мухам и др. представителям живущих на Земле – она ни к чему...
47. С точки зрения преподавательской молодости – жизнь, и не только в профессии, – есть бесконечная череда интереснейшего будущего. А с точки зрения преподавателя-пенсионера – стремительно промчавшееся короткое прошлое...
48. С возрастом, я не забывал меняться и становиться другим; обзаводился новыми знаниями, расширял опыт, угол зрения и мировоззрение, т.е., постепенно преобразовывался в неизвестного ещё по сути, даже самому себе человека. А те, для кого я продолжал существовать только в виде старого «я», смеялись и потешались надо мной, считая, очевидно: годы берут своё...
В это время, пожалуй, единственно здравомыслящим человеком оказалась парикмахерша, у которой я стригся. Она каждый раз предлагала снять с меня те излишки волос, которые мешали видеть во мне новостриженного, тогда как все остальные, и близкие в том числе, продолжали подходить ко мне со старой меркой и воображать, что только эта мерка единственно и соответствует моему уже изменённому содержанию, что она всё ещё отражает мои действительные размеры и масштаб прошлого «я»...
49. Когда мы прекращаем что-либо делать во вне себя и не только для себя – мы перестаём жить…
50. Время – может быть как плохим, так и хорошим союзником преподавателя…
[1] Аноним.